6 мин.

Тошич для «Тобола» – два в одном: качественное усиление и шанс на маркетинговый прорыв

Приезд Зорана Тошича в Казахстан – это главное событие межсезонья. Пока сложно сказать, как изменится рисунок игры костанайцев с Тошичем в составе, но тренер «Тобола» Григорий Бабаян уверен в звездном новичке: «Это игрок топ-уровня, в этом нет никаких сомнений. Мы искали усиление в атаку и знаем, что игрок обладает всеми необходимыми качествами. Сейчас ему необходимо определенное время, чтобы набрать кондиции».

Вероятно, Зоран будет полезен «Тоболу» на поле, об этом поговорим позже, а пока мы можем размышлять о маркетинговых шагах желто-зеленых, связанных с сербским полузащитником.

Приглашение в состав звезд или игроков из стран, чей рынок потенциально важен для клуба – далеко не новинка в футболе. Последние несколько лет в КПЛ частенько заглядывают футболисты с именем. Здесь особо активен «Кайрат», который и Тошича к себе приглашал совсем недавно.

Первыми на ум приходят зенитовцы Анатолий Тимощук и Андрей Аршавин, уехавшие из Казахстана пару лет назад, а сейчас в Алматы Вагнер – одноклубник Тошича по ЦСКА.

Кроме армейцев и питерцев в Казахстан заезжали звезды «Спартака» – Андрей Тихонов и Егор Титов, но было это еще в позапрошлом десятилетии.

Чемпионы АПЛ (а у Тошича есть золото в составе МЮ) пока на наших полях не играли. Громкое имя новичка – шанс если не заработать, то хотя бы покрыть часть затрат на зарплату футболиста (и сделать несколько важных шагов в маркетинге). По информации журналиста Владимира Жаркова, Зоран получил в Костанае контракт с ежемесячной выплатой в 25 тысяч евро в месяц.

Приезд большого игрока – шанс заработать в матчдей

Одна из первых и важных статей заработка для многих клубов – это сама игра и все, что с ней связано.

Босс алматинского клуба Кайрат Боранбаев отмечал, что Аршавин и Тимощук в составе добавили интереса к «Кайрату»: «Мы провели анализ, и выяснилось, что благодаря им посещаемость матчей поднялась на 37%, в том числе и выездных. Я же слышу реакцию публики – люди в разных городах идут в первую очередь на Аршавина».

Понятно, что пока стадионы заполняются лишь на 20-30% и об аншлагах говорить еще очень рано – коронавирус никуда не делся. Вполне возможно, что приезд Тошича приведет на костанайский стадион новых зрителей из числа фанатов ЦСКА или МЮ. В будущем эти люди могут стать лояльными болельщиками «Тобола».

Но привезти известного игрока мало. Нужно, чтобы люди, пришедшие посмотреть на Тошича, возвращались на стадион еще и еще, продолжая приносить клубу деньги. Что для этого нужно? Все очень просто – для начала создать людям максимально комфортные условия.

Покупка билетов – это первый шаг для попадания на стадион. Современный болельщик не хочет ехать в кассы и стоять в очередях, чтобы оказаться на футболе. Уже на этом этапе можно потерять интерес людей. К счастью, во многих казахстанских городах с онлайн-продажей уже все давно налажено. В том числе, и в Костанае.

Далее мы попадаем на стадион. Здесь человек должен чувствовать себя максимально уютно (насколько это вообще возможно во времена пандемии в местах скопления людей). Желательно минимизировать количество людей в форме, и, опять же, постараться избежать очередей на входе.

Сюда же мы добавляем точки питания и продажи фанатской атрибутики. Чем их больше, тем лучше болельщикам (никаких очередей!) и клубу (аренда торговой площади). Нельзя забывать про развлечения в перерыве и до старта, а также про клининг посадочных мест. Иначе в следующий раз болельщик отправится в ближайший бар, где гораздо чище, а не на стадион.

Где взять футболку Тошича?

Пожалуй, это самый первый вопрос, который возникает у многих. Этим моментом нужно пользоваться и клубу. В Костанае уже несколько лет подряд обсуждается вопрос открытия фаншопа. В 2019-м даже предлагался проект, но смена вектора, а затем и пандемия отложили его запуск на неопределенный срок.

Зацикливаться на продаже в реальном магазине точно не стоит. Сейчас масса возможностей для продажи в интернете, в том же инстаграме есть удобный инструмент. В Казахстане точно найдутся желающие, чтобы приобрести футболку «Тобола» с фамилией Тошича не спине. Возможно, такие будут и за границей (начиная от студентов и заканчивая ностальгирующими по родине костанайцами, переехавшими в другие страны).

Что нужно клубу для старта продаж? На самом деле не так уж и много: желание, комплекты форм и термопресс для печати фамилий и спонсорских наклеек. Не забывайте, что в команде еще около 20 игроков, у каждого из них тоже найдутся поклонники.

Зоран – серьезный актив в переговорах с партнерами

Не секрет, что потенциальным спонсорам интересен не только клуб сам по себе, но и игроки, которые могут помочь в продвижении какого-то товара или услуги в массы.

Теперь у «Тобола» появился неплохой козырь в рукаве. Участие звезды (по меркам СНГ уж точно) в рекламной кампании автоматически поднимает ценник потенциального контракта. Не исключено, что бренды захотят точечную акцию с одним лишь Тошичем и сами будут выходить на костанайцев с предложениями. Почему бы и нет?

***

Нужно понимать, что информационная волна, связанная с Тошичем, может угаснуть так же быстро, как и поднялась. В интересах клуба напоминать о своем важном активе (в случае удачных результатов сделать будет гораздо легче) и работать над тем, чтобы приезд звезды принес пользу по всем фронтам.

Фото: vk.com/fctobolsportbox, еxway.ru, manutd.com

Где пропадал Тошич после ЦСКА: играл в «Партизане» и Китае, занимал пост президента сербского клуба

Тошич и Вагнер Лав зажигали вместе в ЦСКА, а теперь сыграют друг против друга в Казахстане