Муртазаев выбрал «Астану», отказав двум клубам из Европы и «Шахтеру». Правильное ли это решение?
От редакции: привет! Это еженедельная колонка инсайдера Айдына Кожахмета, который каждый понедельник наводит фокус на важные истории и интересных героев.
Один из самых талантливых игроков своего поколения, вполне возможно, упустил последний шанс попробовать свои силы в Европе, отверг предложение от родного клуба и шагнул в неизвестность.
У Муртазаева было два реальных предложения
Роману Муртазаеву 27. Это лучшее время для свершений. В 25-28 лет организм футболиста обычно находится на пике: он уже не юнец, ему хватает игрового опыта, и в то же время тело все еще прекрасно слушается, не сдает позиций. И мы вправе ожидать от Муртазаева следующего шага в развитии, ведь он сам неоднократно говорил, что мечтает уехать в Европу, испытать там себя, увидеть настоящий футбол и все эти неведомые нам понятия. Но годы идут, карьера Романа слегка забуксовала, а он все никуда не уезжает. Хотя, мне кажется, что эта зима была идеальным временем для перезагрузки себя, учитывая как блекло он выглядел последние 2 сезона.
«Да кому он там нужен, если здесь не блещет?» – резонно спросите вы. Отнюдь, замечу я вам. На то уж и поднимаю эту тему, что есть у меня в наличие кое-какие инсайдики. Несмотря на то, что в 2020-м статистика Муртазаева для атакующего игрока выглядит весьма кошмарной (17 матчей за «Тобол» и 2 гола), интерес к нему был как минимум от двух клубов. Это я говорю про реальный интерес, а не про слухи.
Вариант №1. Венгерский «Уйпешт». Это команда из нижней части турнирной таблицы. Но клуб сам по себе не из маленьких, когда-то гремел на всю Восточную Европу, играл в еврокубках. Переговоры были в продвинутой стадии. А подписка на страницу «Уйпешта» в инстаграме от супруги Романа и вовсе в современных медиа засчитывается чуть ли не за железный пруф.
Вариант №2. Греческая «ПАС Янина». Турнирная ситуация у этой команды была аналогичной «Уйпешту» – болтались недалеко от зоны вылета. Но нуждались в усилении атаки и предлагали бесплатному Муртазаеву 7000 евро в месяц. Плюс бонусы, автомобиль в пользование и помощь с арендой квартиры.
Не знаю, по какой причине отъезд Романа в Европу не состоялся. Их может быть много – необязательно только финансовая. Ее, наверное, можно не считать основной хотя бы потому, что в «Астане», куда он в итоге перебрался, вряд ли ему могли предложить намного больше, учитывая нынешнюю ситуацию в клубе.
Почему отказ «Шахтеру» – просчет
Завтра в полуфинале Суперкубка «Астана» постарается пройти главную сенсацию прошлого сезона – «Шахтер». Лично мне этот матч интересен еще и из-за Муртазаева. Объясню почему.
Помимо вариантов в Европе, Муртазаев отказался еще от двух здесь – в Казахстане. Во-первых, не прочь был его оставить «Тобол». Григорий Бабаян звонил, предлагал продолжить в Костанае. Но Роман был непоколебим в своем решении уйти.
Основным же претендентом на него был родной «Шахтер». И тут, на мой взгляд, Роман допустил осечку. Возвращение в родную команду пусть и не сулило большого контракта, но открывало совсем иные горизонты.
Во-первых, это желание главного тренера видеть его в своей команде. Али Алиев не раз признавался в своих симпатиях к нападающему, называя Муртазаева очень сильным исполнителем. А что может быть лучше, чем заинтересованность тренера?
Во-вторых, уровень конкуренции в «Шахтере» все же пониже, чем в той же «Астане». Следовательно, больше шансов получать игровое время. А это сейчас вообще важнее всего, учитывая провальный прошлый и не особо яркий позапрошлый годы.
В-третьих, Муртазаев еще ни разу не примерял на себя роль лидера. Дома у него эта возможность появилась бы – стать примером для местной молодежи, делиться опытом, заразить всех менталитетом победителя, которым он обзавелся в «Астане». Одно дело играть и совсем другое – объединять вокруг себя партнеров, быть их ледоколом, вести за собой.
Какие шансы на игровое время в «Астане»?
Но Роман выбрал «Астану», где больше платят. Не факт, что это основная причина, но от подобных разговоров не уйти, когда ты выбираешь менее очевидный вариант.
И что-то мне подсказывает, что с выбором он ошибся. В «Астане» выше уровень конкуренции, это понятно. Но полагаю, что Муртазаев ее не боится. Однако не бояться – не значит выиграть. А сделать это будет нелегко, учитывая незыблемые позиции вингеров Марина Томасова и Тиграна Барсегяна. Скорее всего, именно армянского моторчика стоит рассматривать его основным конкурентом, учитывая, что сам Роман именно слева в атаке чувствует себя наиболее уютно и способен приносить пользу. В роли центрального нападающего мы его видели в сборной, да и пару раз в «Тоболе» тоже: будем честны, на острие Муртазаев неубедителен.
И самое главное – возможности Романа не столь хорошо изучены Андреем Тихоновым. По сути, для него это кот в мешке, в отличие от того же Алиева, который знает нашего героя как облупленного. И сможет ли (да и захочет ли вообще?) он интегрировать Муртазаева в свою систему игры?
Если мои опасения подтвердятся (а я искренне желаю, чтобы в итоге Рома посрамил меня), то уже переставшего вызываться в сборную нападающего, ждет еще один блеклый сезон. И будет ли он интересен тем же аутсайдерам из чемпионатов Венгрии и Греции через год, большой вопрос.
Для сравнения еще один пример: в своем лучшем сезоне за «Астану» (в 2018-м) Муртазаев в 28 матчах КПЛ отличился 8 раз, а также забил дважды в еврокубках. Причем один раз – в ворота киевского «Динамо» на выезде. И именно после этого яркого перфоманса к нему был неподдельный интерес из разных стран Европы. Мне доподлинно известно об интересе польской «Легии», предлагавшей ему вполне солидные деньги – порядка 270 тысяч евро в год. Были и другие желающие. Но тогда Рома решил остаться в «Астане». И никуда не уехал. Уедет ли теперь вообще? Сомневаюсь. Для этого ему необходимо провести этот год примерно на том же уровне, что и 2018-й.
Фото: dynamomania.com; ru.uefa.com/Vladimir Shapovalov; Twitter/vestisporta