Вместе
Продолжаю исследование под названием "Карта развития КХЛ".
Предлагаю несколько тем для совместного осмысления.
Первая из предлагаемых тем особо заботит всяких неугомонных товарищей, пытающихся чего-нибудь, да где-нибудь поразвивать и сующихся со своим умничаньем во все дырки. Отчасти к таким чудакам можно отнести и меня.Обзываю себя по тому поводу, что всё чаще обнаруживаю почти непреодолимую стену между собой и заказчиками спортивных проектов. Решил разобраться в причинах.
I. ИННОВАЦИИ В РОССИЙСКОМ СПОРТЕ
Анализируя состояние рынка спортивной индустрии в России и низкие темпы внедрения инноваций, с досадой приходится констатировать всё большее отставание от лидеров зарубежного рынка. Один из печальных примеров у нас на глазах, - амбиции КХЛ «сдуваются», мастера и молодёжь по-прежнему рвутся за океан, всё теперь подчинено "идее фикс" о реваншах сборной. Готовлю исследование причин увеличивающейся пропасти между отечественным профессиональным спортом и лучшими образцами зарубежного, между КХЛ и НХЛ, в том числе. С чего-то надо начинать.
Сложности продвижения инноваций
Начну с субъективных сложностей, почему-то особо заметных последние годы и превратившихся в системную проблему и, скорее всего, не только в спортивной отрасли экономики.
1. Уровень менеджмента
В лидерах различных финансовоёмких проектов находится много «поставленных» управленцев, не обладающих достаточным опытом созидания «с нуля» и, соответственно, не умеющих ни рисковать своими ресурсами, ни верно ими распоряжаться. У менеджеров, "поставленных" охранять бизнес от врагов, задача скорее церберская, а не предпринимательская. С таким менеджментом новаторские ходы маловероятны. Максимум, на что они способны, - принимать решения на основании того, что предлагаемая «новация» была где-то эффективна. Но, при адаптации успешного опыта в новом месте, зачастую ключевым становятся факторы, заключённые в словах «была» и «где-то». А, учитывая, что «пророков в отчизне нет» и то, что в нас живут подсознательные приоритеты продвинутой забугорной просвещённости над оригинальными отечественными разработками, то остаётся сделать вывод, что мы обречены на вторичность и искусственность в любых опытах по адаптации чужеродной успешности.
Причин нашего отставания слишком много для одного поста, начал с кадрового вопроса, а точнее, с головы, подающей сигналы во все клеточки организма, - на развитие или на деградацию.
Конструктив. Надеюсь, что совместными усилиями удастся уйти от банального ворчания и соорудить варианты шагов, способных вытащить самих себя себя из болота.
Приглашаю всех к совместному исследованию и дискуссии на заданную тему.
Пожелание. Остроумно поставленного диагноза маловато будет. Интересны рецепты выживания пациента.
Интересны пути в российский спортивный менеджмент наиболее заметных спортивных управленцев, маркетологов.
Предлагаю делиться отзывами о лучших образовательных ресурсах и практиках в спортивной отрасли, совместными усилиями изобрести алгоритм работы перспективной образовательной структуры, способной готовить эффективных менеджеров, смелых и умелых, желающих создавать лидирующие продукты в спорте. Поделюсь и своим опытом преподавания.
Следующая тема связана с качеством продукта, который сегодня предлагается любителям хоккея. Много внимания в спортивном менеджменте уделяется продаже хокея как шоу и это справедливо, упаковывать и продавать современный продукт мы пока, в большинстве своём, не умеем. Но что продавать? Большой спорт интересен болельщикам, прежде всего, по той причине, что простой смертный зритель чувствует разницу между своими земными возможностями и талантами небожителей на льду, помноженными на их героизм.
II. На кого ходят зрители
Интервью Игоря Еронко с Майклом Гарнеттом подтолкнуло к изучению темы «За что готовы раскошелиться болельщики КХЛ и на кого ходят зрители?». Приведу небольшой фрагмент интервью.
Гарнетт о мастерах
Вратарь «Слована» Майкл Гарнетт делится мнением о мастерах КХЛ:
Полная версия, на мой взгляд, лучшей журналистской работы о хоккее за последние несколько месяцев. Низкий поклон Игорю Еронко за текст.
Также стоит отдать должное Ивану Шитику, своими переводными материалами поднявшего планку журналистской работы. А для тех, кто в блоге LAKings пропустил классный рассказ голкипера «Лос-Анджелеса» Джонатана Куика на страницах The Player’s Tribune об особенностях вратарской игры в НХЛ, а также о сложностях противостояния лучшим снайперам лиги, рекомендую получить удовольствие.
Предлагаю поделиться своими мотивами, побуждающими вас забыть о суете и прийти на хоккей. Ведь Мозякиных и Радуловых - раз, два и обчёлся. Что же упаковаывать бедолагам - пиарщикам, которым не повезло трудиться в командах с завидными мастерами? От чего дух захватывает у болельщиков большинства клубов Лиги, не избалованных наличием в команде звёзд планетарного масштаба? Точно так же интересно почему вдруг вы перестали ходить на хоккей, если такое горе приключилось.
Обещаю и сам поделиться наблюдениями о причинах заметных спада зрительского интереса к играм моего "Атланта" и причинах возврата болельщиков на трибуны.
Следующая тема актуальна для современной России не только в хоккее.
III. Стратегии клубов КХЛ. «Жизнь по средствам» или «Победа любой ценой»
Исследовать данную тему подтолкнуло интервью генерального менеджера «Автомобилиста» Олега Гросса.
Олег Гросс: «Сложнее работать там, где много денег. В Екатеринбурге все проще»
Предлагаю делиться своим наблюдениями об отличиях в стилистике работы менеджмента клубов с разными возможностями. Уверен, что у нас совместно может получиться интересный материал.
Подводим итоги игры "СОСТЯЗАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА"
Исследование «Состязание менеджмента московских клубов», где в ряде постов сравнивал усилия столичных клубов на этапе предсезонки, показало неумение и нежелание клубов подогреть интерес к сезону. Если и был заметный прогресс, то лишь в работе «Спартака», засидевшегося на старте по понятным причинам. Маркетологи красно-белых ударно потрудились в летние месяцы, помогли им в этом сами хоккеисты, взявшие два титула в межсезонье. И, как результат, – народ потянулся в «Лужники» и даже неважно, что часть из них пришла по бесплатным пригласительным. Болельщика надо вернуть любыми средствами на трибуны.
Но все усилия маркетологов может свести «на нет» сбой в работе спортивного менеджмента клуба. С одной стороны, команда явно недоукомплектована мастерами, а, с другой, «говорящие головы» клуба своей бравадой в преддверии сезона подняли планку ожиданий амбициозных болельщиков красно-белых и сейчас наступило неприятное отрезвление. Наверное, маркетологи тоже погорячились, заявляя на вездесущих картинках контекстной рекламы о «возвращении легендарного «Спартака»». Громкое обещание обязывает. Надо выкручиваться совместными усилиями и команде и маркетологам. Сил вам.
А пока предварительные итоги состязания клубов в сезоне 2015/2016 в контексте затеи «Карта развития Лиги»:
ЦСКА
Спортивный менеджмент – 8 баллов (комплектация команды, спортивный результат)
Всё круто, но Радуловозависимость продолжает оставаться на запредельном уровне.
Маркетинг, упаковка продукта – 5 баллов (билетная программа, посещаемость, работа со зрителями, работа сайта)
В области маркетинга и упаковки ни одного лидирующего продукта или технологии, недостойно лидера КХЛ
Динамо
Спортивный менеджмент – 5 баллов
Есть кадровая стабильность, последовательность в стиле игры, при этом слабые поступления из собственной школы, с каждым годом всё меньше креативных созидателей
Маркетинг, упаковка продукта – 5 баллов
Кроме аккуратного сайта, хорошей операторской работы и оживления в работе со зрителями во время матча отметить что-то сложно. Лидирующих продуктов и технологий не наблюдается
Спартак
Спортивный менеджмент – 2 балла
«Резко начнёшь, - попу сотрёшь» говорят у нас во двор. Шапкозакидательство и бравада в межсезонье сменились прилюдным уничижением тренерами собственных игроков. Разве это легендарно-спартаковски? Но уверен, что выправитесь, скорее всего, тренерский штаб рано натянул эмоциональную тетиву, постоянно заявляя в летнем эфире о том, что всем хоккам надо доказывать право на место в составе. Вот и напряглись парни раньше времени, в состав попали. Спад в этом случае неизбежен. Но к форс-мажорному матчу с московским «Динамо» в присутствии Президента придётся снова вытащить из себя все ресурсы.
Маркетинг, упаковка продукта – 5 баллов
Следует отдать должное. Видна практически круглосуточная работа маркетологов, pr-группы. Молодцы, настоящие пахари. Наверняка, с возвращением «Спартака» на рынке московских клубов КХЛ приключится оживление в работе со зрителями, генеральный директор «родом из «Атланта» станет гарантом душевного отношения ко всем гостям малой арены Лужников. Но всё-таки бренд великого клуба достоин не просто копий испытанных атлантовских технологий, но и нового слова в развитии Лиги.
Прошу считать количество баллов не столько безответственной критикой, сколько оценкой перспектив клуба.
Выводы
Признаю убогость собственной затеи, целью которой была демонстрация лучших маркетинговых технологий и лучших приёмов работы pr-служб. На поверку оказалось, что столичные клубы далеко не лидеры КХЛ в работе с болельщиками и в желании наполнить трибуны своих ледовых арен. В результате, исследование вместо "выставки достижений" скатилось в критиканство и приходилось поддерживать собственный драйв лучшими образцами работ клубов "Автомобилист", "Сибирь", "Адмирал", "Трактор", "Металлург" (Магнитогорск).
Для справки
«Спартак», пусть правдами и неправдами, но на данный занимает 11-е место по посещаемости в Лиге (6730 зрителей).
«Динамо» находится на 19-м месте по посещаемости (5446).
ЦСКА, лидер КХЛ, прошлогодний чемпион регулярки, находится на 25-м месте из 28 участников. На матчи армейцев приходят в среднем 3811 болельщиков.
Это же как надо ударно трудиться, чтобы на команду-победительницу с Радуловым в составе, приходило в многомилионной Москве всего на 400 человек больше, чем на « Югру» из малюсенького и холодного Ханты-Мансийска.
Слабо?
Интересно, готовы ли клубы, не жалеющие сил и талантов на работу с болельщиками, принять участие в игре-состязании. Разработаем сценарий акций, способных принести пользу клубам и заодно покуражимся во имя процветания Лиги. Уверен, всем нам будет интересно и мы сможем извлечь немало полезностей из вызовов самим себе.
ИТОГО: предлагаю считать моё приглашение "Сибири", "Автомобилисту", "Адмиралу", "Авангарду", "Трактору" и "Магнитке" "официальным". Отправлю менеджерам клубов отдельное письмо на красивом бланке. А в следующем тексте изложу моё видение игры-состязания, возможные выгоды для клубов и всего российского хоккея. Буду рад встречным идеям болельщиков.
Относительно Лиги. Инвестиционный климат для прихода инвесторов в спорт не создан, а все хотят хотят иметь игрушку, как у взрослых и не когда-нибудь, а при собственной жизни. Вот и обманываем себя, строя колоссы на глиняных ногах. Пока не научимся изобретать оригинальные конструкции на трезвую голову, исходя из реальных возможностей, до тех пор будем выпрыгивать из штанов.
Отдыхать в большинстве своём действительно не умеем, но там, где клубы талантливо занимаются работой со зрителями, то ситуация меняется, народ включается в игру на трибунах, это наблюдал не раз, особенно там, где ставка на молодёжную и семейную аудиторию, растет новая генерация людей, умеющих быть частью праздника. Опять же, в Мытищах это преображение публики произошло у меня на глазах.
Образовательные ресурсы есть, но не считаю их эффективными, поэтому веду работу над созданием образовательного ресурса на основе проектной деятельности.
В остальном, всё, что разложили по полочкам и верно и неожиданно близко к тому, что пытаюсь реализовать вместе со своими соратниками в различных проектах. Но мы давно уже пришли к тому, что легче выстраивать с нуля работу с уровня любительских команд, лиг, частных школ и терпеть, пока не поменяется ситуация, а с профлигами и клубами толкового ничего не выходит. Мои провокации в адрес клубов, прописанные в текстах блога, не предполагают реального сотрудничества, не верю в их открытость, хотя своими ходами оставляю клубам и Лиге шансы на "народность" проекта, как ни самонадеянно это звучит.
Всё, во что пока верю, - в необходимость просветительства, замешанного на вовлечении интересного мне народа в пробы совместной деятельности. Предлагаю небанальным и позитивным посредством личных сообщений. Если насобираю хотя бы пяток увлечённых оригиналов, дальше - легче. Так что все наши разговоры не беспредметны, как минимум, для меня. Все,кто хочет, - присоединяются.
Что же касается уровня проектов, то вы верно отметили, что правильные проекты могут быть якорными для территориальных образований и способствовать и развитию социума и территории. Но это уже тема отдельных текстов и разговоров по другим "повесткам дня". А то народ, случайно забредший в комменты, глазам своим не поверит:), - "куда я попал?". В общем я стесняюсь уже своих слов про социум:)
Когда-то на Трибуне вел блог пиарщик "Сибири" - наверное, футбольной.
Осознала, что главная проблема для меня - безопасность.
(Работа служб стадиона, проверка здания стадиона и т.д.)
И как часть - транспорт.
Если бы я видела - отчеты по проверкам стадиона (людьми, которым доверяю).
Виды семейного сектора (есть хоть такой?) и рассказы тех, кто туда ходит.
Рассказы стюардов про их работу.
И если бы меня из пригорода довезли на автобусе для болельщиков (пусть на мои деньги) - красивом, заметном, с надежным водителем.
Я бы подумала.
А так - мне намного комфортнее как интернет-болельщику.
То есть, мой подход - полностью прагматический.
Никакими красивыми картинками и роликами меня не заманишь:)
А идея вот в чем: хорошо бы всерьез разобраться, что людям мешает ходить на стадион.
Возможно, тут много стереотипов.
Например, новый заказчик хочет покупать технологии и решения, работающие сами по себе и не понимает, что без человека вообще ничего нового и классного не происходит. Инвестировать в мозги, таланты современный предприниматель не готов. Любое изобретательство тоже инвестора пугает, всегда следует вопрос "где можно посмотреть как это работает". Есть и забавные случаи, но продолжу байки о заказчиках в отдельном тексте.
Что же касается футбольных стадионов, то здесь ситуация разнится только тем, что почти везде "буйные" сами себя локализовали на фанатских секторах, этому способствует и логистика продажи билетов и служба безопасности. Семейный сектора на российских футбольных стадионах уже появляются. Публика заметно поменялась за последний десяток лет. Само собой неравномерно развиваются футбольные клубы, не везде есть стюарды, но к чемпионату мира по футболу стандарты обслуживания наверняка подтянутся к общемировым.
Что же касается критичных моментов, то всем нормам безопасности болельщиков соответствуют далеко не все российские стадионы. Немного подтянемся, опять же, к чемпионату мира благодаря новым архитектурным проектам, проходящим сертификацию ФИФА.
Ещё один критичный момент, - транспорт. КАК правило, мест для парковок не хватает рядом с отечественными спортсооружениями, хотя есть нормы машиномест, все проектанты об этом знают, но достаточно земли под стоянки власти не выделяют. Обычное жлобство чиновников и неуважительное отношение к болельщику. А вот ваша мечта о красивых автобусах, подвозящих прямо к дворцу или стадиону, думаю, хоть и кажется фантазией, но правильной. Уверен, что появятся вскоре клубы, справившиеся с такой задачей. Знаю, что в маркетинговых планах "Атланта" прорабатывалась похожая история по доставке болельщиков из соседних Королёва, Пирогово, Пушкино, Сергиева Посада и Красноармейска.
- Ни какой ЛИГИ (в виде КХЛ или выстроенной структуры от детей до мастеров) у нас нет, не вижу признаков.
По какой причине такое вижу? Дохлая экономика, низкая покупательная способность (только вчера об этом достаточно ярко заявил коммерческий директор ФК Краснодар «Дорогая УЕФА, вы нам сказали по 1€ с билета отдать беженцам, и кто не отдал, тот чмо, а при нашей цене за билет мы еще доплатим, да?») вот такие цены на билет и зарплаты игрокам, отсутствие рекламного рынка, большие расстояния, отсутствие компетентных людей ВЕЗДЕ где это возможно, склонность к распилам (ведь все знают что если на работе ты не гость унеси хотя бы гвоздь), соответственно аморфные люди которым мало интересно вообще что либо и уж тем более спорт. Отдыхать мы пока не научены даже при наличии средств.
Образовательных спортивных ресурсов не видел, ни чего сказать не могу. Отсюда вижу что энтузиасты вынуждены крутиться на той базе что есть.
И так, если отойти от этого мрака то вот моё видение как крутиться в реалиях:
1) Самый на мой взгляд сложный вопрос. Всё выглядит так что учиться не кому и не у кого. А когда появляются первые, то им не найти вторых ибо их нет. В целом порочный круг получается и судя по всему обучение может происходить на изучении чьего либо опыта и собственном набитии шишек. Хотя я тут недавно задался вопросом: «А почему всеразличные техникумы и ВУЗы не занимаются практической подготовкой, самоподготовкой студентов по их специальностям при поддержке учебного заведения вместо той профанации которая есть?» Применительно к спорту примерная модель такая: проводить исследования, узнавать что жителям интересно что они хотели бы, отсюда создавать проекты мероприятий для района, города, команды, клуба, кого и чего угодно, воплощать это в жизнь, создавать видеоролики, обзоры для всего этого, создать канал на Ю-тубе, своё собственное телевидение, сайт своей деятельности и т.д. .
Какие вижу плюсы: бесплатно по крайней мере до момента реализации (ибо студенты будут работать за оценки, дипломы, своё собственное на практике реализованное портфолио для будущего работодателя, получение навыков работы в коллективе, навыков ведения исследований и т.д.), далее создаётся то что хотят люди, создаётся куча мероприятий отдыха людей, учимся развлекаться, вовлекаем людей в жизнь города, клуба и т.д. в зависимости от проекта. А ведь проект может быть разный, можно дойти до чего то крупного, например создать проект особых спортивных зон, кластеров, дворцов, торгово-развлекательных центров да и вообще чего угодно. Самим студентам после подобного опыта можно дипломные работы коллективные по отраслям специальности делать под инвестора и на практике реализовывать. В общем здесь вместо или к спорту можно подставлять всё что угодно, наш уровень развития городов, клубов, кампаний позволяет разгуляться всем желающим во всех отраслях.
2) Кого пиарить клубам при отсутствии звёзд:
- «ребят с нашего двора» для этого конечно должно быть совершенно определенное позиционирование клуба.
- «ребят с их двора пытаться преподнести как своего с его невообразимыми потрясающими талантами и раскрывать как личность»
- пиарить болельщика (-ков) болельщик должен быть частью команды, и не просто на трибуне но и в повседневной жизни на тренировке.
- обязательно надо работать с детьми, недавно где то читал интервью Юрия Белоуса и он сказал что в бытность становления ФК Москва когда они изучали рынок «а кто болельщики» выяснили что ребёнок в 10 лет принимает решение за какую команду болеть и болеть ли вообще. Может профессионалам такие данные и известны но мне были немного удивительны. Вот отдельно можно прорабатывать варианты вовлечения болельщиков этого возраста что бы они дома родителей изводили пойти на хоккей, футбол и т.д.
- с болельщиком обязательно надо быть честным, нельзя завышать ожидания, нельзя обещать что то для того что бы разок пришли, ибо придут именно разок.
3) О клубах. По моим ощущениям нет ни какого легче или сложнее если адекватна стратегия клуба, поставлены адекватные задачи, под которые есть совершенно определённые соответствующие адекватные деньги. Проблемы есть везде. Одна из проблем всех клубов касаемо игроков – «найти хоть кого ни будь» под поставленные задачи т.к. выбора нет никакого и здесь уже нужно возвращаться к системе подготовки детей, соревнований, конкуренции уровне всех лиг от и до. В остальном при приглашении игрока при любом менеджменте будут играть роль совершенно определённые критерии: задачи клуба, тренер, позиция, игровые и бытовые условия, популярность, перспектива, деньги.
Коротко но как то так.
Теперь ПРАВИЛЬНОЕ государство собирает налоги, а за это обеспечивает порядок, защиту от внешнего агрессора и соцзащиту граждан государства. А так же развивает экономику, чтобы народ больше зарабатывал, и больше отстегивал в казну. Вот это государство для людей.
Посмотрим на наше руководство, оценим министерский и чиновничий аппарат с этих позиций. И увидим, что они скатились к позициям тех самых кочевых банд. Только вот отъем денег ведут не с помощью меча и копья. Только это на суть не влияет, ибо в ответ ни защиты, ни усиления оборонной мощи, ни подъема экономики, ни соцгарантий. Только "Деньги давай".
В силу вышесказанного, и в связи с отсутствием на ключевых постах креативных менеджеров, радеющих о развитии ( а откуда же им взяться при такой структуре управления), мы видим, как спорт больших достижений рушится туда, куда уже бухнули пенсии, бесплатное обучение и лечение, и т.д. Ибо спорт по прежнему остается государственным делом. При текущей политике затянуть РЕАЛЬНЫХ инвесторов в спорт, и предоставить им рычаги управления невозможно, ибо как же теперешние будут тогда бабки пилить. Реальные хозяева по рукам и по головам настучат. Вот в этом суть коллизии. А основная идея подъема и развития спорта высших достижений без кардинальной смены вектора развития, и ухода от госфинансирования в текущих политических условиях нереальна. И это наша самая большая боль.