Открытки из России
Представляю вашему вниманию материал, который скорее относится ко второй части названия блога, чем к первой, но, на мой взгляд, от этого менее интересным не становится. Комментатор телеканала CBC Эллиот Фридман съездил в Россию, чтобы поближе познакомиться с нашим хоккеем. В своем материале он делится впечатлениями от увиденного: о России, о жизни и о хоккее глазами канадского журналиста.
«Я взял с собой в Москву три книги. Одна из них была «Вбрасывание на Суперсерии» – дневник Кена Драйдена, который он вел во время матчей Канада – СССР в 1972 году. Второй была книга Дэйва Кинга, в которой он рассказывал о своей работе в магнитогорском «Металлурге». А третьей была «За красной линией». В 1990 году задрафтованный «Виниппегом» Тод Хартье решился на смелый поступок и поехал играть в Советский Союз. Одним из его товарищей по команде в то время был Дмитрий Христич (который вписал свое имя в историю «Лос-Анджелеса» после того, как был застигнут в раздевалке за чисткой зубов, в то время как Джереми Реник произносил вдохновляющую речь).
Однажды вечером в Санкт-Петербурге, мы ехали брать интервью у Сергея Брылина к нему домой. Мягко говоря, российские водители ведут себя на дорогах немного агрессивно, и вот, пробиваясь через жуткие пробки, наш водитель заехал колесом в яму. Мы увидели, что одно наше колесо полностью спустило, а второе вообще соскочило со своей оси. Стало понятно, что мы никуда не едем. Пока мы старались осознать, удастся ли нам сделать вообще хоть что-то, Аленка Ларионова сбегала в ближайший ресторан и договорилась о том, чтобы нам предоставили место, чтобы установить камеры. Брылин провел час за рулем своей машины, чтобы приехать к нам и дать интервью. Поступки игрока и работников ресторана находились за гранью нашего привычного понимания. Люди, в особенности работающие в сфере обслуживания (работники аэропорта, кондукторы в поездах, официанты, и т.д.), невероятно дружелюбны и всегда стараются помочь. Это мне запомнится больше всего. Не считая двухчасовой экскурсии в Кремль, у меня так и не было шансов прикоснуться к истории страны. Но я обязательно вернусь, чтобы наверстать упущенное.
Хорошо
Определенно, люди. Персонал московского кафе ни разу не пожаловался на то, что мы на три часа заняли шесть столиков, чтобы взять интервью у Никиты Филатова и Славы Фетисова (последнее проходило уже довольно поздно).
Это может показаться странным, но мне понравилось ощущать культурный шок. Это дало мне возможность понять, что чувствуют европейцы, приезжая сюда. Такой опыт лишним не бывает. Качество хоккея намного выше, чем я ожидал. Я не большой поклонник европейских площадок, но, если вы смените командам форму в одном из матчей плей-офф, то сложится полное впечатление того, что вы смотрите игру двух команд НХЛ (я смотрел еще пару матчей по телевизору и мне они тоже понравились). Здесь больше захватов и зацепов, меньше вбросов шайбы в зону и тысячи коротких передач в средней зоне, за которые любой тренер НХЛ вас вряд ли похвалил бы. Но также достаточно много силовых приемов и довольно агрессивная игра. И эта лига для тех, у кого нет проблем с катанием.
Большинству североамериканцев, которые работают здесь, это по-настоящему нравится. Барри Смит хотел бы рассказать генеральным менеджерам команд НХЛ, что такое КХЛ и как работать с этой лигой. Это хороший ход с его стороны.
Плохо
Несмотря на высокие зарплаты (об этом чуть позже), КХЛ не будут воспринимать всерьез, пока есть проблемы с выплатами этих зарплат. Несколько игроков вежливо отказались от общения с прессой, опасаясь, что это может повредить процессу выплаты им задолженностей. Проще говоря, боялись, что ничего не получат после этого.
Одним из тех, кто согласился поговорить, был Джон Грэм, которому до сих пор должны почти три миллиона долларов. Представители КХЛ говорят о том, что русский суд вынес решение не в пользу Грэма. Тем не менее, американцы, которые были здесь, верят Грэму. Даже те, у кого не было никаких проблем с командами.
Безумно
Чуть было не нарвался на международный скандал, когда сказал Фетисову, что Россия это «Дикий Запад». Ему не понравилась эта фраза, хотя ее употреблял каждый, с кем я разговаривал о России. Как обычно, все самое интересное говорилось «не для прессы».
У всех, кто был с нами в поездке, был такой эпизод, который можно охарактеризовать фразой «Ну, это же Россия». Вот пример. Довольно часто вас могут остановить за превышение скорости, и попросить заплатить штраф в несколько сотен рублей «на месте». Если у вас с собой нет наличности, вас любезно проводят к банкомату. Мы смеялись над этим, хотя ничего смешного тут нет.
После впечатлений этой недели, кто-то сказал мне: «Ты не представляешь, сколько смелости нужно было набраться Сергею Зубову, чтобы влезть во все это». Уже после того, как я вернулся домой, один человек звонил мне и просил не публиковать все, что он сказал. Опасался за последствия. Неприятный разговор получился.
Путевые заметки
– Когда в «Нью-Джерси» узнали о поступке Сергея Брылина, который сам приехал к нам на интервью, они не были удивлены. Говорят, Брылин до сих пор посылает подарки на Рождество некоторым работникам клуба, даже несмотря на то, что уже два года как покинул его.
– Каждый раз, когда кто-то говорит мне: «Черт, пробки в (вставьте название города) просто ужасные», это всегда преувеличение. Не так страшен черт, как его малюют, так что не верьте всем этим страшилкам про Москву. Хотя это было не так легко. Я бы тут водить машину не смог. Особенно тяжело бывает в те дни, когда премьер-министру вздумается куда-нибудь поехать. Я первое время не мог понять этот феномен, но все вокруг просто останавливается, если он выезжает на дорогу.
– Пара игроков сказали мне, что они бы предпочли играть в НХЛ, но если это минимальный контракт (500 000), то оно того не стоит. И вот почему: 18% (90 000) идут в профсоюз, после этого еще нужно платить налоги. То есть вы теряете почти 300 000 из своей зарплаты. Отчислений в профсоюз в КХЛ нет, налоги составляют 13%. К тому же, если вы находитесь в Северной Америке, у каждого штата или провинции есть свои нюансы. Когда понимаешь, что простая зарплата (без учета бонусов) тут в два-три раза выше, то выбор становится вполне очевидным.
– Теперь о бонусах. Ребята в Санкт-Петербурге получали по 1000 долларов за каждое набранное командой очко. Итого: 122 000. И похожая ситуация во всей лиге.
– Те, кто уже давно играет в России, рассказали, что раньше было еще интереснее, когда деньги выдавали в конвертах или сумках. Говорят, что после победной серии из трех матчей каждый игрок в команде получил по 10 000 долларов наличными. Еще одному игроку после удачного сезона принесли сумку с 75 000 долларов. Тем не менее, сейчас игроки клянутся, что никаких сумок и «денег на руки» уже не осталось.
– Предупреждение! Будьте уверены в том, что владелец или генеральный менеджер команды КХЛ знают, что вы за игрок. Например, если от вас ждут 30 голов за сезон, а вы никогда не были снайпером, готовьтесь к неприятностям.
– 19 североамериканцев играют в Западной конференции и 11 в Восточной. В основном игроки предпочитают Запад. Здесь лучше больницы, больше людей знают английский и меньше перелетов. По сравнению с некоторыми поездками в Восточной конференции, самый ужасный перелет в НХЛ выглядит просто прыжком с места на место.
– Есть одна вещь, которая никому не нравится: доктора команд просто обожают иглы и шприцы. Никто толком не знает, что в этих шприцах, и некоторые игроки ни при каких условиях не соглашаются на уколы.
– Одна из самых странных вещей, которые я видел в хоккее: тренировки, после того как команда вылетела из плей-офф, потому что игрокам еще положена зарплата за апрель. Проходят тренировки не очень весело. Я стоял рядом со скамейкой после окончания тренировки, и один из англоговорящих игроков спросил другого: «Сколько еще осталось?», тот ответил: «43 дня». Знаете, это плохой знак, когда игроки считают дни.
– Медведев сказал, что в следующем году это изменится, и он прислушается к мнению Боба Гуденау. Многие игроки, которые приезжали сюда несколько лет назад, очень плохо отзывались о лиге. Медведев нанял Гуденау, чтобы все исправить. Среди изменений: прямые счета для начисления зарплат, чартерные перелеты и улучшения на стадионах.
– К огромному сожалению, самое уродливое здание в Москве – это посольство Канады.
– Никогда, слышите никогда не пробуйте перепить русских. В особенности, когда дело касается водки.
– Президент Белоруссии Александр Лукашенко – большой поклонник хоккея (минское «Динамо» содержится на правительственные деньги). Каждый год он проводит хоккейный турнир и платит большие деньги звездам, чтобы они приехали на него (в этот раз очередь дошла до Мессье и Гретцки). Один канадский игрок рассказал, что перед игрой тренер дал им установку как играть против Лукашенко: «Чтобы он ни делал, не трогайте его. Дайте ему бросить или отдать пас еще до того, как окажетесь рядом с ним».
– Попросили Александра Радулова рассказать что-нибудь интересное про Патрика Руа: «В одном из сезонов мы обновили рекорд клуба по количеству побед подряд. Но после первого поражения, он заставил нас сидеть в раздевалке до тех пор, пока не разошлись все болельщики, после чего мы провели 40-минутную тренировку на льду. И это после того как выиграли 14 матчей из 15!» Радулов до сих пор поддерживает отношения с Патриком.
– Радулов также сказал, что он звонил Дэвиду Пойлу (ДжиЭму «Нэшвилла») и сказал, что хочет вернуться, но «Салават Юлаев» заявил, что игрок должен отработать еще два года, положенные по контракту. Я спросил, насколько ему жестко дали понять, что он остается, и он сказал, что все не так плохо.
– Я думаю, что Никита Филатов вернется в «Коламбус». Он хочет доказать, что может играть среди лучших.
– Имел интересную беседу с Виктором Козловым о Брюсе Будро. Козлов сказал, что Будро – гений атакующих и оборонительных действий в нейтральной зоне.
– Козлов также был одним из двух людей, которые назвали меня «шпионом». Он просто пошутил. А вот русский журналист, как мне кажется, нет.
– Встретился с товарищем Александра Овечкина по юниорской команде, и он сказал, что те, кто знали его раньше, не могут поверить, каким чекером он стал. «Раньше он вообще ни до кого не дотрагивался», – сказал он, смеясь.
– Самая пугающая история: наш оператор сделался бледным как смерть, после того как я спросил его, можно ли нам снять сюжет на фоне бывшего здания КГБ. Он отказался.
– Сразу после приземления мы отправились на арену «Спартака», и там я лицом к лицу столкнулся с Виктором Тихоновым. Он выглядит точно также как на скамейке сборной СССР в 70-80-х, и все так же не говорит по-английски. Пока я бегал за переводчиком, Тихонов ушел куда-то вместе с еще одной местной легендой – Вячеславом Старшиновым.
– Я знаю, что в Северной Америке полно болельщиков среди журналистов, но европейцы дадут им сто очков вперед. Никогда не забуду, как на Олимпиаде в Афинах когда я готовился вести репортаж о матче США – Испания, в ложе прессы появился испанский комментатор и как ни в чем ни бывало расстелил флаг Испании на своем столе. Когда «Спартак» забил первый гол в матче, в ложе прессы началась истерика. Люди обнимались, и, мне кажется, я был единственным, кто не кричал «дай пять» кому-нибудь.
– Когда я «не для прессы» спросил Славу Фетисова о поражении сборной России на Олимпиаде, он усмехнулся и сказал, что это напомнило ему матч СССР – Канада 1981 года, закончившийся со счетом 8:1.
– Я также напомнил Фетисову, что на церемонии включения в Зал хоккейной славы, он пошутил что победная шайба Лемье на Кубке Канады-1987 была забита из вне игры. После того как интервью закончилось, он поднялся и сказал: «Я не шутил. Офсайд там действительно был». А потом улыбнулся и ушел.
– Предматчевая разминка начинается без шайб. Прошло почти 5 минут, прежде чем игроки впервые коснулись шайбы. Я видел живьем только одну игру и две тренировки, но мне сказали, что это обычное дело. Очень отличается от Северной Америки.
– Еще одно наблюдение с разминки: после нескольких минут катания и растяжки игроки «Спартака» выстроились на своей синей линии лицом к зоне соперника примерно на 30 секунд. Я подумал, что таким образом они пытаются запугать соперников из «Локомотива», но вместо этого игрок, ближний к правому борту, сделал два шага в центр затем развернулся и поехал отрабатывать выход один на один с вратарем. Его примеру последовали другие, а потом это же упражнение начали делать игроки из Ярославля. Никогда раньше подобного не видел.
– Алексей Яшин готов рассмотреть возможность возвращения в НХЛ, если поступит предложение от команды, базирующейся недалеко от Нью-Йорка (он по прежнему вместе с Кэрол Олт). Он получал предложения, но только на минимальную зарплату. Скажем так, это его не слишком устроило.
– Если бы не видел своими глазами, ни за что бы не поверил: тренер российской сборной Слава Быков отказался от интервью, когда мы встретились с ним в Уфе. Тем не менее, после того как он узнал, где мы остановились, он дал мне свой номер телефона и попросил связаться с ним, если мы поменяем отель. Мы вежливо отказались.
– Несколько русских игроков КХЛ нелестно отзывались о Москве, говоря, что люди там по-настоящему не любят хоккей. В Москве четыре команды: «Спартак», «Динамо», ЦСКА/«Красная Армия» и ХК МВД. Напомнило то, как многие канадцы говорят о Торонто.
– Одним из этих игроков был Козлов, который сказал, что ему нравится в Уфе, потому что это все равно что играть в Эдмонтоне, маленьком городе, который действительно переживает за команду. Когда я сказал об этом Олегу Твердовскому, тот заметил: «Тут лучше, чем в Эдмонтоне. Не так холодно».
Это хорошо написал. Остальное думаю фигня, не верю в то,что все прям хотят свалить, Радуло плачится и все прям остальные. Думаю бред.
Спросил не для прессы, а сам опубликовал. ;))) Нехорошо получается. :))) Вот и верь потом журналистам.
Этот видимо попытался. :))