8 мин.

Хоккейная пирамида России

  Регламенты хоккейных лиг России принято считать несовершенными. Кто только, мол, не вытирал о них ног! Однако, утверждая подобное, в первую очередь подразумеваются клубы богатые. Наши «ресурсные франшизы», административного либо полезно-ископаемого толка. Те самые, чьи интересы неустанно лоббируются в структурах управления российским хоккеем.

  Но с какой целью олигархи КХЛ публично манкируют Регламентом, который по сути яро блюдёт их интересы? Здесь нет противоречия, скорее всего – для отвода глаз. Главное в том, как действующая хоккейная исполнительная власть применяет Регламент. Именно топ-клубы КХЛ педалируют систематические поправки к основным документам лиги. Неважно, сколь идеальны формулировки хоккейного законодательства и учтены ли все «подводные камни» реальности. Возможность изменить на ходу правила, в угоду текущей ситуации, и является тем решающим преимуществом, которое охраняет существующее расслоение среди клубов! Мешает развитию.

  Регламенты хоккейных лиг России составлены хорошо. В том смысле, что выполняют своё главное предназначение – подчиняют всю структуру интересам обозначенной верхушки. Наверное, любой человек представляет себе устройство иерархической схемы и принцип её функционирования. Это сродни пирамиде, где каждый нижестоящий уровень массивнее, но испытывает более мощное давление сверху. Так и в жизни - для успешной эксплуатации требуется дифференцированный подход к подчинённым.

  Когда элита грабит подданных одинаково и без разбору, недовольство может быть слишком консолидированным и обширным. Конструкция рискует рассыпаться. Потому, требуется разделить «паству» на категории: «свиту» (с частичными правами), «рабочую силу» (с умозрительными правами), на «чернорабочих» и «плебс». Российская хоккейная пирамида чётко следует данной модели: топ-клубы КХЛ (верхушка), остальная КХЛ (свита), ВХЛ (рабсила), МХЛ (чернорабочие) и детско-юношеский хоккей (плебс). Каждая прослойка имеет определённое превосходство над нижестоящей и может тем утешаться – пока на самом верху стригут купоны.

  Стыдно за подход к детскому хоккею. В подавляющем большинстве случаев, он живёт на бюджетные средства регионов и деньги родителей. Но юные хоккеисты лишены всяких прав – ими распоряжаются местные профессиональные клубы, за которыми спортшколы числятся по умолчанию. Дети в хоккее мало чем отличаются от крепостных крестьян средневековья. Единственно, существует возможность бесповоротно выйти из игры. Но как все понимают, каждый хоккейный ребёнок преследует ровно противоположную цель. Немногие из них подпишут свой первый и безальтернативный профессиональный контракт. Он принесёт карманные деньги на мороженое, а вкупе - очередной период хоккейной кабалы. Далее, лишь единицы дождутся самостоятельного заработка по выбранной профессии.

  В условиях, когда игроки сами себе не принадлежат и вынуждены отрабатывать надуманную трудовую повинность - о каком скаутинге можно вести речь? Разве имеет он смысл, при нынешней порочной системе? Куда вольготнее чувствует себя узкий круг хоккейных агентов - они востребованы чрезвычайно, когда вокруг абсолютное засилье номенклатуры в хоккее.

  Не мешало бы добиться упразднения «клубной» приписки спортшкол. Всё равно детский хоккей финансируется из региональных бюджетов. Нам пытаются внушить, будто клубы чего-то там несметно навкладывали. Прямо-таки миллионы с миллиардами. Как бы не так! Разве наши клубы зарабатывают, чтобы вкладывать? Если имеется возможность потратить спонсорские деньги на игроков - выбирайте их на драфтах и компенсируйте воспитание хоккеиста конкретной школе. Свой вариант процедуры драфта необходим и ВХЛ (вне итогов драфта КХЛ и без участия фарм-клубов), и МХЛ (за вычетом из числа «выборщиков» молодёжных команд старших лиг, соответственно). Вот когда скаутские службы будут востребованы, а отбор игроков в профессиональные команды станет качественным и объективным.

  КХЛ в этом направлении уже совершила некие «телодвижения», кстати. Формально шествующие над «своими» школами клубы, уже лишались права «защитить» соответствующий выбор на драфте. С другой стороны, порядка и последовательности у КХЛ не наблюдается (это надо же такое удумать - считать «защитный» выбор драфта сверх имеющегося количества пиков!?). Подавляющее большинство «инициатив» лиги продиктовано желанием перераспределить что-либо в пользу заинтересованных лиц и притянуть за уши законные основания. Да и просто, оставаться на бесконтрольном «рулеже» хоккейными процессами. А хуже всего, что созданием равных и прозрачных условий для клубов КХЛ не озабочена.

  Глупо возлагать надежды на тех людей, что пригрелись на руководящих постах наших лиг. Многим давным-давно пора освободить место и заняться тем делом, в котором они хоть что-либо понимают. Как-то высказал одному высокопоставленному хоккейному деятелю, что их нынешний чиновничий зуд обернётся рождением самого чудовищного лимита: по 2 человека каждого года рождения в составе команды, например. Ведь народ сквозь годы будет потешаться над подобной ограниченностью! Смех сквозь слёзы, но скажите – далеко ли мы сейчас от воплощения этой злой шутки в реальность?

  Фактически, в российском хоккее процветают грабительские порядки, попирающие конституционные нормы страны. Как ни парадоксально, существование данной пирамиды обусловлено этими витиеватыми трудами - положениями Регламентов. Я затронул тему детско-юношеского хоккея, как самую бесправную и вопиющую жертву существующих нормативных документов. Но ради объективности, давайте рассмотрим положение ещё одного звена пирамиды. Среднего. Мне высшая лига (второй эшелон) просто ближе географически, давно за ней слежу.

  Вышка сама эксплуатирует детско-юношеский хоккей, да и молодёжной лиге не жить без средней ступени. Но говорить, будто высшая лига может почивать на лаврах – врать себе. На её горбу в рай пытается въехать известная аббревиатура – КХЛ. Остановимся на подробностях. Кстати, старшая лига экспроприировала у ВХЛ право «первой ночи» по отношению к результатам труда местных спортшкол, из городов базирования вышки… Но это лишь цветочки!

  Первым делом следует отметить, что руководство высшей лиге навязано сверху. Оно полностью контролируется из КХЛ, реализуя выгодные той решения. Задача угодить КХЛ - краеугольный камень деятельности аппарата ВХЛ. Его работники не смогут порадовать вас глубоким пониманием хоккея или спортивного бизнеса, но инструкции головного офиса чтут свято. Давайте разберём, во что же превратился чемпионат высшей лиги, «благодаря» их стараниям.

  Здесь уместно говорить о свершившемся «бумажном порабощении». Исторически, второй эшелон российского хоккея представляют клубы крупных российских городов. Самостоятельные команды, пребывающие на балансе местных организаций и структур. Во времена СССР, то же самое относилось даже к представителям третьего эшелона хоккея (второй лиге). Но со сменой исторической эпохи государства, началось брожение и в спорте.

  Практически сразу оказался похерен спортивный принцип, исчезла ротация между лигами. По сути, то был захват власти в хоккее. Рефреном звучало «оправдание» - якобы несметные вложения, за которые непременно будет мучительно больно при вылете клуба элиты дивизионом ниже. Железный занавес СССР рухнул, но легионеры в страну не хлынули. Цены на энергоносители колебались на уровне плинтуса, деньги обесценивались ежедневно. Однако, в раздробленной империи быстро «нашли» легионеров - выходцев из «ближнего зарубежья». Это шайка хоккейных чиновников родила свой первый лимит. С утратой спортивного принципа, российский хоккей всё больше зависел от «кабинетных» раскладов – вчерашним политрукам снова хотелось жрать. Функционеры от спорта принялись делить сферы влияния. Приспосабливались к рыночной экономике, внедряли в хоккей принципы сетевого маркетинга – который оказался так понятен, мил и близок привычной системе советского распределения. Приторговывали всякой импортной мелочёвкой, например - сигаретами (прошу не смеяться, в нищей стране с дешёвой нефтью все люди немного коробейники). Вот такой у России был хоккей в 90-ые годы…

  Клубы, оказавшиеся за чертой элиты, прошли свой эволюционный путь. Второй эшелон выбирался из региональных турниров «водокачек». Перспектива повышения классом была более, чем туманной. А окружение составляли вдруг расплодившиеся команды, с характерной циферкой через дефис. Разнообразные «Динамо-2», ЦСКА-2 и прочие «Торпедо-2». Самоопределившаяся элита желала готовить резерв в матчах с мотивированными, взрослыми соперниками. Высшая лига неустанно искала способ отгородиться от фарм-клубов, чей уровень вредил полноценному турниру. Как правило, «дубли» состояли из нераскрывшейся молодёжи и подчинялись турнирным интересам элитного дивизиона. Самостоятельные команды предприняли несколько попыток отгородиться, успешных временами.

  И вот что происходит сейчас. Из 26 клубов ВХЛ, стопроцентными фарм-клубами являются пять. Они снова здесь: «Челмет» (по сути - «Трактор-2»), ВМФ (СКА-2), «Динамо» Балашиха («Динамо-2»), ХК «Саров» («Торпедо-2»), «Торос» («Салават Юлаев-2»).

  Больше того, Регламент делает в сторону фармов значительные реверансы. Если для «простых смертных» заявка на сезон-2014 ограничена 27 фамилиями, то список дубля КХЛ-овской дружины расширен до 33 человек. То есть, шесть хоккеистов с двусторонними контрактами из КХЛ допущены сверх обычного количества. Дозаявлять означенных игроков, фармам позволяется вплоть до начала плей-офф, а в некоторых случаях – даже по ходу решающих матчей!? Данные обстоятельства ставят клубы ВХЛ в неравные условия, однозначно - в пользу КХЛ-овских «дочек».

  Однако, это далеко не всё. Как совершить глобальный рейдерский захват, пожиная благодарность со стороны пострадавших? Бесплатный сыр – он только в мышеловке, ведь наслышаны. Могу сравнить устройство для поимки полуголодных грызунов, с договорами о сотрудничестве - что заключаются между клубами КХЛ и ВХЛ.

  Добровольное рабство, не иначе. Подписавшие договор клубы ВХЛ, получают вроде бы те же самые блага, что и фармы: плюс 6 человек к заявке и возможность дозаявлять игроков из системы клуба-партнёра вплоть до решающих матчей. Но скромно замалчивается, что такие лайт-фармы попадают в обратно пропорциональную зависимость от турнирных успехов партнёра из КХЛ. К тому же, условия договора обязывают команду ВХЛ предоставлять гарантированное место в составе прикомандированным. Хоть зарплату приезжие получают в клубе КХЛ, но уже по условиям договора вытесняют из состава местную молодёжь. Получается, что на региональные денежки содержится команда без будущего. Она даёт игровую практику чужим хоккеистам, а те даже не имеют возможности провести в ВХЛ полноценный сезон и могут быть отозваны в любой момент обратно – хоть сколь решающий для клуба ВХЛ.

  Как вы думаете, много ли нашлось принципиальных и стойких руководителей в ВХЛ, людей с мозгами? Не имеют договора 7 клубов, из которых принципиально самостоятельными пока можно считать лишь 4: «Рубин», «Ладу», «Казцинк-Торпедо» и «Молот». Ну и чего ради, чемпионат высшей лиги превращается в фарс? Для того ли существует хоккей в российских городах? Работать на дядю он явно не подписывался, когда в учредительных документах клубов ставилась задача – развитие хоккея в регионе. Под её решение и деньги выделяются!

  А про заработки, развитие и успехи лиги говорить считаю излишним. «Деятели» аппарата ВХЛ охотно подразвесят вам лапши.

г