Энди Браун: не скрывая лица
Бесстрашно, не пряча своё лицо под маску от шайб на своём нелёгком пути – так играл Энди Браун, вратарь «Детройт Ред Уингз», а позже – «Питтсбург Пингвинз», во всех своих четырёх сезонах в НХЛ. И когда в начале апреля 1974 года очередной регулярный чемпионат подошёл к концу, в НХЛ закончилась эра. Браун был последним вратарем в этой Лиге, который (намеренно) выходил на площадку без маски.
Он родился в Гамильтоне, Онтарио, 15 февраля 1944 года, сегодня ему уже 80 лет. Его отец – Адам Браун, играл в 40-е – 50-е годы за «Детройт», «Чикаго» и «Бостон» – обладатель Кубка Стэнли-43 в составе «Ред Уингз», между прочим.
Браун-младший был не одинок в своей отваге (или безумстве) в сезоне 1973/74 – 44-летний вратарь «Миннесоты Норт Старз» Гамп Уорсли также начал тот чемпионат, играя без маски, как, впрочем, и все предыдущие турниры в своей 20-летней великолепной карьере. Фактически, когда в предыдущем сезоне, 1972/73, Уорсли и Браун встретились (без защиты) лицом к лицу, в прямом смысле данного выражения – это стало последней встречей между двумя голкиперами без масок в истории Лиги. Браун в тот момент играл за «Детройт Ред Уингз». Для справки, игра закончилась со счетом 4:4. И случилось данное событие 31 декабря 1972 года.
Через пару месяцев Брауна обменяли в «Питтсбург». Он и Уорсли встретились снова в следующем сезоне, 1973/74, в марте месяце, но к тому времени «Гампи» к маске был уже привычен. На этот раз «Питтсбург» и «Миннесота», а соответственно, и их вратари, разошлись миром – 3:3. Причём, Гамп был наверняка расстроен, ведь «Норт Старз» вели со счетом 3:0, но Лоуэллу МакДональду удался хет-трик в ворота легендарного ветерана.
«Ничего не говорите, я не смог сыграть хорошую игру», — жаловался Уорсли впоследствии, – «Ну, скажите, как можно назвать хорошей игру, если ты пропускаешь три гола, а команда при этом не выиграла? А теперь поместите это в свою газету и назовите так, как захотите.»
Карьера «Ворчуна» была почти на исходе: он сыграл еще три («замаскированных») матча, а после окончания сезона объявил о своем выходе в отставку.
Когда же Браун сыграл свою последнюю игру в НХЛ, 7 апреля 1974 года (его «Пингвинз» проиграли «Флэймз» в Атланте со счетом 3:6) – то была финишная черта для вратарей без масок. В Лиге. Но только не в профессиональном хоккее «PRO- уровня».
В следующем сезоне Браун перешёл в ВХА, продолжая выступать, конечно же игнорируя маску, за «Индианаполис Рейсерс». Он отыграл три неполных сезона за «Рейсерс», прежде чем его карьера подошла к концу в ноябре 1976 года, когда он повредил спину перед игрой на разминке, что привело к операции и к окончанию его игровых дней.
Я как-то наткнулся на статью, в которой утверждалось, что владелец «Рейсерс» Нельсон Скалбания умышленно расторг контракты с несколькими игроками франшизы, и Браун был одним из них, чтобы подписать Уэйна Гретцки. Ещё раз – Энди получил травму в ноябре 1976, Гретцки пришёл в команду через 2 года. Можно, конечно, предположить, что всё это время Браун находился в LTIRе, образно говоря. Но я глубоко сомневаюсь, что у Энди был столь долгосрочный контракт в ВХА, которая в тот период находилась в центре тяжёлого финансового шторма.
И так, всё вышесказанное об Энди Брауне делает его почти (но не совсем) последним профессиональным вратарем (уровня «высшей лиги»), который целенаправленно выходил на матчи без маски. Последним представителем данной «породы» (насколько известно) был другой вратарь ВХА, Уэйн Ратледж из «Хьюстон Аэрос», который подменил стартового Линна Циммермана 17 февраля 1978 года в игре против «Цинциннати Стингерс» буквально минуты на три, но вышел без маски и за это время успел совершить несколько сэйвов. Ратледж за шесть сезонов в «Хьюстоне» принял участие в 175 матчах, до этого он провёл также 82 игры за «Лос-Анджелес Кингз» в НХЛ, и тот случай, 17 февраля 1978 года, был единственным в его карьере на высшем уровне, когда он появился на льду без маски. Почему это произошло? Сейчас, сами понимаете, никто уже не ответит на данный вопрос. Возможно, у Уэйна элементарно оказалась не готова экипировка к неожиданному выходу на лёд. А может-быть он целенаправленно решил шагнуть в историю как последний вратарь-безмасочник «PRO-уровня».
Вы, наверняка, обратили внимание, что «выходы с открытым забралом» и Брауна, и Ратледжа я сопроводил дополнениями – «намеренно» и «целенаправленно»? Читайте дальше.
Хотя Энди Браун и был последним вратарем НХЛ, который решил не носить маску, некоторые из его собратьев с 1974 года теряли маски во время игр и некоторое время (возможно, при этом и не очень спокойно) выступали без них.
Полных записей об этих хаотичных событиях не существует, но они включают в себя (как отметил Жан-Патрис Мартель, – член Общества международных исследований хоккея) следующие эпизоды.
Кен Драйден из «Монреаля» в четвертом матче финала Кубка Стэнли 14 мая 1977 года. Вратарь «Канадиенс» потерял свою знаменитую маску незадолго до того, как Бобби Шмауц из «Бостона» забил гол в первом периоде решающей игры. Далее Жак Лемер забил два гола, причём один из них в овертайме, и «Канадиенс» во второй год подряд выиграли почётный трофей.
Согласно правилу 9.6 нынешнего кодекса НХЛ, вратарь, теряющий маску, когда его команда контролирует шайбу, требует немедленной остановки игры. В случае, если шайба принадлежит команде противника, игра будет остановлена «только в том случае, если не будет немедленной и приближающейся возможности забить гол».
21 октября 1980 года, когда «Монреаль» играл с «Блюз» в Сент-Луисе, всё было иначе. Когда третий период близился к завершению, при счете 3:2 в пользу хозяев, вратарь «Канадиенс» Денис Херрон обнаружил, что его маке требуется ремонт. Согласно правилам того времени, игру нельзя было задерживать и выбор Херрона был таков: быть заменённым, продолжать играть с поврежденной маской или играть без маски. Он выбрал последнее, и Брайан Саттер из «синих» забил гол. В оставшееся время «Канадиенс» успели отыграть одну шайбу, но спасти матч не сумели.
«Меня это не напугало», – говорил потом Херрон, — «И это не имело никакого значения. Я никогда раньше не играл матчи без маски, но это не мешало мне сосредоточиться. На самом деле, возможно, я видел шайбу немного лучше. Я наблюдал за Берни Федерко за воротами. Когда он поехал мимо, я вдруг обнаружил, что у него нет шайбы, я обернулся, но было уже слишком поздно. Саттер чётко попал в цель».
Со своей стороны, вратарь «Сент-Луиса» Майк Льют счёл это безумием. «Я бы никогда не играл без маски», — сказал он, – «Это глупо. Один выстрел – и вся твоя карьера закончится. В чём смысл? У меня нет возможности узнать, повлияет ли это на мою игру или нет, потому что я никогда не играл без маски и никогда не буду этого делать».
Жан-Патрис Мартель, на которого я сослался выше, хоть и позиционируется «членом Общества международных исследований хоккея», судя по фамилии, проводил свои исследования в «определённом направлении», а потому иных примеров, кроме как с вратарями «Монреаля» я вам привести не могу, хотя они, безусловно были.
Желаю здоровья, добра, удачи вам и вашим близким.
До новых встреч.
Просто раньше играли и без шлемов, и без маски, поэтому некоторые считали это нормальным, плюс понты.
Вообще, очень давно используется тактика наброса на пятак с последующим подставлением клюшки. В таком случае вратарь НИКАК не успеет среагировать, если шайба полетит ему в лицо. Одного этого достаточно, чтобы запретить играть без маски.