Как затупилась сталь
«Мы не смогли соответствовать возложенным на нас надеждам. Уверен, что это необходимый шаг, который позволит команде продолжить двигаться к намеченной цели – выигрышу Кубка Стэнли» – холодно подвел итоги двухлетнего правления Кинэна генеральный менеджер «огоньков» Дэррил Саттер. И если прошлогоднюю неудачу в семиматчевой серии с фаворитом конференции «Сан-Хосе» еще можно было воспринять, как приемлемый результат, то безропотная сдача на милость чикагской молодежи в году нынешнем в планы руководства и болельщиков не входила никак.
Справедливости ради, «Калгари» в противостоянии с «Чикаго» предстал отнюдь не в лучшем своем виде. Ключевой защитник Регир из-за травмы колена в играх на вылет не участвовал вообще, а Фанюф и Сарич хоть и смогли с травмами выйти на лед, но явно не сыграли в должную силу. Одни из лучших при игре в меньшинстве Конрой и Бурк из-за повреждений вынуждены были пропускать игры уже по ходу плей-офф. Потеря почти половины защитной линии – определенно не тот багаж, с которым стоило подходить к серии с дерзкими и неуемными чикагцами. На настигнувшие команду травмы не преминул сослаться после увольнения и сам Железный Майк.
Не слишком здорово в серии с «Чикаго» выступил и, как временами казалось, безупречный страж ворот «Калгари» Миикка Кипрусофф. Местами было очень хорошо заметно, что Миикка банально устал, чего он сам же не стал скрывать уже после поражения от «черных ястребов». И тут уже, в отличие от ситуации с нахлынувшими травмами, вопросы определенно к Кинэну. Стоило ли давать Миикке играть внушительные для любого голкипера 76 матчей в регулярном сезоне? Или все же за последние несколько лет стоило хоть раз озаботиться поиском сколько-нибудь внятного дублера для финна, способного проводить хотя бы два с половиной десятка матчей.
По комплектованию команды в последние два сезона к Майку также немало вопросов. Трудно было ожидать, что при Кинэне команда отступит от привычного стороннему зрителю несколько прямолинейного, силового и в традиционном понимании «истинно канадского» стиля. Отсюда и тип игроков, приходивших в «Калгари» при Кинэне, традиционно глубоко погруженном в трансферные дела. По-настоящему ярко заиграл в последние годы в «Калгари», пожалуй, лишь Майк Каммаллери, да и тут большим открытием не пахнет: задатки большого бомбардира просматривались у Каммаллери еще в «Лос-Анджелесе». Работа на рынке обменов перед дэдлайном удалась дуэту Кинэн – Саттер также не слишком. Приобретенные Йокинен и Леополд по именам смотрелись вполне солидным усилением, но на деле внушительным их выступление в стане «огоньков» не назвать. Особенно серьезные надежды возлагались на Йокинена, который должен был сходу стать первым центром команды, но после ярких первых матчей постепенно затух.
Не обошла стороной «Калгари» и еще одна родовая болезнь всех команд Кинэна: периодические серьезные разлады с лидерами команды. После поражения в плей-офф прошлого сезона Железный Майк не нашел ничего лучше, кроме как впрямую обвинить в неудаче Миикку Кипрусоффа, не слишком уверенно отыгравшего семиматчевую серию в первом раунде. Ответная реакция Миикки не заставила себя долго ждать, и с тех пор отношения между вратарем и тренером можно было описать в лучшем случае, как «холодно-профессиональные». С ведущим форвардом команды Алексом Тэнгуэем вышло и того хуже. Тэнгуэй с ходу не нашел общего языка с наставником, ну а способность Кинэна идти на компромиссы и прощать традиционно не относятся к числу его сильных качеств. Возможностей ужиться с тренером Тэнгуэй не видел никаких, дважды просил об обмене, но лишь с третьей попытки был обменян, наконец, в «Монреаль».
Но даже те, кто не довел свои неурядицы с Кинэном до открытого противостояния, со слишком плохо скрываемым облегчением отвечают на вопросы об отставке тренера. Игроки меняются и в каждой новой возглавляемой Майком команде они становятся все моложе, в отличие, разумеется, от самого Майка. Методы же работы железного канадца, судя по отзывам игроков, практически неизменны чуть ли не с середины восьмидесятых, когда Кинэн добивался своих первых успехов с «Филадельфией».
Редкие голоса в поддержку Кинэна из стана «Флэймс» все же раздаются. «Майк здорово чувствует команду, когда нам надо отдохнуть или наоборот прибавить в работе. К нему всегда можно было подойти, если есть какая-то проблема» – с легкой грустью замечает Крэйг Конрой, игравший у Кинэна в свое время еще в «Сент-Луисе». Но слова Конроя скорее исключение из правил, чем само правило. Если для ветерана Конроя, начинавшего играть примерно тогда же, когда Кинэн начинал тренировать, методы Майка вполне приемлемы, то для нынешнего поколения игроков они уже подходят не слишком.
Найдутся ли еще в НХЛ желающие пригласить знаменитого наставника, который вот-вот перешагнет порог шестидесятилетия, пока неизвестно. Возможно, Майку опять придется подождать пару лет, а потом нет-нет, да и найдется наверняка еще один генменеджер какой-нибудь не слишком удачливой команды, который вспомнит об умении Кинэна держать команду железной рукой и решит испытать его на своих парнях. Впрочем, на появление Майка в стане по-настоящему больших клубов рассчитывать, пожалуй, уже не приходится. Лучше опытного Робина Регира и не скажешь: «Майк был по-настоящему успешен, как тренер, в 80-х и 90-х. Но если ты не пытаешься адаптироваться, твои методы больше не работают. В хоккее сейчас куда больше основано на технике и психологии. А Майк по-прежнему не слишком уделяет этому внимание».
гугль знает всё, если что!