Дважды заслуженный
Когда вспоминаешь о великих советских хоккеистах, всегда есть соблазн отдать часть места описанию их достижений. Виктор Кузькин выиграл в своей жизни все, что было можно на тот период. Может быть, в его коллекции не хватает Кубка Стэнли, но что же сделать… Время было такое. Зато есть две бронзовые медали чемпионата Японии, выигранные в конце 70-х годов.
Я Виктора Кузькина в игре не видел. Зато был на нескольких ветеранских матчах в последние годы. И, знаете, никогда не узнавал его мгновенно, только через какую-то паузу. В голове не укладывалось, как человек, которому далеко за 60, может сохранять такую великолепную форму. Ни грамма лишнего веса.
– Я вообще считаю своим главным рекордом то, что не набрал ни грамма лишнего веса после окончания карьеры, – постоянно напоминал он журналистам, которые хотели побеседовать о его достижениях.
Всегда аккуратно и довольно стильно одет, всегда улыбчив. Кузькин постоянно рассказывал какие-то байки, беседовал с кем-то на серьезные или не очень темы. Виктор Григорьевич всегда был при деле, решал какие-то вопросы, что-то обсуждал. И сейчас ощущение, что из жизни ушел ровесник, но никак не заслуженный ветеран.
Описать его биографию быстро и подробно не получится, это же целая книга. Но стоит отметить, что Кузькин был воспитанником дворового хоккея, который сейчас, к сожалению, практически исчез из нашей жизни. Именно во дворе он первый раз встал на лед, а характер вырабатывал в матчах с соседскими мальчишками. Это, знаете, совсем другая закалка, абсолютно иная школа. Показать, что тебе больно или ты устал, нельзя – засмеют. Наверное, поэтому Виктор Кузькин и среди рекордсменов по количеству проведенных матчей в чемпионатах страны, и рекордсмен среди игроков национальной сборной. Такие люди просто не умеют действовать без полной отдачи.
При этом, несмотря на дворовое воспитание, Кузькин был одним из самых корректных игроков советского хоккея. Но это уже отголоски профессионального воспитания. Ему всегда попадались отличные специалисты, старавшиеся не переделать хоккеиста, а улучшить его сильные качества, спрятав слабые. У этого защитника было отличное катание, и никто не заставлял его набирать массу (хотя Виктор Григорьевич считался одним из самых легких игроков обороны) или толкаться у бортов. Зачем? Одним-двумя шагами он все равно делал больше.
– Да у меня не возникало необходимости грубить! Прежде всего потому, что хорошо катался на коньках – не нужно было хватать, цеплять нападающего. Догонял его, пристраивался, не давал атаковать. Ведь нарушают правила чаще из-за того, что уступают в скорости или маневренности, – рассказывал Кузькин в интервью «Спорт-Экспресс». – А у меня с этим проблем не было. И Тарасов учил: можешь ударить – ударь, но чтобы не удалили. А не можешь так сделать – не бей, отними шайбу другим способом. Играть на грани фола, но не переступать эту грань – идеальный вариант.
Виктор Кузькин, как это полагалось тогда в ЦСКА, не только играл, но и помогал адаптироваться молодежи. Нынешний глава Росспорта Вячеслав Фетисов при любой возможности говорит о нем хорошие слова, называя его одним из тех, кто помог ему добиться успеха в хоккее.
Стоит вспомнить, что Виктор Кузькин один из немногих, кто дважды получал звание «Заслуженный мастер спорта». И это тоже рекорд. Был в его жизни эпизод, когда хоккеист едва не угодил в тюрьму, поучаствовав в потасовке с таксистами. И хотя следствие признало, что он не виноват в причинении травм одному из участников драки, по Кузькину в полной мере прошелся совок. Про игрока написали фельетон в «Правде», что в те годы воспринималось как серьезное наказание. Кузькина лишили звания и разрешили играть только в ЦСКА. Правда, уже через три месяца его вернули в национальную команду. Все-таки он был великим защитником, а такими игроками не разбрасываются. Еще через пару месяцев в СССР ему снова присвоили ЗМС за победу на чемпионате мира. Словно так и должно быть.
И вот такой человек умер. Наш хоккей потерял очередного героя.
Пусть земля ему будет пухом.