«Торпедо» против трендов КХЛ. Как Ларионов создал самую активную команду лиги
К летним переменам в «Торпедо» было сложно относиться не скептически: состав стал слабее, главным тренером назначили специалиста с небольшим опытом работы в сборной. В клубе многократно повторяли лозунги про атакующий хоккей, чем только поднимали планку ожиданий, но даже самые завышенные из них были оправданы в первый месяц регулярного чемпионата.
За разговорами о красивой игре в пас скрылось главное – Ларионов направил «Торпедо» против течения.
Форчек в КХЛ полностью провалился. Большинство тренеров только рады играть осторожнее, применять ловушку в средней зоне или выстраивать забор на своей синей линии. От своих принципов отказался даже Хартли, начинавший с активного прессинга в 2018 году, позже перешедший к умеренному давлению и откату, чтобы добиться результата. «Торпедо» с агрессивными 1-2-2 использует всю площадку, прессингующий форвард идет до конца, чтобы вынудить соперника начать атаку и ошибиться, вместо того, чтобы ждать перед воротами и перекрывать направление передач.
Активность всей пятерки помогает скрывать недостатки команды. У «Торпедо» большие проблемы на точке – 44,7% выигранных вбрасываний за сентябрь, хуже действовали только «Северсталь» и «Сочи». Защитники продвигаются вперед по борту, тем самым возвращая владение себе и начиная собственные атаки.
Несмотря на проигранные вбрасывания команда не дает сопернику владеть шайбой, уступая по этому показателю лишь «Ак Барсу», а по количеству отборов «Торпедо» вплотную идет вслед за другой командой из Татарстана – «Нефтехимиком».
С этого сезона КХЛ официально ввела показатель отборов, но лига не была бы собой, если бы все сделала нормально. «Следует отметить, что в НХЛ этот показатель обсчитывается не вполне чисто. В КХЛ отношение к отбору и перехвату будет более скрупулезным». Тщательный подсчет с весьма узкими критериями привел к тому, что средняя команда лиги делает 5 (!) отборов за матч, при этом 75% от их общего числа сделаны нападающими. Это не значит, что защитники разучились отбирать шайбу, просто их отборы не «чистые» и в статистику не идут. Так что данный показатель стоит рассматривать не как умение команды отбирать шайбу, а, скорее, как активность форвардов.
В «Торпедо» с этим все в порядке, нападающие работают как в форчеке, так и в бэкчеке. Таких отборов на возврате происходит достаточно в каждом матче.
Начало атак и прохождение средней зоны через пас обращают на себя внимание, но это не единственное, что стоит отметить. Пара дополнительных ремарок: хоккеисты стараются играть по всей ширине площадки, растягивая защиту соперника, при этом один из защитников подключается к прорыву, создавая численное преимущество на входе в зону.
В этом нижегородский клуб похож на недавних обладателей Кубка Стэнли из Колорадо.
По количеству передач «Торпедо» ожидаемо в лидерах: защитники делают на 35 пасов больше среднего показателя по лиге, нападающие – на 60. Точность при этом не страдает, игроки обороны показывают 85,1% (1-е место), что неудивительно, поскольку передачи в основном короткие и большинство из них выполнены на своей половине площадки. У форвардов 6-е место в лиге – 78,9% точных пасов.
Заметно как нападающие порой торопятся отдать шайбу сразу после пересечения синей линии в атаке. Даже если пас проходит, он чаще тормозит атаку, а не приводит к усилению опасности, если передача перехватывается, то 4 вошедших в зону игрока обрезаются – в таком случае подключение защитника выходит боком. «Торпедо» еще предстоит научиться хорошо использовать свое численное преимущество в атаках сходу.
В позиционном нападении нижегородцы играют по схеме 2-3. Один из форвардов отходит к синей линии, получая там шайбу. Далее все зависит от имеющихся вариантов: бросок, подключение защитника по флангу или пас на открывшегося партнера впереди.
В НХЛ есть несколько команд, действующих подобным образом, главная из них – конечно же, «Колорадо». В прошедшем плей-офф «Сент-Луис» показывал, как нужно противодействовать «Эвеланш» в таких ситуациях. В КХЛ соперники пока позволяют игрокам «Торпедо» достаточно легко комбинировать вдалеке от ворот. Состав команды не изобилует мастерами, которые могут поразить ворота прямым броском издали, но всегда есть возможность рикошета/подставления в трафике, а также добивания. Если оппонент будет сильнее реагировать и выкатываться на игрока с шайбой, то это откроет свободное пространство в глубине зоны. Слабо организованная оборона может запутаться в перемещениях и упустить торпедовца у своих ворот.
В защите у «Торпедо» гибридная схема, включающая в себя элементы персональной и зонной обороны. Защитник нижегородцев следует за шайбой за ворота, затем уходит все дальше (за круг вбрасывания), пытаясь атаковать соперника у борта, сзади его страхует форвард. Все игроки сваливаются на фланг с шайбой, создавая численное преимущество на локальном участке площадки.
Другой пример из матча с «Трактором». Защитник уходит за игроком с шайбой, именно он становится самым дальним хоккеистом «Торпедо» от своих ворот. Бело-черные продолжают контроль, торпедовцы восстанавливают изначальные позиции (оба защитника у ворот). Игрок «Трактора» опять уезжает за ворота, а после его преследует все тот же защитник, следующий за круг вбрасывания. Вся пятерка «Торпедо» снова перегружает фланг с шайбой, не обращая внимания на соперника у противоположного борта.
Даже в защите ставка сделана на движение, хотя в последнее время были популярны совсем другие вещи. Оборона низким блоком, защитники передвигаются горизонтально – от пятака до борта и обратно, никаких забегов вдаль от ворот. Отдача периметра сопернику и ловля шайбы на себя. «Торпедо» абсолютный антипод этому, по блокированным броскам в сентябре клуб был на 4-й с конца строчке.
В меньшинстве нижегородцы используют расстановку wedge +1, ставшую стандартной для противостояния сопернику с розыгрышем 1-3-1. Треугольник у ворот цементирует пятак, перекрывая опасные направления передач и бросков. Нападающий прессингует игрока с шайбой, меняясь местами с другим форвардом из треугольника. Чем лучше отлажена смена нападающих, тем интенсивней прессинг, затрудняющий сопернику контроль в большинстве.
«Торпедо» показывает примеры агрессивной игры, даже имея на одного хоккеиста меньше. Защитники не просто остаются вблизи ворот, а активно выбрасываются вперед, поджимая игроков соперника на бортах. На данный момент это привело команду к 5 месту по игре в меньшинстве.
Какую часть игры не возьми, «Торпедо» везде выдает огромный объем движения и минимум пассивности. Не удивительно, что за каждый матч они пробегают больше любой другой команды в лиге. Поражает значительный отрыв, разница между лидерами по пробегу – почти 3,5 км, хотя обычно она составляла около 0,5 км.
Для лучшего понимания исключительности события, взглянем на несколько лет назад. На графике представлены лидеры по пройденной дистанции в каждом отдельном месяце, а внизу указаны лучшие показатели прошедших сезонов в целом. Падение пробега в первую очередь связано с уменьшением площадок, во вторую – с общей пассивностью игры. «Торпедо» показало уровень 3-летней давности, когда широкие площадки еще были в лиге, остальные соперники остались примерно на уровне прошлого сезона.
Ларионова уже успели спросить про легкую предсезонку, тренер заявил, что само слово предсезонка для него не совсем понятно и устарело. В российском хоккее до сих пор существует мнение, что должен быть долгий и тяжелый тренировочный сбор, после которого хоккеисты еще месяц чемпионата с трудом будут передвигать ноги, но зато потом побегут. В противном случае команда может показать яркое начало сезона за счет свежести, а затем неизбежно упадет в яму, чего и ожидают от «Торпедо».
Можно ли без хорошей подготовки выдавать на протяжении месяца объем катания, сильно превосходящий любого соперника? Вряд ли. Дальнейшее зависит уже не от того, что было летом, а от ежедневной работы по восстановлению игроков и поддержанию формы. Все команды будут в новых условиях – игр стало больше, а пауза в чемпионате всего одна. Сможет ли тренерский штаб Ларионова пройти дистанцию ровно? Ответ даст лишь время, но на это будет интересно посмотреть.
---------------
Каким образом сужение полян может повлиять так радикально на пробег? Игроки всё-таки бегают от ворот до ворот, а длина поля осталось той же.
Кроме того, если бы это было так, на ЧМ/ОИ европейские команды имели бы колоссальное преимущество перед США и Канадой, могли бы их банально укатывать ногами, даже уступая в мастерстве. Но этого не происходит. Этого не произошло даже во время СС-72. Канадскую часть серии выиграл СССР, а советскую - Канада. Если бы теория про размеры и пройденное расстояние была верна, к 8 игре серии канадцы с непривычки должны были бы быть мёртвыми, а они наоборот именно в конце последней игры вырвали победу.
Влияние ширины полян на что бы то ни было, как показывают факты, исчезающе мало. А разницу в пробеге нужно искать в других причинах. Это даже банально могут быть проблемы с точностью измерений.
уменьшение площади льда естественным образом влияет на пробег, слишком упрощенно говорить, что игроки бегают только от ворот до ворот.
когда в кхл были все 3 типа площадок одновременно, именно на широких пробег был самый большой, а на узких – самый маленький (70,4-69,5-68,5 в километрах).
так что это не теория, а вполне себе достоверные данные.
остальное уже фантазии на тему кто кого должен обыгрывать, игроки спокойно адаптируются, пробежать лишних 1-2 км на команду за 60 минут – это не проблема.
Вопрос в объяснении причин. Оно слишком упрощённое.
Неплохо было бы более подробно показать связь ширины площадок и пробега.
пробег команд уменьшился за последние годы (причины указаны), Торпедо показывает огромный объем катания – главная мысль.