Раша и медведи
Российскому туристу, забросившему свое тело на пески Антальи или Белека, даже в самую отупляющую жару будет трудно удержаться от сравнения чужого турецкого берега с нашим черноморским. Телевизионные открытки, присылаемые из Турции туроператорами (те, где море голубеет, серфер восходит на гребень волны, античные храмы благородно седеют, а красотка одной улыбкой снимает с вас всё облико морале), конечно, привирают, что выясняется уже на месте. Античность представлена парой разбитых горшков да парой театров. За античностью надо ехать в Грецию. На море, гребень и девушек Турция тоже не держит олл-эксклюзив, а чудеса природы заканчиваются ровно за колючей проволокой, охраняющей всю береговую линию турецких отелей. За проволокой же – только мучительные виды земли, настрадавшейся от солнца.
Ну, в общем, никакого сравнения с тем, чем одарены от природы Сочи и его окрестности.
Белек – это турецкий Лас-Вегас, счастье в пустыне, явившееся потому, что группа товарищей решила сделать хороший бизнес. И российский турист едет сюда не за морем, девушками и горшками, а за настоящей любовью. Он твердо знает, что будет вкусно накормлен и напоен, что на каждый его каприз есть уже готовое меню, что в заборной черте отеля он не встретит ни хамства, ни презрения – «понаехали тут», от чего, конечно, он совершенно не застрахован на Черноморском побережье Российской Федерации. Да и дешевле в Турции, как правило, сильно дешевле. Бредовость ситуации распухла до той болезненной степени, что пару лет назад известный спортивный бизнесмен Гелани Товбулатов собрался строить в Анталье ледовый дворец, чтобы наши хоккеисты могли комфортно готовиться к сезону в тепле и ласке.
Олимпийский проект Сочи – тот же спроектированный в компьютере Белек, только с поправкой на национальную гордость россиян, город-сад, только высаженный не в пустыне, а среди настоящей, неоткрыточной красоты. Когда президент МОК Жак Рогге перевернул белый листочек, на тыльной стороне которого было выведено «Сочи», перед Россией действительно отворились ворота в светлое будущее.
Вся его спортивная часть очевидна и достигается с помощью $12 млрд. Чемпионат России по бобслею еще недолго будет проходить в латвийской Сигулде, хоккейным клубам суперлиги не придется ехать в Турцию за сочетанием теплого моря и тренировочного льда, ну и все остальные представители зимних видов спорта получат базу и стимул для развития. Те же деньги решают и инфраструктурные проблемы, лишая берег турецкий всех его теперешних конкурентных преимуществ, за исключением одного. Профессиональный туризм предполагает конвейерное воспроизводство любви, хоть за $50, хоть за 5000, Олимпиада же – одноразовый вынос хлеба с солью.
Сколько-нибудь серьезной государственной программы развития туризма в стране у нас еще не было. Довольно посмотреть на предлагаемый хлебосольной Москвой выбор гостиниц, которые бывают либо хорошие и дорогие, либо неадекватно дорогой советский гадюшник с претензией, либо недешевый гадюшник без всяких претензий. Или изучить опыт желающих получить российскую визу, чтобы понять: среднего и массового туриста в этой стране не ждут. А именно такой, приятно отдохнувший в стране гость является самым эффективным средством опровержения (уж куда действенней, чем телеканал Russia Today) россказней о пьяных медведях, валяющихся на каждом московском углу.
Так что Сочи, который в 2014 году примет и негра преклонных годов, скопившего к американской пенсии немалое состояние, и какого-нибудь шведского студента, дает нам исторический шанс создать достойное и уважаемое государство.
И если в 2015 году на том олимпийском льду, где керлинг был, медведи сыграют в хоккей на потеху прибывшей курортной публике, а между периодами медведицы по чарке гостям разнесут, это не повод для унижения, а всего лишь приманка для туристов. А пока, в ожидании этого прекрасного будущего и глядя сквозь открытые на сессии МОК ворота, возрадуемся, братие. Олимпиада будет в Сочи, все остальное же – только в наших руках.
Станислав ГРИДАСОВ
Портрет Дориана Грея Паоло Мальдини, красно-черный навсегда, выиграв в 39 лет очередную Лигу чемпионов, признался, что его 17 лет до сих пор с ним, и поделился с читателями PROспорт простым секретом: нужно беречь себя от излишеств и по-настоящему любить футбол. Рахимовское училище «Амкар», дитя Сергея Оборина, после его осенней отставки в прошлом сезоне не рухнул в первый дивизион, куда отчаянно стремился. Рашид Рахимов, тренер спартаковской сборки и австрийского тюнинга, сделал так, что внутри пермского коллектива аммиак с карбамидом выдали бурную реакцию, итогом которой стала привлекательная и боевитая игра. PROспорт попытался проникнуть в тайну рахимовской футбольной лаборатории. Генералы песчаных карьеров PROспорт встретился с четырьмя лидерами юношеской сборной России, которая выступит на стартующем 16 июля в Австрии чемпионате Европы. Тренер Равиль Сабитов и его парни решают настоящую мужскую задачу, которая по плечу только коллективу, где один за всех и все за одного. Трудный волчонок Полузащитник «Москвы» Пабло Баррьентос играл за Аргентину в майке Марадоны, а болельщики «Сан-Лоренсо» ругали его последними словами. В России претендент на звание лучшего легионера сезона-2007 отдает изумительной тонкости передачи левой и швыряется майкой в тренера Слуцкого. LIVE. Из жизни отдыхающей На Уимблдоне Шарапова пила чай в саду, втыкала иголки в плечо и признавалась в любви к US Open. Доступна в сети Лучшая волейболистка планеты Любовь Соколова вернулась в Россию, чтобы выступать за подмосковный «Заречье-Одинцово». Из зарубежных странствий Любовь привезла солидный багаж: всемирное признание, две новых фамилии и одно новое гражданство, любовь, найденную в Турции, и желание спуститься в московское метро. Казаки-разбойники История о том, как на тихом футбольном Дону впервые за 18 лет объявилась красная армия: историческое дерби столицы российского юга, в котором слабейший клуб премьер-лиги наголову разбил новую команду Ивана Саввиди. Расширение пространства борьбы Если считать английские суперклубы законодателями футбольной моды, значит, мода изменилась. «МЮ», «Челси», «Арсенал» и «Ливерпуль» теперь конкурируют не только на поле, но и на охоте за юнымии футболистами. Мифы Регбист сборной России Виктор Моторин расписывается в своей неспособности выбить человеку зуб, оценивает степень трусости игроков в американский футбол и рекламирует свой вид спорта обязательными послематчевыми посиделками с пивом. Слова Вратарь «Торпедо» Дмитрий Бородин провожает Георгия Ярцева из команды шутками и прибаутками, завидует молодому тренеру Даеву и объясняет, за что лично он отрывал бы руки арбитрам. Место Пермяк Андрей Кобенко вслух гордится шотландским рестораном, в котором пафосно проставляются легионеры «Амкара», отказывает Волге в праве считаться величайшей русской рекой и рекомендует гостям города приезжать со своим противогазом.