6 мин.

ЦСКА - «Динамо» в СССР. «Сплав», суперкамбэк и разгром вместо чемпионства

Одну из пар второго раунда текущего розыгрыша Кубка Гагарина составили две самые титулованные команды в истории отечественного хоккея — ЦСКА и московское «Динамо». В новейшей истории болельщики этих команд относятся друг к другу более чем лояльно, соответственно и в качестве дерби данное противостояние воспринимается скорее «по привычке». Однако в советские времена такого и близко не было; баннер, что на фотографии выше, тогда мог привидеться разве что в бреду. Особенно поклонникам бело-голубых, когда за «Динамо» закрепилось клеймо «вечно вторых».

Противостояние этих соперников было одной из главных изюминок чемпионатов СССР. Мы выбрали из этого противостояния три игры, разделённые двумя двенадцатилетиями: каждая из них стала шумной сенсацией, надолго запомнившейся современникам.

1961. «Динамо» — ЦСКА 14:5

Необходимая предыстория, вкратце. После провала на зимней олимпиаде 1960 года Анатолия Тарасова убрали из сборной СССР, а затем и из ЦСКА. Причём в клубе его сместили не за результаты, а за разлад отношений в коллективе. Возглавивший армейцев Александр Виноградов коллектив быстро отладил, но перестарался. Что привело к большим проблемам с дисциплиной — за пределами хоккейной площадки. Тогда Виноградова заменили на Евгения Бабича (бывшего партнёра Тарасова по легендарной тройке ЦДКА, в которой блистал также Всеволод Бобров), но это делу не сильно помогло.

На этом предыстория заканчивается, а сама история произошла 21 ноября 1961 года на стадионе «Динамо». Действующие чемпионы на глазах у 12 тысяч зрителей к концу первого периода получили от команды, в предыдущем сезоне не вошедшей в призовую тройку, восемь безответных шайб! После перерыва армейцы выровняли игру и позволили динамовцам отличиться только один раз, а заключительная двадцатиминутка превратилась в перестрелку — 5:5. Существует версия, что армейцы в той игре «сплавляли» Бабича. Непосредственные участники (за исключением одного, о чём речь ниже) версию эту категорически отрицают, объясняя всё диким куражом, пойманным динамовцами. Всей правды мы, конечно, никогда уже не узнаем; отметим лишь две вещи: абстрактную и конкретную. Первая заключается в том, что крайне трудно представить себе кураж, при котором такая мощная команда, как ЦСКА, горит 0:8 в первом периоде. Вторая: Евгения Бабича после этой игры действительно сняли, и вернули на тренерский мостик Тарасова.

c

Фрагмент турнирной таблицы сезона 1961/62

Отдельные сторонники конспирологической версии называли даже фамилии «сплавщиков»: реже это был легендарный вратарь Николай Пучков, чаще — не менее легендарная пара защитников Николай Сологубов — Иван Трегубов. Пучков при этом — как раз тот самый непосредственный участник, который не отрицал «сплава», и обвинял в нём защитников. Сам он, к слову, после первого периода то ли был заменён, то ли даже сам отказался выходить на площадку — на этот счёт имеются разные данные. А Сологубову с Трегубовым, по свидетельствам очевидцев, Бабич очень резко сократил время на льду. Остаётся лишь сожалеть, что хронометраж игрового времени в те времена не производился, да даже и показатель «плюс/минус» не отслеживался. Из статистических же итогов игры можно отметить пять шайб Александра Стриганова (четыре из них — в третьем периоде) и хет-трик Валентина Чистова. Отметим также, что в составе «Динамо» тогда выступали два будущих мэтра тренерского цеха — защитник Виктор Тихонов и центрфорвард Владимир Юрзинов.

1973. ЦСКА — «Динамо» 7:7

Двенадцать лет спустя ЦСКА и «Динамо» в начале чемпионата (в пятом туре) провели фантастическую игру. После двух периодов далеко не самой напряжённой борьбы хозяева вели 6:2, и дело шло к разгрому. Парадоксально, но динамовской тройке Репс — Мотовилов — Самочёрнов удалось полностью закрыть суперзвено ЦСКА: ни Валерий Харламов, ни Владимир Петров, ни Борис Михайлов не смогли в том матче набрать ни одного очка, и концовку его они проводили, «застряв» на лавке. Зато взяла на себя лидерские функции армейская молодёжь — Юрий БлиновСергей Глазов и Александр Волчков забили четыре гола. Помог молодёжи и ветеран Анатолий Фирсов, на тот момент уже трудившийся тренером в штабе Тарасова, но вышедший на лёд из-за болезни сразу нескольких нападающих. Кстати, в той игре он забросил последнюю шайбу в своей славной карьере.

А игра, собственно, началась только в третьем периоде. К 44-й минуте счёт 6:2 превратился в 7:4, потом после непродолжительной паузы Валерий Васильев (на протяжении семи с лишним минут вообще не покидавший лёд!) и Александр Мальцев с интервалом в несколько секунд сократили отставание до минимума. Тарасов заменил Владислава Третьяка на Николая Адонина, но через несколько минут Мальцев принудил наставника ЦСКА к обратной замене.

c

Еженедельник «Футбол-хоккей», 23 ноября 1973

Интересный факт: Мальцев, сделав хет-трик, преподнёс самому себе подарок на свадьбу, которую сыграл на следующий день. Ещё интересный факт, даже два: в следующем туре чемпионата армейцы снова забросили семь шайб, а динамовцы — снова пропустили столько же. ЦСКА дома победил СКА 7:1, а «Динамо» проиграло с аналогичным счётом в Воскресенске.

1985. «Динамо» — ЦСКА 1:11

Ещё двенадцать лет спустя. В сезоне 1984/85 чемпионат разыгрывался по многоступеньчатой системе. На первом этапе двенадцать команд сыграли в два круга, на втором — восемь из них ещё в два круга. На третьем этапе, также в два круга, бились между собой уже три претендента: «Динамо», ЦСКА и «Сокол». 

Динамовцев, про золото к тому времени давно забывших, а последние четыре сезона остававшихся даже и без серебра, возглавлял Юрий Моисеев, ранее трудившийся ассистентом Виктора Тихонова в ЦСКА. Он, к слову, стал первым в истории клуба тренером, не игравшим за «Динамо». Юрий Иванович привнёс в игру бело-голубых, пребывающих в откровенном застое, много нового, и команда преобразилась буквально на глазах. Динамовцы лидировали на протяжении почти всего чемпионата: с третьего тура — вместе с ЦСКА, с десятого — единолично. К финальной пульке армейцы сократили отставание до одного очка; «Сокол» же, обеспечивший себе бронзу, в этой пульке был по большому счёту просто статистом, который в борьбу двух титанов вмешаться мог только опосредованно — если б отнял у кого-то «запланированные» очки (как, например, на втором этапе, сыграв с «Динамо» вничью). Впрочем, на третьем этапе киевляне ни у кого ничего не отняли, и судьба золотых медалей решалась в двух очных матчах главных претендентов — по сути, это была финальная мини-серия, в которой динамовцам достаточно было набрать два очка: один раз выиграть, или дважды сыграть вничью. А их победа в первой встрече мини-серии, в сущности, превращала бы вторую в пустую формальность. И бело-голубые выигрывали большую часть первого матча, однако армейцы спаслись за четыре минуты до сирены (2:2, обе шайбы забросил защитник Алексей Касатонов). 

c

Еженедельник «Футбол-хоккей», 24 марта 1985

Таким образом во второй встрече динамовцев устраивала ничья — возможно, это каким-то образом повлияло на настрой. Ибо ничем другим объяснить форменный разгром команды, блестяще игравшей весь сезон, нельзя. И даже отсутствие двух ведущих нападающих — Анатолия Семёнова и Юрия Леонова — и игра в концовке изнурительного сезона в три пятёрки тоже не объясняет одиннадцати пропущенных шайб. При этом в ЦСКА ни один хоккеист не набрал более трёх очков, а шайбы забрасывали девять разных игроков (по дублю в активе Владимира Крутова и Вячеслава Быкова).

https://www.khl.ru/news/2020/03/15/467391.html