Вспоминаем первый сезон Тарасенко в НХЛ: Хичкок, суперначало и сотрясение
5 очков в двух играх на старте.
7 лет назад Владимир Тарасенко попал в НХЛ в статусе будущей суперзвезды и одного из лучших молодых игроков Европы. Не помешал даже удивительный пропуск чемпионата мира, который сборная России во главе с Малкиным в итоге выиграла. Зинэтула Билялетдинов не большой поклонник молодых игроков, а Тарасенко тогда было всего 20.
«Сент-Луис» выглядел очень специфичным местом, особенно для российской аудитории: команда тогда только начала оживать после болота нулевых. Ее возглавлял Кен Хичкок, при котором потерпела крах карьера другого русского топ-проспекта Никиты Филатова. Кен считался жестким и догматичным тренером. Команда была под стать: Давид Бэкес — первый центр, Патрик Берглунд — второй, копаем от забора и до обеда. Ожидалось, что сразу легко не будет.
Хотя Хичкок летом 2012-го очень хвалил своего будущего игрока: «Владимир находит пространство для обострения игры так, будто ему уже 27. Благодаря своей решительности и габаритам он способен делать вещи, которые многим другим недоступны». В общем, в «Блюз» готовы были дать шанс сразу.
Локаутный сезон-2013 начинался без раскачки — игровые сочетания надо было определять сразу. Тарасенко отправили в номинально третье звено — рядом был пахарь Александр Стеен и Энди Макдоналд, который даже в 36 лет был одним из самых скоростных игроков лиги и отличным креативщиком. Впрочем, в том «Сент-Луисе» не было четкой первой тройки и даже явного Топ-6 — первые три звена были примерно равны.
Первый матч стал для Тарасенко самым ярким в сезоне. Первый же соперник — постепенно старевший, но все еще очень опасный «Детройт». Кайлу Куинси, кажется, перед игрой забыли рассказать, какой новичок выйдет играть против него: защитник замешкался где-то у борта, а Тарасенко только этого и ждал, совершив молниеносный прорыв. Первый матч, первый бросок, первый гол — все это заняло какие-то жалкие семь минут.
Второй гол — еще круче: одной из жертв снова пал Куинси, которого отправили играть в меньшинстве. Хотя в тот день Тарасенко, пожалуй, мог обыграть любого защитника в лиге. «Никогда не видел такого в своей карьере», — сказал после той игры Кен Хичкок. «Он очень удивил тех четырех парней, что вышли вместе с ним. Что за финт!» — Энди Макдональд тоже был в восторге.
Что могло быть лучше двух голов в первой игре в НХЛ? Три очка во второй — против «Нэшвилла» Барри Троца, одной из самых организованных команд лиги. Неудивительно, что уже после четвертой игры в сезоне Bleacher Report бахнул заголовком «5 причин, которые делают Тарасенко фаворитом «Колдер Трофи» (награды лучшему новичку сезона).
Мощный старт Тарасенко в НХЛ не был случайным. Он попал в организацию, которой не надо было выпрыгивать из штанов и форсировать игровое время новичка. Его выпускали на лед бережно: лишь в 30% случаев он выходил на вбрасывания в своей зоне, даже несмотря на то, что сам Хичкок отмечал, что Тарасенко может мощно играть на любой стороне площадки (наверняка намекая на разницу с Филатовым).
Повезло и с партнерами. Если Овечкин в дебютный сезон носился с парнями типа Джеффа Хэлперна и Криса Кларка, то Тарасенко попал в идеальные условия: качественный пахарь и скоростной технарь, создающий моменты. Хичкок хвалил ту тройку: «Стеен — Макдоналд — Тарасенко — это звено-винтаж. Это звено для хоккейных эстетов — для тех, кто следил за игрой в 80-х и 90-х. Эти трое ребят хорошо держат шайбу. У них врожденное умение находить свободные зоны там, где, казалось бы, вообще нет пространства. Но они его находят».
Сказка продолжалась где-то треть сезона: Тарасенко стал новичком января, его свитер влетел в топ-10 самых продаваемых в лиге, а в бомбардирской гонке новичков Владимир на тот момент уступал только Кори Конахеру. Сезон на две разные половины поделил один довольно грязный силовой в очень скучной игре против очень скучного «Колорадо». Пожалуй, этот прием — единственный значимый момент в карьере Марка Олвера, человека, который потом сломался в первой же игре за «Сочи».
Удивительно, но Олвера вообще никак не наказали за тот силовой, а Тарасенко получил свое первое сотрясение. «Всегда надо быть готовым к тому, что тебя могут атаковать», — прокомментировал эпизод Владимир, который, по его же словам, «спал две недели» после сотрясения. Хичкок сказал, что Тарасенко получил ценный урок.
Возможно, урок оказался ценным для его будущей карьеры, но в том сезоне после травмы он вернулся совершенно другим: его пробовали с разными партнерами, но того уровня взаимодействия, что со Стееном и Макдоналдом, уже не было — более того, Хичкок публично критиковал Тарасенко за слишком долгие размышления: «У нас хорошая позиция для броска, но вместо того чтобы бросать, мы пытаемся улучшить позицию, прокинув шайбу между ног соперника, и через какие-то пять секунд нам забивают гол».
В плей-офф «Блюз» предстояла встреча с действующим чемпионом «Лос-Анджелесом» – еще одной жесткой и оборонительной командой. Возможно, именно поэтому Хичкок почти весь первый раунд продержал Тарасенко в запасе: в топ-9 выходили проверенные бойцы с опытом двусторонней игры, а в четвертом звене рубились чистые чекеры. Лишь в одном матче серии (четвером) Тарасенко заменил в этой тройке Адама Крэкнелла и сыграл за весь плей-офф пяти минут — меньше всех в команде. Ту серию «Блюз» упустили со счета 2-0, забивая меньше двух шайб за игру.
На чемпионат мира Владимир тоже не поехал — довольно предсказуемо, свободное место в заявке держали под Овечкина. В гонке за «Колдер» травма и провал во второй половине уронили акции Тарасенко — он не попал даже в десятку и пропустил вперед чистого домоседа Брендена Диллона. И уже тогда пошли первые разговоры, что Тарасенко пора менять – например, в «Нью-Джерси» к Ковальчуку.
Но история показала, что торопиться раньше времени не следовало: уже через два года Тарасенко вошел во вторую сборную сезона, а теперь и выиграл в качестве одного из лидеров клуба Кубок Стэнли. Просто его восхождение началось не сразу.
От сибирской школы – к Кубку Стэнли. Полноценный гид по карьере Тарасенко
Кубок Стэнли – у Тарасенко! Золотое поколение-2011 на пути к величию
У Тарасенко убийственный кистевой бросок. Резкий как удар Брюса Ли
Когда про тебя постоянно пишут в хоккейном телеграм-канале Sports.ru
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев; Gettyimages.ru/Dilip Vishwanat (2,3), Doug Pensinger
Как же радостно, что это не так
Так что вопросы к Хичкоку были. Повторюсь, не нашей прессы. Отвечать на них можно по-разному -Вы вот на стороне Хичкока. У меня однозначного мнения нет.
В любом случае, ощущения, что его используют по максимуму, тогда не было. Большую часть шайб он придумывал себе сам.
Жердеев у Хичкока провел один полноценный сезон и по совпадению это его сильнейший год в НХЛ. Кстати, как оказалось великий Никита Филатов тоже.
Не в по, а перед ПО, Тарасенко играл по 13 мин и в 15 матчах забил ноль, очевидно это нелучшая форма для нападающего, поэтому нет ничего странного в том, что с началом ПО молодого игрока ориентированного на атаку, но у которого в атаке на данном отрезке не идёт отправили в запас. В следующих сезонах руссофобия не мешала росту роли Тарасенко в команде. После ухода Хичкока, результативность Владимира к слову просела было три сезона под 40 банок и 73-75 очков, последние два года по 33 гола.