«Российские игроки переоценены». Интервью с менеджером «Амура»
Вадим Покотило - знаковая фигура для хабаровского хоккея. Добротный форвард, который до сих пор является рекордсменом команды по очкам в элите, теперь трудится в клубе в качестве управленца. Официальное название его должности - "заместитель спортивного директора", если несколько упростить, то Покотило отвечает в Хабаровске за селекцию, и за последнее время успел провести несколько качественных подписаний и обменов.
- Вы закончили карьеру игрока в «Рубине» и заняли пост генерального менеджера команды, почему именно менеджмент, а не тренерская работа?
- На тот момент закончился сезон, мне было 38, и я не планировал завершать карьеру игрока, думал продолжать либо в России, либо поехать в Европу. Главным тренером в «Рубине» был Мисхат Фахрутдинов, он мне сказал: «У нас нет менеджера, а ты знаешь всех игроков, видел их – тебе будет проще набирать тех игроков, которые нам нужны» - так мне сделали предложение, я взял паузу, чтобы подумать. Вообще, таких предложений после окончания карьеры может и не быть, это редкая ситуация. Если бы предложили работать сразу тренером на таком уровне – я бы отказался, поскольку очень важен опыт. А в работе менеджера для меня чего-то нового не было, тем более в клубе были отличные возможности по привлечению хоккеистов – я согласился. Сейчас понимаю, что эта сфера мне больше по душе, чем работа тренера.
- В ВХЛ есть какие-то особенности в селекции?
- Если не брать разницу в уровне игроков и зарплат между лигами, то отличий от той же КХЛ нет.
- Некоторые тренеры рассказывают, что в Высшей Лиге им приходилось сталкиваться с игроками, которые ловили звездную болезнь после 10 шайб за сезон, и вели себя соответствующе. Вы сталкивались с подобными историями?
- Конечно, но такие ситуации можно встретить абсолютно в любой лиге, даже в НХЛ. Если игрок начинает «качать права», например, при переговорах по новому контракту, то нужно искать компромисс только в том случае, если клуб действительно заинтересован в этом хоккеисте. У меня не было тупиковых ситуаций, чтобы не удавалось договориться.
- А ситуация с Метсолой и Бывальцевым в КХЛ?
- Если бы у нас не было ограничений по финансам, то мы бы решили все вопросы. «Автомобилист» сейчас без проблем договорился с Доусом и Секстоном, но если у тебя нет каких-то рычагов, то чем ты будешь оперировать?
- Вы могли повторить предложение Уфы по Метсоле?
- Метсола не остался бы даже на те же деньги, что ему дали в «Салавате», нам пришлось бы предложить раза в полтора больше. В Уфе сейчас есть Метсола и еще 10 игроков с крупными контрактами, плюс еще 10 с зарплатой как у нас. Стоит учитывать и уровень клуба – Метсола понимал, что будет 100% играть в плей-офф, бороться за чемпионство, это дополнительные премии и награды, плюс банально дом ближе. Метсола и Доус - это люди уже небедные, у любого спортсмена есть амбиции, они хотят выигрывать, а если к этому добавляют отличные финансовые условия, то «Амуру» конкурировать просто нереально.
- Прямой вопрос – была ли возможность сохранить Метсолу, Бывальцева, Ли?
- Метсолу - однозначно, нет. Ли и Бывальцев, став ограниченно свободными агентами, ушли бы практически бесплатно. Мы понимали, что шансов их оставить нет, поэтому совершили обмен с максимальной выгодой для клуба.
- Как собираете информацию по игрокам: характер, привычки, поведение в коллективе?
- Если брать наших, российских игроков, то с ними попроще: они все на виду, и про них достаточно много информации, мы их знаем. Если есть сейчас на рынке, например, нападающий-ветеран, я знаю, какие у него травмы, как он себя ведет в коллективе, на спаде он или нет. В лиге плюс-минус 600 россиян, это узкий рынок, поэтому узнать игрока не только с точки зрения статистики не проблема. По зарубежным хоккеистам работать сложнее, приходится включать свои связи, тех людей, которым ты доверяешь – звонишь в Европу, спрашиваешь, они, в свою очередь, наводят справки. Не бывает такого, что ты берешь кота в мешке, ты всегда знаешь характер игрока, его поведение и даже хобби.
- Знание английского является приоритетом для легионера?
- Не имеет значения. Главное, чтобы был коммуникабельным, хоккейный язык одинаков.
- Можно подписывать игрока без визуальной оценки: видео или просмотра игр на арене?
- Это просто исключено. Российских игроков не посмотреть невозможно, а по иностранцам смотрим обязательно: вдруг он кататься совсем не умеет, я должен понимать на что игрок способен, взрывная ли у него скорость, играет ли он за счет головы или физики и против кого он вообще и грает. Скажем, есть условный хоккеист с опытом игры в НХЛ – нужно понимать, а чем он там вообще занимался, какую роль исполнял и что ты от него хочешь. Если он был в 3-4 звене и вообще не выходил в большинстве, а тебе нужен иностранец, который бы делал результат, то зачем такой легионер нужен? Он этого не умеет, он этого не делал.
- Почему-то сразу идет ассоциация с Хансеном из ЦСКА.
- Мы же не знаем, что за мотивация была у ЦСКА относительно его приглашения. Это исключительно их дело. Мы, например, брали Александра Фролова и понимали, что он не будет определять результат, но для нашей команды он был звездой. Он нужен был для коллектива, для раздевалки. Фролов – суперпрофессионал, для молодежи это очень полезный и важный пример, он приходил первым, уходил последним и всегда следил за здоровьем и питанием, показывал нашим игрокам, почему он так много времени провел в НХЛ. Плюс авторитет в общении с арбитрами – от него никто не отмахивался, когда он ехал пообщаться с судьей.
- Если просматривать видео с игроками, каким матчам стоит отдать приоритет?
- Обязательны к просмотру матчи плей-офф. Многие агенты присылают красивые «нарезки» с забитыми голами, но их мы можем посмотреть в YouTube. Гораздо важнее оценить, как он играет в обороне, где ошибается, чтобы понимать все «минусы». Чем их меньше – тем лучше.
- Возможна ли ситуация, когда на рынке появляется игрок-снайпер, но он, к примеру, плохо катается и не подходит тренеру по стилистике, будете ли брать его в состав без согласования с главным тренером?
- Ни один тренер не откажется от человека, который забивает в каждой игре, даже если он на одной ноге катается, ха-ха. У каждого тренера свой стиль, кто-то «давит», кто-то играет в контроль и движение, в идеале, конечно же, брать игрока, который подходит под схему. В то же время, мы работаем и на развитие клуба, поэтому огромное значение имеет решение руководства клуба, Александра Геннадьевича Могильного. Допустим, сегодня игрок результат не сделает, но для развития его необходимо брать. У нас на Дальнем Востоке нет таких мощных школ, как в Ярославле и Челябинске, поэтому мы очень редко можем пригласить талантливого молодого игрока и потом его развить.
- Это вы про Попугаева?
- Да, это как раз тот случай. Он уже сейчас не выпадает из игры на уровне КХЛ.
- А как прокомментируете обмены своих местных воспитанников: Волошина и Заседы?
- Сразу хотелось бы отметить, что мы внимательно следим за нашими местными игроками, отслеживаем их прогресс. Некоторые болельщики «Амура» были недовольны, поскольку считали, что мы легко расстаёмся с талантливыми воспитанниками – но мы ведь понимаем, что делаем, и не первый год находимся в этом бизнесе. Прямо сейчас вообще неизвестно, получатся ли из этих парней игроки КХЛ хотя бы уровня Файзуллина. Мы могли сохранить Заседу или Волошина, но через год-два болельщики вообще не пришли бы на трибуны, потому что результат необходим прямо сейчас, никто не будет ждать. У нас была проблема с голкиперами – мы взяли Мурыгина. Появился Файзуллин, Омск вышел с предложением обмена – мы взяли. Нам нужен баланс между результатом и развитием молодежи, но если мы не будем давать этот самый результат, на эту молодежь через 2 года никто не придет смотреть.
- А Артема Зуба на Файзуллина бы обменяли?
- Ни в коем случае, это бы даже не обсуждалось. Тот же Волошин выдал отличный отрезок в прошлом году, в этом сезоне играет не так ярко. Болельщик видит лишь верхушку, ему не интересно знать, как игрок тренируется, ведёт себя в быту – мы оцениваем полезность игрока для клуба в комплексе.
- То есть, когда руководители говорят «да я знал, что из этого парня будет толк 5 лет назад», то они несколько преувеличивают?
- Как правило, менеджеры вполне точно представляют, на что способен игрок. Но бывают разные случаи. Возьмите Сергея Плотникова - кто-то мог подумать в конце «нулевых», что он добьётся того, что имеет? Я заканчивал в Хабаровске, Сергей только начинал, и было очень сложно предположить, что он так вырастет. При всём его таланте. С другой стороны, потенциал Артёма Зуба был очевиден. Мы сразу понимали, что он вырастет в большого игрока.
- Но в теории тот же Заседа через год-два может стать игроком первого звена клуба КХЛ?
- Конечно, и мы желаем и ему, и Герману Волошину успехов. Но они точно так же могут и до четвертой тройки не дорасти. Вспомните обмен «Амур» - «Адмирал», 12 игроков участвовало. Если смотреть на момент сделки, то Бывальцев был никто, Ушенины вылезли из ВХЛ первый год, Ванделль, Грачев не являлись звездами. Только время показало, кто оказался в выигрыше. Так же и в этом случае - оценку стоит давать через определенный временной отрезок.
- Были предложения от западных клубов перед прошлым дедлайном, когда команда ещё не попала в плей-офф, но вела серьёзную борьбу?
- Были. Метсола, Ушенины, Бывальцев. Но обменяй мы их, на кого бы люди ходили смотреть? Дело даже не в шансах на плей-офф, мы бы просто не стали менять всех лидеров в дедлайн. «Амур» - это команда Хабаровского края, и играет для наших болельщиков, никто не стал бы распродавать лидеров и доигрывать сезон обескровленным составом.
- Переоценены ли российские игроки и влияет ли на их зарплаты лимит на легионеров?
- Я считаю, однозначно переоценены. И по моему мнению, если наша лига хочет развиваться и стремиться выше, то лимит на легионеров стоит отменить совсем – в этом случае зарплата средних российских хоккеистов резко упадет.
- А как же развитие наших молодых игроков?
- Когда я играл, не было лимитов, например, для молодых игроков. И это не останавливало талантливых ребят. Если мы хотим, чтобы лига стала сильнее, то, по моему мнению, нужно создавать конкурентоспособную среду, в которой будут выживать сильнейшие игроки.
- Как относитесь к открытию зарплатных ведомостей?
- Лично я однозначно против. В основном, людям зарплаты интересны не для оценки работы того же менеджмента, я не понимаю такого массового интереса, никто не требует же открывать зарплаты работников на крупных предприятиях? К тому же, любой болельщик приблизительные цифры знает, что изменится от точной цифры? Мне кажется, общество в нашей стране ещё не готово.
- А как быть с НХЛ?
- Там спокойнее к этому относятся, разрыв в доходах хоккеистов и других профессий меньше. Когда у нас будет так же – мы придём к открытию зарплат.
- КХЛ ждёт введения твердого потолка зарплат, насколько это упростит жизнь таким клубам, как «Амур»?
- Все будут играть по одним правилам. Когда есть четкая цифра зарплатного бюджета, то клубы смогут планировать в этих рамках и понимать, что за такие деньги можно конкурировать с топ-клубами.
- В прошлом году приезжал ЦСКА, у вас сердце не болело при взгляде на количество запасных игроков, выстроившихся вдоль борта?
- Конечно. Игроков у нас хватает, просто есть вопросы к их распределению по КХЛ. При более равномерной концентрации звёзд чемпионат станет ещё интереснее.
- Но ведь вы работали в топ-клубе ВХЛ, и «Рубин» не имел конкурентов по финансам, тоже игроков скупали?
- Да, приходилось.
- А в чём интерес?
- У нас была цель - выиграть кубок. Мы брали игроков на рынке, даже если они особо не были нужны главному тренеру. Ведь если не возьмём мы – возьмёт конкурент, этот хороший парень будет забивать за них.
- Почему не получилось у Кашика?
- Это чистая психология. Он проходил с нами предсезонку, мы могли в любой момент отказаться от его услуг – но он выглядел очень прилично. Он не играл за пределами Чехии, у нас был определённый риск с его приглашением, и он не справился. С Метсолой, кстати, был тот же самый риск. Он не был звездой до приглашения в «Амур». Но нам удавалось удерживать его в Хабаровске три сезона.
- Филиппи?
- По его уровню не было вопросов, парня замучили травмы. Он вышел летом в матче с «Адмиралом», потом практически не играл на предсезонке, снова травмировался в чемпионате. Нет смысла держать игрока, который все время на больничном.
- Какая линия сильнее всего нуждается в усилении легионером?
- Оборона. У нас сейчас к тому же надолго выбыли с повреждениями Турбин и Кондратьев. Поэтому мы считаем, что защитник нужен больше, чем нападающий. Ищем игрока атакующего плана,
Но разве лучший бомбардир Амура (как минимум в элите) не Тарасов?