Послесловие к финалу
Публике неинтересно смотреть противостояние «хороших» и «хороших». Кто-то обязательно должен быть плохим. Кто в этой серии будет играть роль «плохих парней», определилось в третьем матче финала. «Ванкувер» конечно, очень постарался, чтобы настроить против себя не только нейтральных болельщиков. Кусачесть Берроуза, назидательный тон основателя «школы вратарского мастерства им. Р. Люонго», «немного запоздалый силовой прием» Роума вкупе с оправдательным тоном комментариев Алэна Виньо сделали свое дело. По ходу финала «вся прогрессивная хоккейная общественность» болела если не за «Бостон», то точно против «Ванкувера». Это не было похоже на финал НБА, где поражению «Майами» и персонально Леброна радовались везде, за исключением Флориды. Но если довольно приличная часть населения Канады в Кубке Стэнли болеет против канадского клуба, то с вашей командой точно что-то не так.
В самом деле, против «Ванкувера» просто болеть. Тут и мягкотелые и склонные к симуляциям Седины, Берроуз и Кеслер с темным прошлым, противоречивая фигура Роберто Люонго, мастер сомнительных приемов Раффи Торрес и один из самых ненавистных игроков лиги Максим Лапьер. И точно также легко болеть или хотя бы симпатизировать «Бостону». У них в команде нет звезд, в общепринятом смысле этого слова, и если приглядеться, то они представляют собой сборище «неудачников», игроков, которым, казалось, в этой лиге ничего не светит. Тут и Здено Хара, над неуклюжестью которого в начале го карьеры не упускал случая подшутить только ленивый. Натан Хортон, похоронивший как казалось свой талант во «Флориде». Рич Певерли, еще пару лет назад бороздивший просторы АХЛ. Едва не оставшиеся инвалидами Бержерон и Савар. Милан Лучич и Брэд Маршан, которым, как казалось, не хватает техники, чтобы быть успешными на уровне НХЛ. И даже оставшийся вторым Тайлер Сегин. И конечно же Тим Томас, как олицетворение этой команды. Человек, которого никто не замечал до 30 лет, но который упорно шел к свой цели несмотря ни на что. Команде, в которой играет Томас, просто нельзя не симпатизировать. Порой кажется, что если бы в составе «Брюинз» играло 20 ваших злейших врагов, вы все равно немного притапливали за «мишек».
В серии полной взаимной ненависти «Бостону» удалось проявить достаточно благоразумия и дисциплинированности, чтобы не превратить финал в упражнения для «Ванкувера» по реализации большинства. Нужно ли при этом напоминать, что лучшей командой регулярного чемпионата при игре в равных составах были именно «Брюинз». Много было разговоров о том, что если подопечным Клода Жюльена не удастся наладить игру в большинстве, то в финале им ничего не светит. Толком наладить им и не удалось. Всего 5 голов в семи матчах это, конечно лучше, чем статистика первого раунда, но большинство у «Бостона» так и не заработала на той мощности, которая прогнозировалась с приходом Каберле. По правде говоря, опаснее всего реализация «мишками» лишнего выглядела в самом начале первого матча серии, когда на пятачке перед Роберто Люонго нежданно-негаданно возник Здено Хара. Похоже, что канадский голкипер дрожит от страха, когда видит повернутый к нему спиной номер «33» (привет от Дастина Бафлина). Удивительно почему «Бостон» так больше и не возвращался к этому варианту по ходу серии.
Конечно, не совсем хорошо говорить так, но травма Хортона пошла «Бостону» на пользу. Об эмоциональной составляющей и о том, как команда отреагировала на потерю игрока уже сказано предостаточно. Но перевод более разностороннего Рича Певерли в первое звено, лишил «Кэнакс» преимущества в очном противостоянии первых звеньев в те редкие моменты, когда они оказывались на льду. В первых двух матчах серии сочетание Лучич – Крейчи – Хортон ничего не могло противопоставить Сединам и Берроузу, когда те находились в позиционном нападении. С появлением Певерли эта проблема была устранена, да и среднюю зону первая тройка «Бостона» стала проходить быстрее. При этом с уходом Рича третье и четвертое звенья команды не стали играть хуже.
Блестяще руководивший командой в регулярном чемпионате Алэн Виньо, в финале не сделал ничего, чтобы перестроить игру команды по ходу серии. Да, «Кэнакс» выиграли два первых матча, но было видно, что «Бостон» играет как минимум не хуже. Виньо не сумел вывести Сединов из под прессинга Бержерона и компании, не сумел подобрать правильных партнеров для Кеслера, но главная ошибка Виньо в том, что она дал Тиму Томасу играть в его игру. Любой, кто смотрел хотя бы пару матчей «брюинз» знает, как играет американский голкипер – далеко выкатывается из ворот, сокращая угол обстрела и не давая нападающим времени и пространства, чтобы нанести прицельный бросок. Бороться с этим можно двумя способами. Первый – поперечные передачи с броском в одно касание в неприкрытый угол. У Томаса есть проблемы со скоростью перемещения на щитках вдоль линии ворот. Поэтому ему приходится не перекатываться, чтобы закрыть угол как всем вратарям «со школой», а буквально перепрыгивать от одной штанги к другой. Если повезет, то попадает в топ-10 лучших вратарских сейвов. Если нет, что бывает не так уж и редко, то гол.
Второй способ, это ставить перед Томасом игрока, не столько даже для того, чтобы закрывать Тиму обзор, а для того, чтобы не давать ему выходить из ворот. Когда вратарь «Бостона» находится «в краске», то он уже не настолько хорош. Проблема, конечно в том, что у «Кэнакс» из нападающих только Кеслер и, с некоторой натяжкой Берроуз, могут эффективно действовать на пятачке. Все остальные – игроки периметра, а оттуда Томаса не пробить. Раз за разом нападающие «Ванкувера» (особенно усердствовали в этом Седины) бросали по воротам «Брюинз» тогда, когда партнеры даже еще не успели доехать до ворот. Вход в зону, бросок от борта, сейв. Тим Томас становится еще немного ближе к «Конн Смайт Трофи». Эта тенденция была очень заметна и в первых двух матчах финала, но Виньо не стал ничего менять, так как счет вполне устраивал канадскую команду. А перестроиться сами игроки уже не сумели.
Повышенная «сединозависимость» «Ванкувера», которую назвали в числе одного из слабых мест команды, в финале проявилась во всей красе. Оказалось, что на одном Кеслере, который к тому же играл с травмой, далеко не уедешь. Клод Жюльен проявил свой тренерский гений в том, как именно он выключил из игры Сединов. Несмотря на то, что против братьев на льду чаще всего появлялась пара защитников Хара – Зайденберг, ключевую роль в нейтрализации главных атакующих сил противника сыграли вовсе не они. К слову, Хара провел довольно посредственную для своего уровня серию. Его напарник смотрелся ничуть не хуже капитана, и это скорее минус Здено, а не плюс Деннису.
Справедливо решив, что сдерживать шведских близнецов в своей зоне смерти подобно (рано или поздно они все равно организуют гол) Жюльен решил заставить делать их то, чего они не любят и не умеют – играть возле собственных ворот. Однако, одно дело придумать, и совсем другое дело реализовать. К счастью для «Брюинз» у них в составе были исполнители, способные претворить этот план в жизнь. Рекки, Бержерон и Маршан провели просто гениальную серию, не только выключив из игры лучших нападающих соперника, но и став главной ударной силой командой в атаке. Универсализм Бержерона, энергетика и юношеская наглость Маршана и опыт, помноженный на работоспособность Рекки, создали идеальное сочетание игроков. При этом дедушка Марк не выглядел в этом звене пассажиром, а пахал так, как не снилось безусому еще Сегину. Шутка ли, 44 силовых приема – 3-й результат среди нападающих в команде.
«Бостон» сумел выиграть не только за счет более грамотных тренерских решений, боле приспособленных к условиям плей-офф исполнителей и сверхнадежного вратаря, но и за счет характера. Полную ясность о наличии характера у этого состава «Ванкувера» внес эпизод, который случился в шестом матче финала. Во время очередной заварушки возле ворот Брэд Маршан остался наедине с Даниэлем Седином и втайне от судейских глаз успел нанести шведу семь довольно увесистых тычков в область подбородка. Сам Данэль при этом довольно убедительно изображал из себя боксерскую грушу, дожидаясь прибытия спасателей в полосатой форме.
Я, конечно, понимаю, что это финал, и последнее, что нужно твоей команде, это удаление одного из самых результативных игроков, но когда над тобой издевается 23-летний пацан, который в лиге без году неделя, это унизительно для любого нормального мужика, а уж для ассистента капитана команды, претендующей на Кубок Стэнли стыдно вдвойне. После этого стало понятно, что «Ванкувер» не готов на все ради этого Кубка. И действительно, на седьмой матч серии «Бостон» вышел как на последний, а «Кэнакс» не сумели сжать зубы и переломить ход игры, когда все пошло не так, как они запланировали.
Многие склонны винить в поражении канадской команды в финале Роберто Люонго, но если бы не он, то эта серия должна была заканчиваться как минимум в шести матчах. Бобби Лу сделал два шатаута в матчах, которые закончились со счетом 1-0 в пользу его команды. «Ванкувер» был уничтожен во всех гостевых матчах, но это было именно уничтожение «Кэнакс», а не Роберто. В тех играх перед Лу не было команды, а в таких случаях не помогут даже Руа и Бродо в свои лучшие годы. Да, второй и третий голы в седьмом матче серии были на совести первого номера «Ванкувера», но обвинять во всех прегрешениях вратаря проще простого. Лучше задаться вопросом, куда подевалось лучше нападение регулярного чемпионата и самые результативные игроки «Кэнакс». 5 баллов за результативность на двоих – такими показателями в финале ограничились братья Седины. Идентичные «-4» у каждого в седьмом матче серии, как жирный крест на кубковых надеждах команды и возможности доказать всем, что Хенрик Даниэль и плей-офф это совместимые понятия. Травмированный и загруженный по уши оборонительной работой Райан Кеслер, как и предполагалось, не сумел взять на себя функции лидера нападения в финале.
Можно случайно проиграть Кубок Стэнли, но нельзя его случайно выиграть. «Ванкувер» справедливо добрался до финала конференции, став лучшей командой на Западе, но в финале «Бостон» был сильнее по всем статьям. Победа «Брюинз» в Кубке Стэнли - как символ того, что тяжелый труд, упорство и вера в себя рано или поздно приведет вас к заветной цели. А это значит, что для каждого из нас в этой жизни нет ничего невозможного.
«Во время очередной заварушки возле ворот Брэд Маршан остался наедине с Даниэлем Седином и втайне от судейских глаз успел нанести шведу семь довольно увесистых тычков в область подбородка. Сам Данэль при этом довольно убедительно изображал из себя боксерскую грушу, дожидаясь прибытия спасателей в полосатой форме.
Я, конечно, понимаю, что это финал, и последнее, что нужно твоей команде, это удаление одного из самых результативных игроков, но когда над тобой издевается 23-летний пацан, который в лиге без году неделя, это унизительно для любого нормального мужика, а уж для ассистента капитана команды, претендующей на Кубок Стэнли стыдно вдвойне. »
Но вот за это просто таки отдельный респект!
Ждем Тимми Томаса на обложке NHL 2012 .