10 мин.

ЦСКА. Маркетинг

  Этот вопрос - чуть ли самый больной, если мы на миг забудем результаты этого сезона, и посмотрим на ЦСКА с точки зрения бренда.

  Всё это стоит ребром уже почти 5 лет. Представляете, уже больше пяти сезонов с Роснефтью и такими деньгами мы не можем хотя бы восстановить ту вертикаль, которая была в 2009-2012 годах, когда клуб был 7 с конца по платке. Итак, пройдёмся по всем моментам.

 

Сайт.

К сожалению, скринов сайта тех лет я так и не нашёл. Но прошлый не сильно отличается от нынешнего, при том, что домен остался тем же, а в новостях нетрудно найти воодушевляющие слова Немчинова после одного из проигранных матчей.

 

  От себя добавлю, что он был ни капли не хуже того, что есть сейчас. Скажу даже больше - он был круче. Помимо весьма красочной палитры, которая радовала глаз, работали абсолютно все вкладки, включая интернет магазин. Давайте попробуем зайти в этот раздел сейчас:

 

  Месяца полтора назад наконец появилась новая версия, правда в формате тестирования. Хотя источник из клуба говорил, что полноценный сайт должен был начать работу аккурат к юбилею ЦСКА. Но воз и ныне там. Полный крах.

 

Мерчендайзинг.

 

  Самая больная тема для меня. У меня есть фетиш. Последние 6 лет коллекционирую свитера ЦСКА эпохи КХЛ. Скажу вам, это очень дорого и непросто. Каждая сетка обходится порядка семи тысяч рублей. Вот,кстати, моя небольшая коллекция:

 

  Последние годы доставать или находить свитеры очень и очень нелегко. В ЛДС почти ничего нет, если не брать в счёт остатки прошлого сезона, которые привезли со склада Луча(основной поставщик формы в клубы КХЛ, ЦСКА в том числе). Во времена Фетисова работал как интренет-магазин, так и стор в ЛДС, где было много маек, где можно было заказать оригинальный свитер со своим номером и фамилией где-то за 3,5 тыс. Потом пришла Роснефть, и магазин постепенно исчез. Но я нашёл выход. Можно было спокойно заказать любую в Луче, предоставив эскиз и круглую сумму. Все рады, и отлично. Но с недавнего времени ЦСКА(Есмантович?) решил, что это нечестно, когда деньги за "бренд"(ха-ха) не идут в кассу. Поэтому сначала закрыл точки вокруг дворца(раньше около парковки был неплохой магазинчик "Город хоккея"), а потом обязал Луч шить форму для физических и юридических лиц "сугубо с письменного разрешения клуба". С этим я столкнулся лично, когда в январе решил заехать перед дерби со СКА в офис компании недалеко от метро Динамо. На улице было морозно, но меня грела мысль о том, что скоро смогу натянуть на себя модную сетку от Артемия Лебедева. Но увы. Красивая девушка, работающая менеджером, сообщает мне грустнейшую новость, и я с ужаснейшим настроением ухожу прочь.

  В данной ситуации есть 2 варианта: друзья в клубе или другие площадки(Авито, Ebay). На авито почти что пусто. Хотя нет. Кто-то предлагает майку этого сезона за 18 тысяч(18, КАРЛ), другой просит "двенашку" за реплику свитера Дмитрия Саюстова сезона 2010-2011. Неплохо. 

  На Ebay дела обстоят куда лучше. Очень большое количество свитеров, в том числе раритетных. Недавно вот такие майки были выставлены на аукцион. Цена вопроса - примерно 160 долларов за каждую:

 

  Если говорить про остальные сувениры(одежда, кепки, ручки, рюкзаки), то дела обстоят получше. Все "базовые" товары есть в продаже на сайте КХЛ и производителей(Atributika&Club), а также в дни матчей в фойе. Но при Фетисове всё равно было куда лучше. ЦСКА совместно с брендом Forward предлагал почти всё, что душе угодно: ветровки, костюмы, пуховики, тапочки, брюки. Сейчас таким ассортиментом и не пахнет.

  Приходится крутиться. Лично я покупаю одежду с символикой ЦСКА с рук с помощью того же Avito, или через "друзей друзей". 

  По словам знакомых, которые "варятся" в клубе, недавно пришла работница с несколькими образованиями, перед которой Роснефть поставила задачу стопроцентного заполнения будущего ледового дворца. С первого дня работы она начала гонять всех работников ЦСКА по коридорам ЛДС, и скоро мы увидим что-то абсолютно новое. Сам в это слабо верю.

 

Работа с болельщиками.

 

  Ещё один момент, который вызывает огромные вопросы к президенту клуба. Клуб ещё летом мерзко плюнул в лицо всем поклонникам ЦСКА, неожиданно подняв цены на 50 %, не предупредив об этом заранее. Решил повысить цены - сделай условную программу лояльности, при которой те, кто ходит по абонементам 5 лет, получают скидку в те же условные 30 %. А глорики пусть платят 20 тысяч за угол, и спрашивают "А где Радулов?". Клуб никогда не отличался горячей любовью к нам, но дешёвые абонементы с включённым play off грели душу, а кошельки делали толще. Но с очередным ребрендингом всё стало совсем плохо. Хорошо всё иллюстрирует вот этот пост из официальной группы "ВКонтакте":

"Памятка болельщику. Что нужно обязательно сделать на матче с Локомотивом 10 марта 

1. прийти на матч за час до начала игры или раньше 

2. в зоне аквагрима написать плакат в поддержку красно-синих 

3. нарисовать у аквагримера логотипы ЦСКА на щеках 

4. сфотографироваться с талисманом 

5. получить поцелуй от девушек из группы поддержки 

6. стать участником красочного предматчевого шоу и встретить нашу команду бурными аплодисментами 

7. в перерывах посмотреть яркие номера в исполнении юных талантов: артистов продюсерского центра «Эколь» - лауреатов популярных детских конкурсов и участников проекта «Голос. Дети» 

8. восхититься выступлениями юных фигуристов, воспитанников детско-юношеской спортивной школы ЦСКА 

9. поучаствовать в конкурсах бросков в первом перерыве и поймать футболку на трибуне – во втором

 10. выложить лучшие фотографии с матча в Инстаграм с хэштегами #цскамосква и #цвбп 

11. и, конечно же, на протяжении всего хоккейного вечера, громко болеть за самых отважных парней, за самую лучшую команду, за ЦСКА!

Кричите, шумите, хлопайте в ладоши! Только вместе мы сможем создать неповторимую атмосферу на матче! Только вместе мы сможем поддержать нашу команду по полной! Только вместе возможно все!"

 

 

  Вы серьёзно, ребята? На ЦСКА ходит треть не по причине старого дворца(пусть он стар, но он чертовски любим), а прежде всего потому что с болельщиком не работают. Ужасные очереди при входе на морозе на топ матчах, однообразный ведущий, который СЕЗОНАМИ говорит одно и то же каждую игру, хиленькая группа поддержки, отсутствие фирменного магазина, неинтересные конкурсы в перерыве. И ещё много "увлекательных" вещей.

  Я хотел бы попасть "внутрь" ЛДС. Не в фойе или на лёд, а именно туда, куда в дни матчей доступ для обычных болельщиков закрыт. Хочется хотя бы раз за жизнь попасть в раздевалку, почувствовав себя частью ЦСКА. Интересно заглянуть в тренерскую, посмотреть как обустроен офис клуба. И наконец просто побывать на лавке, где последние несколько сезонов Квартальнов творил чудеса. И всё это при желании можно "запихнуть" в экскурсию, которая будет длиться не больше сорока минут. Её может проводить тот же Герасимов, который в отличии от Сашки Бедарева, почти ничего и не делает. Я готов отдать условную  тысячу рублей, и приехать летом в будничное утро, или даже ночью. Но Есмантовичу и весёлой компании такие предложения не очень интересны.

  Недавно вышел ролик, где Денис Денисов и Владимир Жарков поздравляли нашего "Бороду" с днём рождения, приехав к нему домой с "заигранным" свитером. Со стороны это смотрится очень красиво. Я лично знаю Сергея и всю его семью. Прошлый сезон сидел вместе с ними.  И сразу хочу сказать, что против ничего не имею. Наоборот. Очень уважаю и восхищаюсь всей четой Чуминых. Круче "хоккейной" семьи я не знаю. Вернёмся к теме. Случай с подарком Сергея -  - практически единичный. А ведь есть ещё очень много людей, кто не пропускает ни одной игры больше десяти лет. У ХК ЦСКА огромная армия болельщиков. Но президенту не до этого.

  В том же Омске доставка абонементов преданным болельщикам перед сезоном стало традицией давным давно:

  Хотя что я вру! На открытии сезона 16-17 при входе в ЛДС каждому давали по книжной закладке с календарём игр. Ну и стучалки по праздникам. Собственно, всё. Спасибо, Игорёк.

 

Питание.

 

  Пожалуй, чуть ли единственное хорошее, что сделало руководство в период Фёдорова и Есмантовича. До их прихода ларьки находились прямо в фойе, что создавало толкотню, и прогуляться в перерыве было проблематично. Фудкорт перенесли вниз, за что спасибо. Если 5 лет назад были только сосиски в тесте и чай с шоколадкой, то при Роснефти с этим проблем нет. Есть и мороженое, и попкорн, и пицца. А совсем недавно появились новые "вкусняшки": пельмени, плов, пянсе, лапша. Не знаю, кто именно это поставил(Есмантович? :) ), но спасибо. 

 

  Чуть не забыл сказать про куб, который поставила "банда" Фёдорова. Да, спасибо. Но это лишь самое малое, что вы должны были сделать с таким ресурсом. Ещё по словам нынешнего президента были заменены борта и полностью ледовая площадка. Но вот незадача, игроки как жаловались на лёд, так всё и осталось. Ладно, к маркетингу это не относится.

 

  Даже не знаю, как закончить пост. Мне очень жаль, что ЦСКА губит сам себя как бренд. Казалось бы, есть имя, которые знают все. Есть деньги, огромные деньги. Так флаг тебе в руки, нанимай людей, делай, развивай. Сделай так, чтобы человек чувствовал себя комфортно. Одень весь ЛДС в красно-синие цвета, заставь публику Ледового приводить новых людей, которые останутся здесь надолго. Но это слишком сложно, да и вообще никому не нужно. И годный фудкорт и музей в фойе - лишь 15 % того, что могли сделать в ЦСКА за прошедшую пятилетку.

  Хоккей на Ленинградском  - это жизнь, это эмоции, это то, что нужно после тяжелого рабочего дня. Здесь ты отдыхаешь, отпускаешь в свободное плавание всё плохое, а берёшь что-то хорошее. Уверен, что однажды я напишу антонимичный пост, где буду вспоминать всё это как страшный сон.

 Жду от вас предложений по новым темам.

С уважением, 

Ваш Marek51.