Мозговой штурм
Время лечит
Руководитель нейропсихологической программы исследований в NHL и NFL доктор Марк Ловелль знает о сотрясениях мозга в спорте больше, чем кто бы то ни было. За его плечами более двадцати лет исследований, но в его словах минимум конкретики: «Сотрясение мозга можно получить и после сокрушительного силового приема, и при неожиданном толчке в спину. Каждое сотрясение индивидуально, поэтому реакция двух хоккеистов на травму может быть разной. Лекарств от сотрясений не существует. Нужно ждать, пока травма не залечится».
Если сломанные кости и порванные связки зарастают в течение нескольких месяцев, сотрясение мозга выбивает из строя на несколько дней, на несколько лет, на всю жизнь. Можно перенести 13 сотрясений, как Джереми Реник, и закончить с хоккеем в 39 лет, а можно загнать карьеру в гроб после первого.
Индивидуальный недуг с непредсказуемой реакцией организма, пренеприятнейшими симптомами, который не лечится таблетками и не дает гарантий на полное выздоровление. Существует ли что-то хуже?
Качество и количество
После локаута хоккей в НХЛ кардинально изменился. Если раньше арбитры смотрели на зацепы и задержки сквозь пальцы, сейчас можно заработать две минуты, лишь прикоснувшись клюшкой к свитеру соперника. Игра стала чище, но обзавелась темной и очень опасной стороной. У современного защитника осталось, по сути, два способа отбора шайбы: выбить ее с крюка соперника или выбить соперника из коньков. Когда быть легче 80-ти килограммов в лиге – моветон, и балом правит скорость, работает второй закон Ньютона. Масса, помноженная на ускорение, дает сотрясение мозга.
«Когда я только появился в НХЛ, то был самым большим и тяжелым. Теперь же в Лиге играют двухметровые парни с весом 110 кило», – говорит Яромир Ягр. На данный момент 17 из 30-ти лучших бомбардиров НХЛ весят 90 и более килограммов. Игроки стали больше, площадки – нет.
Кит Примо и Аллан Уолш предлагают вернуть красную линию, но старые правила не панацея от сотрясений. Эрик Линдрос подтвердит. Кит Примо на примере Кросби и Стекела доказывает, что хоккеистам стало тесно на маленьких площадках, но переход на большие коробки утопичен в принципе.
НХЛ придется работать с нынешними правилами, и работы там очень много. По статистике 14 % сотрясений приходится на так называемые «legal head shots». Сама фраза «разрешенные удары в голову» вызывает недоумение. Понятно, что любой силовой прием условного Здено Хары достигнет головы условного Сен Луи, но умысел или его отсутствие на диагноз не влияют. Любой удар в голову должен караться дисквалификацией, любой запрещенный силовой прием – длительной дисквалификацией. В первый сезон после локаута хоккеисты массово хватали двухминутные удаления, привыкая к новым правилам. Привыкли. С ударами в голову будет то же самое.
Кризис?
Исследование больницы Хасбро показало, что за последние десять лет количество сотрясений мозга у детей, которые занимаются футболом и хоккеем, увеличилось в два раза. Во сколько за это время увеличилась мощность компьютеров – неизвестно, но зависимость налицо. Рост качества медицины прямо пропорционален росту количества сотрясений. Если в 90-х, пожаловавшись на головную боль, хоккеист мог рассчитывать в лучшем случае на таблетку аспирина, сейчас тест ImPACT сканирует мозг по всем возможным параметрам. Нет здоровых людей, есть недообследованные. Минимальное отклонение от нормы, и статистика пополнится еще одним игроком с симптомами сотрясения.
«Это всегда было и будет проблемой. 100 лет назад – это было проблемой, 50 лет назад – та же проблема. Когда я пришёл в лигу – это было проблемой, так и сегодня ничего не изменилось», – говорит Марк Мессье. В прошлом сезоне 44 % сотрясений пришлось на легальные силовые приемы, 31 % – печальные случайности вроде столкновения Михалека и Карлссона или удара по голове Жиру от Симмондса.
Замените Кросби, Пронгера, Скиннера, Жиру и Михалека на Дженсена, Войвитку, Гилберта, Рассела и Шеннона, журналисты просто пожмут плечами, и не будет никаких разговоров об эпидемиях и кризисах.
Хоккей – обмен здоровья на деньги. Когда 73 800 минут в год в замкнутом пространстве со скоростью 30 километров в час носится десяток стокилограммовых парней, жаждущих причинить друг другу максимум боли, кто-то должен получить сотрясение, сломать руку или лишиться зубов.
Сотрясения мозга исчезнут из хоккея после полного запрета контактов и замены шайбы на теннисный мяч.
учат хоккеистов с детства в первую очередь толкаться а уже во вторую держать клюшку
где, если ты не божетсвеннем с клюшкой то больше всего приветствуются достоинства мясника
ну и конечно надо еще уменьшить площадки
Тридцать-сорок лет назад хоккей был аэробным видом спорта, сейчас - анаэробный (если брать НХЛ).
В коньках времен Харламова невозможно кататься и маневрировать как сегодня - не выдержит ничей голеностоп.