6 мин.

Много о российском футболе (1)

Я напишу о проблемах российского футбола. Их очень много и я постараюсь затронуть все те, в которых можно разобраться каждому (будет и про клубы и про журналистов и про многое другое). Но текста будет столько, что писать буду несколько дней, так что навряд ли кто-то прочтет до конца ))) Поэтому разобью текст на части.

Государственное финансирование профессионального футбола.

Это единственная причина всех бед российского футбола. Все проблемы вытекают из государственного финансирования. Это начало всех начал. Государственное финансирование породило девиз российского футбола – не напрягайся, деньги по-любому будут.

Этот девиз применяется во всех частях российского футбола. Но обо всем по порядку.

Основа успешного футбола в стране это футбольное общество (общество, которое болеет футболом). Футбольное общество, это общество в котором высокий процент жителей, занимающихся футболом. В первую очередь детей. Объяснение очень простое – дети занимаются футболом, а значит их родители (бабушки и дедушки, тети и дяди) тоже интересуются футболом. Чем больше таких семей, тем больше они влияют на окружающих, создавая вовлеченность соседей в футбольную тему. Если же процент семей, которые интересуются футболом, недостаточен для того, чтобы вовлекать окружающих в футбольную тему, то общество не может стать футбольным.

Приведу один пример для наглядности.

Я до женитьбы средне интересовался футболом. Жена вообще не интересовалась футболом. После того как старший сын начал заниматься футболом, я стал больше следить за футбольной темой. А когда и младший стал заниматься, то в нашей семье стало три человека, увлекающихся футбольной темой. Сегодня уже и супруга смотрит Евро-2016 с искренним интересом. Соответственно мы вовлекли её в футбольную тему и наша семья абсолютно футбольная.

Но в школе (старший сын закончил 6-й класс) в классе старшего сына кроме него никто не занимается футболом. Ему не с кем поговорить о футболе, соответственно эта тема даже не поднимается среди детей. Класс моего сына абсолютно нефутбольный.

То же самое происходит и с обществом в РФ – число детей, занимающихся футболом, настолько мало, что общество не может стать футбольным по определению.

Для наглядности я в свое время делал небольшой ролик, сравнив футбол с приготовлением желе: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/moedrugoemnenie/953807.html

Надеюсь, я объяснил, насколько важна для развития футбола в стране численность детей, занимающихся футболом.

Как же обстоят дела в нашем футболе? Иногда можно услышать, что Мутко произносит какие-то цифры по людям, занимающимся футболом в нашей стране. Можно почитать в каких-то газетах об этом. Давайте не будем доверяться людям, зависящим от государственного финансирования. Попробуем разобраться сами, сидя на диване.

В Москве есть летнее первенство по футболу, в котором принимают участие все футбольные ДЮСШ города. Вот сайт, где есть результаты по группам http://myfc.ru/

Очень легко посчитать, что в Москве 50 школ (я даже не беру тот факт, что есть КС1, КС2, КС3 и т.д.). В каждой школе есть 10 возрастов. В каждом возрасте одна команда по 30 человек (беру по максимуму). Получается, что в Москве занимаются футболом 50*10*30=15000 школьников. В Москве порядка 1 млн. школьников. Примерно 500000 мальчиков. Значит, занимается футболом около 3% школьников. ТРЕХ, Карл!

Небольшое отступление:

Как во всем успешном футбольном мире зарабатывают футбольные организации (клубы и футбольные объединения):

- Продают билеты на матчи, которые покупают болельщики.

- Продают футболки и другие товары с клубной символикой, которые покупают болельщики.

- Продают рекламу на футболках (баннерах, сайтах и пр.), которую смотрят болельщики, после чего покупают спонсорскую продукцию.

- Продают права на трансляции ТВ компаниям, которые продают рекламу в трансляциях, которую смотрят болельщики, после чего покупают рекламную продукцию.

Основа дохода это покупки болельщиков. Или не так – львиная доля дохода идет от болельщиков.

В РФ же доля поступлений от болельщиков очень маленькая. Почему? Потому что в любой стране 3% это 3%. И в России тоже. Нет базы для больших доходов (внутри этих трех процентов покупаются билеты, футболки, смотрятся матчи и т.д.).

И футбольные люди не хотят повышать эти 3%. Прочтите сколько полей в Исландии http://www.championat.com/football/article-205038-kak-islandija-stala-futbolnoj-stranoj.html и сравните с 50-я полями для детей в 10 миллионной Москве (1 школа – 1 поле).

Но проблема не только, что у нас всего 3%. Проблема еще и в том, что с этими тремя процентами клубы не заинтересованы вдумчиво работать. Зачем, если деньги и так дают?

 

Почему же клубы не занимаются увеличением доходов от болельщиков? Потому что не напрягайся, деньги по-любому будут.

Зачем делать тяжелое дело, если есть государственное финансирование? Нет болельщиков на трибунах у Локомотива, ЦСКА, Динамо, Рубина и других клубов? Не напрягайся, деньги по-любому будут.

Кто-то скажет про ЦСКА, мол, что у них государственное финансирование? А что Россети это частная компания? Или Газпром? Или губернаторы «не просят» помочь клубам? Или другие покровители?

Чем вредно государственное финансирование для доходов клуба?

Вредно тем, что не нужно что-то изобретать для повышения доходов. Часто можно услышать, что те или иные руководители говорят, что у нас бедные болельщики и поэтому не приносят дохода. Я приведу один пример, который скажет о том, что бедны не болельщики.

Письмо Бабаеву Роману Юрьевичу от 09.02.2016 года:

Здравствуйте, Роман.

В конце января был в магазине ЦСКА на Курской. У сына был день рождения и покупал ему подарок (заодно купил подарок и младшему - оба болеют за ЦСКА).

Купил каждому по футболке и на выходе из магазина заметил шапки ЦСКА. Купил каждому еще и по шапке. Дети были очень довольны.

Но, есть одно но. Скажу честно (я не работаю в клубе, так что могу такое написать))) - я бы очень внимательно изучил людей, которые развивают это направление в клубе (оценил их на профпригодность).

Вот я о чем:

На первый взгляд магазин хороший. Думаю, что он не сильно отличается от подобных в других странах Европы. Уверен, что человек, который подбирал ассортимент, часто бывал в подобных магазинах, закончил что-то хорошее по спортивному менеджменту, знает английский и прочее.

Важных проблем несколько:

- у нас не европейский климат.

- у нас нет традиции одевать футболки клубов в повседневной жизни.

Футболки у нас носят месяца 3, а шапки дети носят около полугода. Ближайшие пару лет (а я думаю, что до 10 лет), в работе с болельщиками в ЦСКА должны уделять главную роль детям. И, в том числе через эту работу, создавать традицию носить одежду с клубной атрибутикой. Соответственно у клуба должна быть цель - одеть детей в клубную одежду. Самое простое - шапки, шарфы и перчатки (варежки). Они должны быть по привлекательной цене, высокого качества и ооочень разнообразные. Клуб будет зарабатывать минимум, но создаст огромный задел на будущие продажи футболок.

Ради интереса - посмотрите ассортимент клубного магазина в феврале. Думаю, что Вам захочется поговорить с тем, кто за это отвечает.

С уважением,

Константин

P.S. Для моего младшего сына (7 лет) была только одна шапка в магазине. Я купил, но в итоге оказалось чуть мала ему. Но, несмотря на это, он ходил в ней весь вечер по квартире не снимая )))

 

Это я пишу про ЦСКА. Посмотрел интернет-магазин Спартака (вроде частный клуб).  Из скольких фирменных кепок (на улице лето) можно выбрать покупку детям? Из одной. А зачем должен быть выбор? Зачем об этом думать - не напрягайся, деньги по-любому будут. Про магазины Динамо хорошо сказал Игорь Лебеденко, который в какой то момент не мог купить форму (форму, Карл!!!) в фирменном магазине http://www.sport-express.ru/football/rfpl/reviews/1013255/

Могу рассказать, как я купил бейсболку старшему сыну в 8 лет (самую маленькую) в фирменном магазине Локомотива и он её еще в 12 лет носит. Может это специально на вырост продавали?

P.S.

Заканчиваю сегодня писать и в конце решил посмотреть магазин найк, на который есть ссылка с главной страницы Спартака. Сказать, что я в шоке это ничего не сказать. В магазине Найк, официального поставщика Спартака, который рекламируется на главной странице клубного сайта нет ни одного товара с логотипом Спартака. Я перерыл весь сайт. Можете сами http://www.nike.com/ru/ru_ru/c/football?locale=ru_RU&ref=http%253A%252F%252Fspartak.com%252F

Я понимаю, что диванные продавцы скажут – так надо, это хитрый план, но я сам занимаюсь продажами и в период, когда нужно расширить присутствие товара расширяют в первую очередь за счет роста точек продаж. И у российских клубов других целей и не должно быть кроме как увеличить число покупающих товары с клубной атрибутикой.