Спорт как будущее туризма: сколько можно заработать
Мир становится все более гостеприимным и дружелюбным местом. Изоляционизм никак не мешает немецкому посольству выдавать пятилетние шенгенские мультивизы, в посольство США за повторной визой на три года даже не нужно приходить, достаточно отправить паспорт по почте. Буквально на днях стало известно о планируемом послаблении визовых формальностей при поездке в Индию, Иран и Вьетнам. В глобальном масштабе процесс идет даже быстрее, и это приводит к уверенному росту туристической отрасли, одного из самых динамичных секторов мировой экономики. Но у туризма есть и свой внутренний чемпион – сегмент поездок на спортивные мероприятия растет в 3.5 раза быстрее индустрии в целом.
Аналитики делят спортивных туристов на 2 основные категории: тех, кто едет заниматься спортом (участие в марафонах, любительских турнирах и т.п.) и болельщиков, которые едут на спорт посмотреть. Пару недель назад в рамках профильной конференции мне на глаза попалась презентация компании, организовывающей в России соревнования Iron Man. Среди прочего там был вот такой слайд, сопоставляющий стоимость участия в российских соревнованиях и их зарубежных аналогах:
Цифры дают хорошее понимание того, как много зарабатывают Лондон и Нью-Йорк во время своих марафонов, в которых участвуют сотни тысяч человек. Приятно осознавать, что и мы движемся в правильном направлении – уже на выходных меня ждет поездка в Казань для полумарафонского забега, а летом для любителей бега есть куча интереснейших маршрутов в разных уголках нашей страны. Однако основные деньги приносят, конечно болельщики, именно о них и пойдет речь в этом тексте.
В уже упомянутом исследовании минтуризма Великобритании среди прочего было сказано, что за 2014 год только «Олд Траффорд» и «Эмирейтс» посетили по 109 тысяч человек, каждый «спортивный» турист в целом принес в экономику страны £855, в то время как обычный – только £636. На матчах Барселоны традиционно велика доля туристов, посещение Камп Ноу – стандартная опция почти всех турфирм.
Все больше компаний начинает предлагать целые туры. Например, английская Sports Travel Tours разработала для своих клиентов специальные программы, предусматривающие посещение матчей всех классических американских лиг, которые для англичан во многом являются экзотикой. Пересекающиеся календари игр и наличие прямого авиасообщения зачастую позволяют всего за неделю посмотреть бейсбол в Нью-Йорке, хоккей в Бостоне, баскетбол в Чикаго и американский футбол в Вашингтоне. Не отстают и сами клубы – у многих среди спонсоров есть туристические агентства, предлагающие болельщикам свои услуги при выездных матчах команд.
На другом полюсе индустрии находятся индивидуальные путешественники, вовсю пользующиеся Airbnb, Blablacar, Hotel Tonight и другими технологичными сервисами, позволяющими заметно сэкономить при путешествии в другой город. Их бюджет на весь сезон, как правило, не превышает суммы, которую состоятельные путешественники тратят за один раз.
Но главным двигателем спортивного туризма, безусловно, становятся правительства городов, регионов и стран. Проводивший в прошлом году Европейские Игры Баку делал особый упор на иностранных гостях в надежде, что в будущем они вернутся в Азербайджан. Гран-При Формулы 1, который этим летом снова примет Баку, – продолжение той же политики. В Абу-Даби Формулу 1 используют как «приманку» для туристов на уровне властей эмирата.
Мэрия Торонто предоставила организаторам Кубка мира по хоккею налоговые льготы в обмен на гарантированный приток десятков тысяч туристов. Напомню, что в предыдущие годы турнир проводился в нескольких городах одновременно.
Местные власти у нас в стране тоже предпринимают определённые усилия в этом направлении. Очень активен Ульяновск, у которого есть целая программа по привлечению туристов в 2018 году. Город расположен как раз между Казанью, Самарой и Саранском, не так далеко Саратов и Нижний Новгород, и областные власти проводят большую работу по созданию у себя хаба для болельщиков. В других городах в меру возможностей тоже пытаются креативить, разрабатывая, например, культурные программы для жен и подруг болельщиков-мужчин.
У спортивного туризма есть огромное преимущество перед классическим отдыхом – невероятная эмоциональная составляющая. Когда в Казань осенью приезжал «Ливерпуль», болельщики «красных» съехались в столицу Татарстана со всех уголков бывшего Союза, многие приезжали автостопом, на перекладных. Точно так же 2 года назад со всей страны люди ехали на Олимпиаду в Сочи, а со всей Южной Америки – на мундиаль в Бразилию.
Ведущие клубы мира, как в Европе, так и в Северной Америке, вкладывают огромные деньги в продвижение на новых для себя рынках. На майские праздники я ездил в Латвию смотреть игру местной футбольной лиги, и для тамошних клубов большой проблемой является то, что средний класс, самая перспективная их аудитория, может за 150 евро слетать на лоукостере в Лондон или Барселону посмотреть матч лучших клубов мира, им уже не так интересен доморощенный чемпионат.
Реалии таковы, что всё больше и больше людей по всему миру будут пробивать выезды любимых команд из других стран, а клубным выходным в Берлине на смену придут спортивные выходные в Дортмунде.
В России нет, кстати, фирм которые предоставляют услуги по поездкам чисто на спортивные мероприятия. В мире занимаются подобным, когда главная цель поездки это поход на спорт.мероприятие -- точно знаю что на Бомбанеру людей взят, все включено и перелет и гостиница и билет на футбол.
правда из за кризиса все подготовительные триатлоны и забеги у меня будут в россии. в тч в костроме и кирове. и к берлинскому марафону я готовился в прошлом году в ярославле. а вот к чикаго-14 до девальвации в таллине) и если бы не кризис я бы поехал не в австрию - а в сша или новую зеландию. а так хотя бы в австрию.
и конечно у нас дешевле - но надо признать что по уровню организации наших стартов и международных нам до них как до луны. впрочем мы быстро подтягиваемся. 5 лет назад вообще кошмар был, как из другой вселенной. жаль только вот болельщиков у нас нет как там.
и сотни тысяч в марафонах нигде не участвуют - самые крупные принимают по 40-50 тысяч. больше просто нереально организовать. хотя желающих на них 200-500 тысяч и приходится проводить лотерею.
к сожалению это невозможно. я много раз бывал и на НБА, и на НФЛ, и на НХЛ и даже заглядывал на МЛБ - и тоже иногда ездил в америку только ради сполртивных матчей и скоро снова собираюсь туда поболеть за своих Воинов, но увы все 4 лиги за неделю увидеть невозможно ибо они не пересекаются ни в одной точке сезона. млб заканчивается до начала нба и нхл, а нфл раньше открытия млб и тд.
А на локальных же "выездах в Барселону" зарабатывает разве что авиакомпания - утром приехал, днем сходил на матч, вечером улетел. В промежутках попил пива и перекусил - уровень заработка не тот все таки.
И да, только мне в IRONSTAR-овских слайдах стоимости перелета как то завышенными показались немного?
К примеру в Австрию Москва-Зальцбург #прямосейчас стоит 19,5 рублей RT, вместо заявленных 24. Также в общем то можно ведь и через Мюнхен добраться - 15 рублей Люфтганзой RT.
Аналогично и Швеция - Перелет Москва-Стокгольм-Кальмар RT находится на агрегаторах за 20-21 рубль (Аэрофлот + местное чтото), вместо табличных 40
И это не рассматривая лоукостеров еще... Так что при желании можно грамотно продумать экономичный маршрут