7 мин.

Дерби Старого Моста

 

alt

Мостар – город, в котором ощущается волшебство. Как правило, большинство туристов приезжает туда со стороны Хорватии, - главным образом из Дубровника. Другие попадают в Мостар через Сараево. В массе своей эти туристы не проводят там и ночи. Они садятся в автобус, приезжают, фотографируются на Старом Мосту, делают покупки и, когда садится солнце, возвращаются обратно. Собственно, Мостар –  город маленький, и за один день его можно посмотреть целиком. Однако если ты не проводишь здесь и одной ночи, то теряешь возможность умиротворенно побеседовать с местными жителями, которые, как и любые аборигены подобных городов, пытаются раскрутить туристов на деньги, знакомясь при этом не особенно близко.

Старый Мост, построенный турками в 16 веке, является символом города. Более того, вся страна Босния всегда ассоциировалась с этим огромным мостом. Мостом между востоком и западом. Несколько веков правления Османской Империи в этом регионе превратили Балканы в большой многослойный пирог из разнообразных культур и традиций. Миллионы подданных Османской Империи, светловолосые и голубоглазые люди, приняли ислам. Другие же остались верны своим церквям: хорваты – церкви католической, сербы – православной. А евреи, очень многочисленная здесь диаспора, говорят на испанском языке. Хотя, если быть до конца точным, то не совсем на испанском: скорее, на ладинском, - языке, очень схожем с испанским, на котором разговаривали сефардиты, изгнанные с Пиренейского Полуострова католическими королями Фернандо Арагонским и Изабель Кастильской.

Вишеградский Мост, получивший известность благодаря роману югославского писателя Иво Андрича «Мост над Дриной», за который тот впоследствии получил Нобелевскую премию по литературе, и Старый Мост в Мостаре стали чуть ли не главными символами этой земли.

В 1993 году Старый Мост разлетелся на тысячи кусочков. Картины разрушения этого памятника архитектуры имели не меньшее символическое значение, чем книга Андрича.Его разбомбили хорватские войска. Без Старого Моста река перестала играть связующую роль.  Сейчас он реконструирован, однако город по-прежнему остается разделенным.

Игогом кровопролитной войны на Балканах стало рачленение Югославии. Каждая из республик тянула на свою сторону Боснию, которая, будучи регионом с самым большим этническим разнообразием, превратилась в ужасное поле битвы. Хорватские радикалы хотели присоединить ее к своему государству, сербские – к своему, боснийские мусульмане рассчитывали стать независимым государством, чтобы не зависеть ни от первых, ни от вторых.  Хоть и по сегодняшний день раны этой войны до сих пор разделяют эти три национальности, многие боснийцы относятся с радушием как к сербам, так и к хорватам. В бывшей Югославии именно боснийцы (вне зависимости от вероисповедания) считались главными оптимистами и весельчаками.

Война превратила Боснию в искалеченную страну. Разные районы руководились тремя отдельными правительствами, не имевшими большой склонности к сотрудничеству друг с другом. Вплоть до 2003 года каждое сообщество имело свой отдельный футбольный чемпионат. В плане футбольных успехов одной из лучших команд региона в период с 60 по 80 годы являлся клуб "Вележ".  Эта команда дважды завоевывала Кубок Югославии и успела пошуметь в Европе. Построенный в 1971 году стадион "Белый Берег "был самым настоящим кипящим котлом, увезти из которого победу было делом крайне непростым. В семидесятых и восьмидесятых там были биты такие клубы как шотландский "Хартс", "Боруссия" из Дортмунда и московский "Спартак". "Вележ" был любимой командой Мостара, за которую выступали и мусульмане, и хорваты, и сербы. Но всё изменила война.

Мост делит город на две части. На западе Мостара большинство населения составляли хорваты. На востоке жили преимущественно мусульмане. Сербы же жили в обеих частях города, являясь и там и там национальным меньшинством. В войну жившим в Мостаре сербам пришлось спасаться бегством. Сегодня сербы там практически не живут, и если ты, очутившись в этом городе спросишь, как пройти в старый православный храм, то на тебя посмотрят без удовольствия.

В каждом боснийском городе складывалась отличная от остальных ситуация. Конкретно в Мостаре произошло очень жестокое противостояние между мусульманами и католиками, посреди которого находился мост. Стадион "Белый Берег" остался в хорватском районе. А "Вележ" хорватам стал не особенно мил. В общем, этот клуб остался без собственного стадиона, а хорватские власти передали арену другой команде, "Зриньски". "Зриньски" – клуб с суровой историей.

Основанный в 1905 году молодыми хорватскими националистами, "Зриньски" в период социализма попал на карандаш властям как символ хорватского радикализма и был просто удален  с футбольной карты. На протяжении нескольких десятилетий этот клуб был тенью, тайным символом национальной гордости хорватов внутри общества, которое пытались объединить под символом красной звезды. С концом Югославии, хорваты стряхнули пыль со своих символов и в 1991 году "Зриньски" был воссоздан. В данный момент  "Зриньски" гораздо успешнее "Вележа".

Сейчас "Вележ" играет на северо-востоке  города, на скорую руку построенном стадионе "Врапчичи". Стадионы стали лишь одним из символов разделения Мостара. Хорваты с запада возвели на одном из холмов впечатляющих размеров крест, давая тем самым понять, что это католическая часть города. В ответ боснийцы в своей части возвели несколько минаретов. На западе Мостара хорваты открыли единственный в Боснии университет, где преподают на хорватском языке. Боснийцы открыли свои собственные школы, где обучают только на боснийском. У хорватов есть  "Зриньски",у боснийских мусульман – "Вележ". Ультрас "Зриньски"  - хорватские националисты, что легко можно понять, зайдя на их сайт и обнаружив в его "шапке" изображение знаменитой водонапорной башни Вуковара.  Ультрас "Вележа" относятся к леворадикальным движениям. Кажется, их ничего не может объединять.

В последний раз, когда "Вележ" побеждал на поле "Зриньски", всё закончилось дракой на поле: на газон выбежали хорватские ультрас и атаковали футболистов гостей.

Конечно, активность радикалов привлекает серьезное внимание, отводя на второй план то, что некоторые хорваты, живущие в городе, до сих пор болеют за "Вележ", а многие обычные жители симпатизируют обоим клубам. "Зриньски" покупал сербов, а за "Вележ" играли хорваты. Однако это противостояние остается символом нынешнего состояния Боснии.

Объединенная лига не могла родиться до 2003 года, а с появлением единого чемпионата образовалось и единственное дерби в лиге, объединяющее два клуба из одного города, представляющиe две разные этнические группы. Товарищеский матч "Зриньски – Вележ", проведенный в 2000 году в Сараево, стал первым противостоянием этих клубов с 30-х годов. С появлением единого чемпионата, "Зриньски" образовал собой мощную силу на местном уровне и уже трижды завоевывал чемпионский титул. В этом году, по-видимому, случится и четвертое чемпионство клуба: за два тура до окончания чемпионата "Зриньски" имеет преимущество над идущей на втором месте "Слободой" из Тузлы в размере четырех очков и уже завтра может оформить титул. Откладывать это дело команде из Мостара не стоит, ведь в последнем туре боснийской лиги "Зриньски" предстоит сыграть как раз со "Слободой". Кстати, «Слободой» этот клуб из Тузлы стал не сразу: сначала его нарекли "Горьки" - в честь писателя Максима Горького.

За финансированием "Зриньски" стоят местные бизнесмены, а регион имеет тесные связи с хорватским государством, в экономике которого все далеко не плохо. За "Зриньски" в свое время поиграл даже Лука Модрич, оказавшийся в этом клубе в аренде. Став в возрасте восемнадцати лет лучшим футболистом  боснийской лиги, субтильный хорват привлек внимание селекционеров топ-клубов Европы.

 

 "Вележ" известен своей торсидой, "Red Army”, но даже при активной поддержке своих фанатов в последние годы этой команде приходится очень тяжело. "Вележ"ни разу не заканчивал боснийский чемпионат в тройке призеров, а в этом году оказался на последнем месте и бесславно вылетает. Подсластить горечь от провального сезона могла удачная игра в дерби против "Зриньски", что было намечено на эту среду.  Не вышло: "Вележ" уступил с минимальным счетом, шансов на спасение нет, а самый принципиальный противник благодаря этой победе упрочил лидерство и находится в шаге от чемпионства.

Несколько раз торсида "Вележа" высказывалась в пользу того, чтобы вернуться на свой исторический стадион. Но это выглядит маловероятным, так как может повлечь создание взрывоопасной ситуации. Юные фаныты, срывающие глотки на стадионе "Вележа" в наши дни, родились во время войны. Это совершенно иное поколение. Но в городских кафе на открытом воздухе многие представители поколения старшего расскажут тебе о паре юных нападающих "Вележа" времен 1987 года, которую составляли боснийский мусульманин Мехо Кодро (впоследствии ставший звездой в "Реал Сосьедаде" и проведший один сезон в "Барселоне") и хорват Владимир Гудель (наколотивший 95 голов за 9 сезонов в "Сельте"). А какой-нибудь хорватский старичок заговорщицки улыбнувшись скажет, что конечно же, будучи добропорядочным хорватом, он болеет за "Зриньски", но также и желает удачи «Вележу», помня старые добрые времена.

Многие жители Мостара любят посидеть в таких кафешках на открытом воздухе, коих центре города великое множество.. Шутят, вспоминают старые деньки, когда на городских зданиях еще не красовались следы от картечи. А потом они возвращаются  в свои дома по разные стороны от моста. Чудный, изумительный город этот Мостар. Восхитительный Старый Мост. Восхитительный тогда, когда является объединяющей силой.