В поле зреет урожай
Вот список героев итальянского Сезона-2015/16, людей, которые заслужили исключительное внимание к себе: Лучано Спаллетти, Джанлуиджи Буффон, Гонсало Игуаин, Джанлуиджи Доннарумма, Мауро Икарди, Массимилиано Аллегри, Невио Скала, Луиджи Аполлони…
Стоп. Двое последних тут вроде бы не при чем?
С обоими ассоциируется «Парма», но Аполлони давно закончил за нее играть, а Скала давно закончил ее тренировать. И все-таки внимание к ним приковано не меньшее.
Может быть, дело в самой «Парме»?
«Кривое дышло»
В одном итальянском колхозе под названием «Parma FC» случилось ЧП: выяснилось, что председатель Томмазо Гирарди (на фото) и зампред Пьетро Леонарди довели предприятие до ручки. Доуправлялись до такой степени, что итальянский футбольный главк был вынужден выделять субсидии, чтобы хозяйство смогло дожить до конца сезона и не умереть, а также чтобы не бросать тень на футбольный агросектор Италии в целом и на ни в чем не повинных пармезанских тружеников мяча в частности.
После того, как из-за проблем с долгами по налогам «Парма» в середине 2014 года не смогла пройти лицензирование УЕФА, правление колхоза решило этот самый колхоз продать. По данным La Gazzetta dello Sport, осенью того же года покупателем стал российско-кипрский консорциум, который выложил 50 млн. евро, а по информации La Repubblica за консорциумом якобы cтоял Сулейман Керимов. Также где-то рядом с планировавшейся сделкой маячила фигура албанского нефтяного магната Тачи.
Из сообщений прессы невозможно понять точно, кто кому и сколько заплатил за пармские сады и нивы, однако известно, что консорциум в земле ковыряться не захотел и переуступил команду за символический один евро некоему Джампьетро Маненти, называющему себя «консультантом». В свите какого именно Воланда состоял этот персонаж – также осталось под покровом тайны.
«Консультант», помня о почти стомиллионных долгах колхоза, снял все свои деньги со счетов в банках, пообещал выплачивать зарплату селянам, и предсказуемо исчез. Нашли его через месяц, когда он попытался провернуть какой-то шахер-махер с нецелевым использованием кредитной карты, продержали в тюрьме по этому поводу несколько дней, за которые Федерация футбола Италии успела отстранить его от спортивной деятельности, а затем почему-то отпустили.
Тем временем инфраструктура колхоза продолжала потреблять коммунальные услуги, ничего за них при этом не платить, и вообще осуществлять нормальную деятельность, не делая в госказну положенные по закону отчисления. Однажды на село явились крепкие ребята в униформе налоговой службы и забрали за долги даже микроавтобусы, а еще спустя некоторое время колхоз, по привычке пригласив на очередную ярмарку выходного дня коллег из «Удинезе», сам участвовать в этом празднике футбола уже не смог, поскольку нечем было оплачивать даже работу стадионных стюардов. Вода и электричество в подтрибунных помещениях к тому моменту тоже были отключены.
Кредиторы взбунтовались, подали заявление о банкротстве, которое финансовыми властями и было удовлетворено. Некогда могущественный и собиравший еврокубковый урожай колхоз-миллионер «Parma FC» официально прекратил свое существование.
По итогам Сезона-2014/15 пармезанские труженики собрали 26 центнеров с гектара, но семь из них Федерация футбола Италии списала на усушку и утруску нефутбольных проблем. Итого 19 очков после 38 туров, результат просто убийственный, подобного в Серии А не было давно.
Лучшие люди колхоза, включая Антонио Ночерино, Маттиа Кассани и Хосе Маури, покинули разваливающееся на глазах хозяйство и отправились вкалывать на крупные фермерские угодья.
Над поросшими лебедой тренировочными полями кружило и каркало вороньё. Оставшийся в одиночестве пахарь, немолодой уже Алессандро Лукарелли, отдавший «Парме» целых две пятилетки в качестве защитника, с грустью взирал на обращение клуба с вековой историей в пепел.
Крепкий сельскохозяйственник
Группа пармезанских предпринимателей, увлеченных футболом, с разрухой примириться не могла, и решила на руинах старого колхоза создать новое фермерское хозяйство.
Управлять им позвали человека «от сохи» во всех смыслах этого слова. Невио Скала, бывший футболист (три трофея с «Миланом»), успешный тренер (семь трофеев в Италии, Украине и России, плюс Межконтинентальный кубок), а ныне владелец сельскохозяйственного бизнеса, принял приглашение стать президентом любительской команды «Парма Кальчо 1913» и незамедлительно впрягся в плуг.
У Скалы было над чем работать, было понимание того, как именно нужно работать. Оставалось найти специалистов. На должность главного агронома требовался человек, досконально знающий местную почву, и такой человек нашелся. Луиджи Аполлони 12 лет пахал поле «Эннио Тардини», причем семь из них делал это под руководством Скалы.
Вице-президентом стал Марко Феррари (опять же бывший игрок «Пармы» времен Скалы), имеющий опыт работы тренером молодежи. Техническим директором назначили Лоренцо Минотти (вице-чемпиона мира 1994 года), спортивным директором – Андреа Галасси, который, само собой, тоже играл в те же славные времена за «Парму». Все руководители клуба к тому же имели игроцкий и тренерский опыт на уровне низших дивизионов, и очень хорошо знали, что здесь к чему.
Одним словом, Скала «расставил своих людей на ключевых постах». Это словосочетание часто несет негативный оттенок, но только не сегодня в Парме. Город, с содроганием вспоминающий колхозное правление во главе с Томмазо Гирарди, буквально расцвел. Пресса и простые горожане создали для команды доброжелательную атмосферу, в которой ей очень комфортно.
О тренере президент клуба говорит просто: «Он строит дружескую раздевалку». Сам Аполлони скромно сообщает, что у него и у его ребят простая задача: готовиться к каждому матчу.
Все это очень быстро дало результат: после первых же туров начали продаваться абонементы, и к настоящему времени клуб реализовал больше десяти тысяч сезонных пропусков. Обратным и взаимоприятным эффектом стала успешная игра команды.
Для руководителей такая посещаемость стала неожиданностью, но предаваться эйфории они не намерены. Скала объясняет, что команде удалось вернуть любовь города после кошмара прошлых лет. Но одновременно соглашается и с тем, что существование в Серии D (любительская лига Италии) и в Lega Pro (низший профессиональный дивизион, куда выходят команды, выигравшие Серию D) – это разные вещи.
Тем не менее, президент особо отмечает, что хочет сохранить атмосферу, в которой клуб начинает свое путешествие по лигам до самого верха, до Серии А, куда вся команда очень надеется со временем попасть.
Всё со своего огорода
Скала вспоминает времена кризиса в немецком футбольном хозяйстве и методы его преодоления, и убежден, что построение индустрии по немецкой модели – в частности, распределенное финансирование, упор на работу с молодежью - принесет успех: «Сейчас «Парма» не зависит от одного человека, от магната, а находится в руках города, миноритарных акционеров. Она в руках всех!»
Ответственным за питомник саженцев – молодежные структуры клуба - был назначен Фаусто Пицци, также игравший в «Парме» времен Невио Скалы, а кроме этого еще и в «Интере», «Удинезе» и «Наполи». Должность исключительно ответственная, ведь в процессе подъема из Серии D в профессиональные слои итальянского футбола команде наверняка будет непросто сразу заполучить в свои ряды качественных игроков, и поэтому сейчас логично делать ставку на выращивание собственной продукции, которая и в голодные годы подпитает, и на продажу в случае избытка может пойти.
Во время кризиса молодежка находилась в совершенном упадке, с подростками никто не работал, и Скала называет это глубокой раной. Пицци за кратчайший срок удалось создать целых шесть молодежных команд всех возрастов, и президент говорит, что требует от него не побед, а обучения ребят и создания дружеской атмосферы. Итоговые же результаты молодежных и детских команд «Пармы» в турнирах ему сейчас совершенно неинтересны.
Страда в разгаре
Главное поле встающего на ноги агрокомплекса дает урожай уже после первой жатвы: с ходу почти выигран чемпионат Серии D (высшая лига любительского футбола Италии) – до звания чемпиона нужно набрать три очка в четырех матчах.
Команда безжалостным комбайном косит на своем пути всех, и клубы, сумевшие сыграть с ней вничью, не скрывают удовлетворения. «Парма» с седьмого тура никому не уступает первое место, в 20 матчах из 34 забила два и более мяча, из этих 20 матчей 10 – победы с крупным счетом.
В текущем сезоне во всех (!) итальянских лигах, от Серии А до Серии D, больше нет ни одной (!!!) команды с нулем в графе «поражения», кроме «Пармы». Комбайн к тому же внимательно относится к потерям при обмолоте: за весь чемпионат «желто-синие» пропустили только 14 мячей. Ближе всего к этому результату клуб «Фиделис Андрия» из Lega Pro (15 голов) и… Джанлуиджи Буффон, в этом чемпионате вынимавший мяч из сетки ворот 17 раз.
Тот самый Буффон, которого еще юнцом ставил в ворота «Пармы» Невио Скала.
Завтра будет лучше, чем вчера
Работы у Скалы и компании еще непочатый край. Сам он загружен и напряжен настолько, что иногда даже вместо просмотра матча предпочитает прогулку со своими собаками, пытаясь хоть немного отвлечься от дел.
Сегодня «Парма Кальчо 1913» - это быстрорастущее хозяйство. На главных должностях здесь работают люди, у которых за натруженными плечами тысячи матчей в самых разных турнирах и внушительный список наград и достижений. Почетные грамоты победителей любительского дивизиона у этих людей принято не вешать в красном углу, а с чувством глубокого удовлетворения убирать в шкатулку.
Их глазу гораздо привычнее и приятнее кубки профессионального футбола. И в этот футбол они уже в следующем году упадут с головой, как падает усталый и довольный своим трудом крестьянин в стог соломы, оставшейся после обмолота богатого урожая.
Турин тоже не очень большой город, если уж о том говорить! Лучше автору ехать на дачку картошку копать, если так в колхоз тянет!