9 мин.

Игра в мафию. Почему «Наполи» уже стал лучшей командой Италии

Серия А превращается в Бундеслигу: там тоже есть главная команда – а есть все остальные. «Ювентус» забрал четыре последних скудетто и спокойно идет за пятым. Миланские клубы так и не ввязались в споры за «золото». Римские попытались, но в итоге показали свою несерьезность. Последняя надежда Италии на футбольную революцию − Неаполь. Еженедельник «Футбол» рассказывает о четырех людях, которые создали сегодняшний «Наполи» − самую зрелищную и оригинальную команду Серии А, а может быть, и всей Европы.

 

Три часа ночи. Утром наступит особое воскресенье. День, который положено проводить в романтической атмосфере праздника святого Валентина. Тем не менее окрестности аэропорта Каподичино в этот момент − самое шумное место в стране. Больше трех тысяч человек размахивают небесно-голубыми флагами, поют песни, разрывают мрак ночного Неаполя вспышками файеров и просто кричат «Grazie» в окно проезжающих машин.

Черт ее знает. Как Барбара Берлускони толкает «Милан» в будущее

Всем этим людям грустно. Но это особый вид грусти. Той, что вместе с собой вызывает гордость. «Наполи» проиграл «Ювентусу» в главном матче года. Но когда прозвучал финальный свисток, фанаты всего за пару часов запустили в соцсетях акцию в поддержку клуба и собрали толпу, чтобы достойно встретить своих героев. «У нас впереди 13 финалов», − скажет голкипер Пепе Рейна после того матча в 25-м туре Серии А. Девять лет назад была еще одна победа «Ювентуса» над «Наполи» (2:0). В чемпионате Серии B. Два лучших клуба Италии #прямосейчас тогда бились совсем при других декорациях. Правда, в разных весовых категориях. Туринцы даже после жесткого публичного наказания за нечистую игру оставались топ-клубом. «Наполи» же в тот момент был никем. Формально − наследник громкого имени. Фактически − сырая команда и недавний банкрот. За эти девять лет разрыв между ними сократился с целой пропасти до пары шагов. И все это только потому, что однажды в «маленьких ослов» поверил один необычный бизнесмен.

Продюсер

Аурелио Де Лаурентис, хоть и родился в Риме, по сути настоящий неаполитанец. Такой же импульсивный, активный и сумасшедший. Один из королей современного итальянского кинематографа создает свой образ как сценарист успешного фильма. Шерлок Холмс, доктор Хаус, Кэл Лайтман − никто бы не смотрел на этих ребят, если бы они порой не вели себя как настоящие чудаки и форменные сволочи. Шальная натура Де Лаурентиса − важная часть стратегии «Наполи». Она спасает клуб от ненужного внимания и задает на «Сан-Паоло» тренд на классных персонажей.

Типичный Де Лурентис – это когда вот так. Ты узнаешь, что твоей команде уже в третьем туре играть с чемпионом – сразу после старта в Лиге чемпионов. Показательно вспыхиваешь прямо на оживленной улице. В присутствии журналистов орешь организаторам: «Я заканчиваю с футболом! Вы все большая куча дерьма! С меня хватит! Это позор: все заранее спланировано против нас. Мне стыдно быть итальянцем». И самое главное − тормозишь какого-то паренька на мопеде, садишься к нему сзади и нелепо уезжаешь на этом драндулете прочь, оставляя за собой раскаленный от гнева воздух. Занавес, аплодисменты, первые полосы.

Однако важно понимать, что Де Лаурентис в первую очередь не шоумен, а гениальный менеджер. Человек, который изменил все. В 2004-м «Наполи» официально признали мертвым. Из-за долгов в 70 млн евро клуб получил статус банкрота и был расформирован. На месте оставшихся руин Де Лаурентис выстроил новый клуб с названием «Наполи Соккер» и пробил ему место в Серии C1, где этот ремейк собирал на трибунах по 40–50 тысяч зрителей. Через два года продюсер выкупил прежние название, эмблему и возможность официально считать свой «Наполи» тем самым сумасшедшим клубом, в котором феерил Марадона. Чтобы клуб опять не накрыл кризис, Де Лаурентис ввел жесткую систему управления с планированием всех ключевых шагов заранее. Отдельная победа: «адзурри» удалось отвязать от влияния мафии, что для Неаполя кажется абсолютно нереальным прецедентом.

Президент никогда не тратил на развитие мешки денег. Для настоящего продюсера это просто непрофессионально. Давать нужно ровно столько, чтобы собрать достойную команду, и ни евро больше. К тому же Де Лаурентис по собственному опыту знал, что качество картины часто определяет режиссер, а не примы. Если он толковый, ему удастся зажечь даже середнячковых актеров. Поэтому в «Наполи» всегда очень ответственно подходили к выбору тренера. И более-менее всегда в эпоху Де Лаурентиса команда каждого следующего специалиста оказывалась лучше предыдущей. Что-то пошло не так только при Рафе Бенитесе. Иностранец должен был повернуть «Наполи» на международный путь, но, несмотря на два кубка, он сумел только угробить работу предшественника, Мадзарри. После неудачных попыток подписать Унаи Эмери Де Лаурентис понял, что свернул не туда. Так в Неаполе появилась полная противоположность Бенитеса − Маурицио Сарри.

 

Бывший банкир

Похоже, именно Сарри Де Лаурентис искал все эти годы. Трудно подобрать человека, более подходящего философии «Наполи». Он не требует трансферов, он поддерживает четкость в работе, он прост и неформален, и он неаполитанец. А еще он, как и Де Лаурентис, абсолютно незабываемый персонаж.

Если вы до сих пор не слышали ни одного крутого факта о Маурицио Сарри, то, скорее всего, последний год провели где-то в глухой тайге, глотая снег и сражаясь с медведем. Сарри − бывший банкир, оставивший стабильную работу и твердую зарплату ради одержимости быть тренером. Фанатам чокнутых романтиков футбола Сарри напомнит их мессию − Марсело Бьелсу. Ходит в спортивном костюме, сутками изучает теорию, ворчит от любого огреха, курит прямо на скамейке с мудрым видом Олега Романцева. Естественно, помешан на тактике.

Вступление в наследство. Почему Неаполь боготворит Гонсало Игуаина

За время последнего периода работы Бенитеса «Наполи» в тактическом плане сильно разболтался. У Сарри «адзурри» научились круглосуточно думать о стратегиях всего за одно межсезонье. Новый тренер сразу стал готовить команду одновременно к нескольким схемам, чтобы потом в случае чего легко перестроиться по ходу сезона. В том числе это помогло неаполитанцам рвануть вперед в середине осени, когда после стартовой пробуксовки нужны были срочные меры. Сарри просто назначил запасную схему 4+3+3 основной, и команда побежала.

«Наполи» − команда-мечта для прогнозистов составов из итальянской прессы. Тренер неоднократно подчеркивает, что не делает ротаций ради ротации. Всегда играют только лучшие в данный момент. Старт «адзурри» на любой матч можно угадать с вероятностью в 80–85%, даже если ни черта не знать о Серии А и просто проглядеть статистику. Между десятью полевыми футболистами с самым большим количеством времени на поле и остальными игроками разрыв в 1200 минут. Для сравнения: у «Ювентуса» эта разница составляет всего около часа, у «Интера» − в районе ста минут. При этом в таком бешеном ритме «адзурри» чувствуют себя отлично. По ходу сезона футболисты «Наполи» получили только четыре травмы − меньше всех в чемпионате.

Для своих методик Сарри просто легче использовать как можно более тесную группу игроков. В своей работе тренер зацикливается на каждой мелочи − знаменитые рассказы об «Эмполи» про отработку 33 вариантов каждого стандарта подтверждают. Кроме того, он часто практикует индивидуальные занятия или беседы с игроками, чтобы разобрать их функции. Особенно это относится к защитникам. Сарри категорически не терпит импровизаций и каких-то трюков в обороне. Схемы перемещения команды без мяча чуть ли не вычерчены линейкой. Тут собрать треугольник, там сжать длину линии, а вот здесь активнее обычного надавить на высокий прессинг. Допустим, если при обороне в две линии один из центральных полузащитников «Наполи» (чаще всего Аллан) выходит вперед для отбора один в один, на его место обязан встать кто-то из крайних форвардов (чаще всего Кальехон).

 

Звезда и горожанин

Этот «Наполи» полюбили благодаря атаке. Сарри – как школьный завуч, для творчества выделяет ученикам временное расписание: урок ИЗО строго между физ-рой и геометрией. Зато в это время они могут делать все что угодно. По пройденному материалу, конечно. «Адзурри» − самая зрелищная команда Серии А. По голам, по ударам, по владению мячом, по созданным моментам. Согласно данным La Gazzetta dello Sport, неаполитанцы в Серии А делают больше всего передач перед штрафной соперника. Но это ни разу не тики-така, а скорее гипноз. Как только защитники засыпают или тормозят, «адзурри» пуляют пас на ход в самую неожиданную зону или просто убегают в прорыв.

Большинство голов команды Сарри было забито как раз в высокоскоростной манере. Атака «Наполи»-2015/16 точно попадет в историю кальчо независимо от результатов сезона. А жирным шрифтом выделятся фамилии Гонсало Игуаина и Лоренцо Инсинье.

Римская прописка. Почему Миралему Пьяничу не стоит покидать «Рому»

Это уже традиция. Каждое десятилетие у «Наполи» должен появляться лидер из Аргентины. Марадона в 1980-е, Айяла в 1990-е, Лавесси в 2000-е. Игуаин чуть не загубил красивую династию, когда прошлым летом собрался уезжать из Неаполя. Два прошлых сезона Пипита забивал по своему привычному графику, но все равно чувствовал себя неуютно. В какой-то степени давила мысль о том, что в «Наполи» он сидит, словно в яме после позорного спуска из «Реала».

К июлю Игуаин изменился. «Что меня действительно поразило в Сарри − это его искренность. Когда я думал об уходе, он за пять минут убедил меня остаться. И я всегда буду благодарен ему за это». Сарри предложил Игуаину не роль гастролирующей звезды, а позицию в ядре сложно организованной игры и публично пообещал прогресс форварда. Пипита, вернувшийся в молодость, не подвел. Он в одиночку перерабатывает все пасы из глубины, попадает с любых позиций и до предела включает интуицию для нахождения в нужном месте. Сейчас Игуаин идет на рекорд Италии по голам за сезон и готовится к десяткам звонков из топ-клубов. На один из них Пипита, вероятно, ответит согласием. Только в этот раз он уйдет королем.

Инсинье − принципиально иной случай. Если Игуаин в этой команде при любом раскладе временно, то Лоренцо готов остаться здесь навсегда. Он будущее «адзурри» и в перспективе свой собственный Тотти. Ему уже предлагали место в топ-клубах и не раз предложат еще, но Инсинье всем говорит «нет». Он просто влюблен в родной «Наполи», даже несмотря на то, что руководство трижды скидывало его в аренды. Инсинье влюблен и в родной Неаполь, даже несмотря на то, что недавно его ограбили прямо в центре города. Злоумышленники узнали игрока в толпе, проследили за ним до тихого переулка, а потом забрали все ценные вещи, приставив пистолет к лицу. Хотя капитана Марека Гамшика вообще грабили несколько раз.

Отростки Каморры – такой же элемент города, как пицца или средневековые замки. Убрать всего одну деталь − и Неаполь уже не будет Неаполем. Маурицио Сарри даже не представляет, насколько верно его правило. Основные детали «Наполи» − его люди. Которые сейчас точно самые живые и яркие герои во всем итальянском футболе, где власть захватила симпатичная, но машина. 

Текст: Роман Абрамов 

Фото: Global Look Press

Скачайте приложение еженедельника «Футбол»!                                                              

App Store: https://itunes.apple.com/ru/app/ezenedel-nik-futbol-zurnal/id957851524?mt=8                                                      

Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=net.magtoapp.viewer.weeklyfootball&hl=ru

  

Аппстор
googleplay 90 минут