5 мин.

«Кому-то 300 рублей много, а кто-то и 10 тысяч не пожалеет»

17 февраля на сайте фанатского объединения «Фратрия» был создан блог «Народное IPO ФК «Спартак». «Переживая неудачи любимой команды, инициативная группа болельщиков приняла решение сделать Леониду Федуну предложение о покупке блокирующего пакета акций», – сообщил в первом посте человек с ником kupispartak.

Корреспондент Matchtv.ru встретился с инициаторами проекта, чтобы выяснить, как именно они планируют получить контроль над клубом.

«Все это идет из детства – когда за «Спартак» играли Титов и Тихонов, мы были в школе. Золотые годы сильно на нас повлияли. На вопрос «За кого болеешь?» все в России отвечали: «Спартак», – вспоминает Георгий. Стильный костюм выдает в нем человека, который неплохо ориентируется в «Москва-Сити». – Это потом в маленьких городах ромбы сменились эмблемами «Динамо», «Зенита» и других команд. А я разочаровался настолько, что в какое-то время перестал смотреть трансляции и ходить на стадион. Но сейчас мы понимаем: что-то можно сделать».

Под «что-то» он и его коллега Антон подразумевают частичный выкуп клуба у Леонида Федуна. Оптимизм основан на словах владельца «Спартака» о вероятном выходе на биржу (это и есть IPO) и слухах о переговорах Федуна с Петром Авеном. Антон Медведев и Георгий Косицын – предприниматели, которые пробовали себя в самых разных областях. «Если появляется проект, который имеет потенциал к высокой доходности, мы обязательно в него вкладываемся, – Антон объясняет суть работы. – Когда что-то выстреливает, мы приводим туда независимого менеджера и занимаемся новым проектом». Кроме них, в инициативную группу входят еще пять человек, которые задались целью сделать «Спартак» по-настоящему народным.

«Здесь мы не получаем финансовой выгоды. О том, чтобы блокирующий пакет был продан трем ключевым фигурам и десяти тысячам обычных, речи не идет, – признается Антон. – Сейчас выясняем средний объем акций, который люди готовы купить. Ни Авен, никто не получит 90% из блокирующего пакета».

«А в чем тогда ваш интерес?» – поинтересовался бы Андрей Червиченко, который сравнивал управление «Спартаком» с геморроем.

«Владение «Спартаком» – не столько коммерческий проект, сколько имиджевый. Люди хотят быть собственниками чего-то великого, национального, народного, – разводит руками Антон. – Для нас важна информационная составляющая. Можно долго рассказывать о себе, показывать портфолио, но народное IPO «Спартака» – это проект, который говорит сам за себя. Если мы сделаем это, сможем все».

«Мы опросили сто человек знакомых – все считают, что идея классная», – подтверждает Георгий.

***

Помимо блога на сайте «Фратрии», запущен официальный сайт проекта – kupispartak.ru. За первые два дня там зарегистрировались 1250 человек. В ответных письмах им пришла анкета с вопросом, какой пакет акций каждый готов купить.

«Категории разные, – поясняет Антон. – Кому-то триста рублей много, а кто-то и 10 тысяч на родной клуб не пожалеет». Сам сайт выглядит довольно примитивно, но в скором времени на его месте должно появиться что-то более убедительное. В ближайших планах – билборды, реклама в прайм-тайм на ТВ, вербовка медийных болельщиков и оффлайновые собрания, во время которых будут вестись разъяснительные беседы, включающие ответы на неудобные вопросы.

Вопросов хватает и сейчас: чаще всего люди опасаются, что весь этот проект – нечто вроде МММ. Подобные комментарии предприниматели тоже изучают – в дальнейшем они планируют открыть call-центр, который будет работать с аудиторией максималаьно тесно. Но 99,9% пользователей, прошедших регистрацию на сайте, просто оставляют контакты. «Нам предлагают бесплатную помощь юридические консультанты, финансовые аналитики, специалисты в области PR и маркетинга», – говорит Антон.

***

Истории про то, как траст болельщиков спас родной клуб, особенно популярны в Англии. Самый известный случай – «Юнайтед оф Манчестер», альтернативный «Манчестер Юнайтед» и целиком находящийся под управлением фанатов. Но еще примерно десяток клубов может похвастаться тем же – правда, чаще всего это происходит, когда они уже прошли круги ада, нахождение на грани банкротства и продажу примерно за один фунт. «Спартак» на такую команду не похож.

«В финансовом плане к Федуну нет вопросов, работа была проведена отлично. Клуб стабильно приносит деньги, при этом вложения «Лукойла» не такие большие, – соглашается Антон. – Вся завязано на спортивной составляющей».

Основная претензия к Федуну – отсутствие титулов и то, что информация о внутренней жизни клуба находится вне зоны доступа болельщиков. Любую модель, при которой у них будет право голоса, инициативная группа считает достижением – независимо от того, как будут звать основного собственника.

«Никто не говорит о выкупе 100% акций, спонсорская составляющая все равно должна оставаться, – признает Антон. Он кивает в сторону испанской примеры. – В Испании клубы начинались со спортивных ассоциаций. У нас все происходит по примеру английской премьер-лиги: есть хозяйствующий субъект, есть акции, и два-три владельца управляют клубом в рамках своего внутреннего эго. А от болельщиков ничего не зависит: они просто ходят на стадион и смотрят. Не получилось у пацанов на поле – значит, не получилось».

На формирование предложения Федуну стартаперы отводят около полугода. Они рассчитывают на «спящих» болельщиков, которых, по их подсчетам, несколько миллионов. Миллионы нужны и на то, чтобы разбудить их. Критической массой, которой не сможет отказать акционер, Антон и Георгий считают сто-двести тысяч человек. Финансово болельщики вступают в игру только на самом последнем этапе, когда предварительная договоренность с клубом уже достигнута. Ситуация, при которой люди рискуют деньгами, а согласия со стороны «Спартака» нет, исключается.

«До кризиса Федун в качестве стоимости клуба заявлял миллиард долларов – по старому курсу это 30 миллиардов рублей. Но мы на возможную сделку смотрим по-другому. Нам кажется правильнее разделить клуб и стадион – «Открытие Арену» логично вписать в девелоперский проект Леонида Арнольдовича», – объясняет Антон.

Останется ли Дмитрий Аленичев главным тренером и что вообще будет, если болельщикам удастся ввести в совет директоров своего представителя, парни не говорят. Они и сами не до конца это представляют. 

«Мы планируем отправить кого-то на учебу в западный университет. Но если будет реализована интерактивная площадка для голосования, человек в совете директоров будет выполнять лишь техническую функцию – поднимать руку за то решение, которое приняли болельщики», – объясняет Антон – Правильно или неправильно они будут управлять клубом – это другой вопрос. Важно, что в этом случае болельщикам некому будет предъявлять претензии».

Аленичев пока может выдохнуть.

Источник