4 мин.

Сергей Игнашевич. Человек-эпоха

Те несколько минут, что провёл он на поле под занавес игры с Хорватией, обозначали национальный рекорд – 114-й матч за сборную.

Сергей Игнашевич, сборная России

Сергей Игнашевич, сборная России

И это далеко не единственный аргумент в пользу того, чтобы считать Сергея Игнашевича фигурой года в главной команде страны.

Занятный узор иной раз выписывает история.

В том самом августовском матче 2002 года, который стал для него дебютом, из сборной провожали Виктора Онопко. Дали многолетнему капитану вывести команду на поле, а через минутку-другую под аплодисменты заменили. Виктор Савельевич, правда, с этой акцией оказался не согласен и потом ещё пару лет своей игрой вынуждал тренеров вызывать его в сборную, но символизма это не убавило: один игрок-эпоха передал своё место другому. И сменщик, как теперь понятно, обнаружил полное соответствие: именно рекорд Онопко побил Игнашевич в ростовском матче с Хорватией.

А ещё тогда, в самом первом его матче, у России был любопытный соперник. Швеция с молодым и дерзким Ибрагимовичем. Это имя ещё ничего не говорило миру, но смотрелся он в тот день уже многообещающе – возил соперников оптом и в розницу, немного скандалил, много бил. Вот только забить не мог – до тех пор, пока на поле был Игнашевич. В конце Сергея заменили, и Златан получил-таки свой вожделенный гол. Надо же такому случиться, что и нынче они – Россия и Швеция, Игнашевич и Ибрагимович – опять оказались в фокусе. Правда, ставки были уже повыше – выход в финальный турнир чемпионата Европы. Но это не поменяло главного: Ибрагимович снова ничего не смог против Игнашевича. И на этот раз уже ушёл с поля сам.

Да, в тот день, 5 сентября 2015-го, звёздный швед, говорят, был не вполне здоров. Но только и его оппонент играл со сломанным пальцем руки. Просто болячки Ибрагимовича на виду у всего мира, а Игнашевич свои травмы привык переносить молча. Причём речь не только о травмах тела.

Никто не знает, как ему играется все последние годы, когда каждый мало-мальски умеющий считать с упоением считает его годы и ошибки. И считает, разумеется, что ему пора на покой. Как под таким прессом он в 36 (автор вот тоже считать умеет) держит свой уровень? А он его держит, пусть многим в это и не верится.

У вопроса о том, за счёт чего сборная России сумела-таки, несмотря на все ухабы, напрямую выйти на Евро-2016, могут быть разные ответы. Не самый очевидный, но заслуживающий безусловного внимания: потому что мало пропускала. Причём, что стоит отметить отдельно, при любом тренере – как при Капелло, так и при Слуцком. Именно оборона была тем базисом, который позволил сборной сохранить устойчивость на всей турнирной дистанции. А центральной, наиболее стабильной фигурой обороны был он, самый взрослый её участник.

В 2015 году сборная провела шесть официальных матчей. Игнашевич отыграл пять из них – больше, чем любой другой защитник. В этих матчах команда не знала поражений, а пропустила только один гол. Единственная неудача пришлась на день, когда аксакала на поле не было, – в июне против Австрии ему помешала сыграть атипичная пневмония.

И хорош он был не только у чужих ворот. Вспомним, когда Слуцкий принял сборную, самыми сложными из оставшихся четырёх представлялись два матча – домашний со шведами и гостевой в Молдавии. Не исключено, что по факту вне конкуренции оказался второй: выяснилось, что состояние газона в Кишинёве практически исключает полноценный созидательный футбол. Выиграть в тот день удалось благодаря Игнашевичу, который пошёл в чужую штрафную и сначала забил сам, а потом отдал голевой пас Дзюбе.

Он говорит, что мечтает сыграть на домашнем чемпионате мира. Не будем снова браться за счёты, лучше послушаем Эдуарда Безуглова. Врач сборной России уверен, что в такой перспективе нет никакой фантастики:

«Сергей – профессионал экстра-класса. Говорю как врач, а не тренер. Знаю его анализы, скорость восстановления, функциональную готовность. Режим, питание, сон, массаж – мелочей для него не существует. Игнашевич на ЧМ-2018 – это реально».

Человек-эпоха заслуживает, конечно, красивого финала. Не такого, каким вышел его свежий национальный рекорд: пара минут в проходном спарринге. Но он, будем надеяться, переживёт и это. По крайней мере, на пенсию его этими минутами, как Виктора Савельевича в 2002-м, слава богу, пока никто не провожает.

Подождём. История иной раз выписывает занятный узор.

Источник