15 мин.

Ирек Зиннуров: «В сборной Шагаева - бардак»

После завершения карьеры игрока наш собеседник остался верен любимому делу, пройдя путь от директора бассейна до главного тренера ВК «Синтез», который возглавлял три года. Вся карьера игрока и тренера, перспективы «Синтеза» и их отсутствие у сборной России – в интервью Ирека Зиннурова.

Горыныч…

— Давайте вспомним ваши первые шаги в водном поло. У вас же Горюнов был первым тренером? Тоже Горынычем его величали?

— Да, да, он так же «извергал» на всех… А вы откуда знаете?

— Я тоже немного занимался водным поло, как раз у Вячеслава Алексеевича начинал…

— Здорово. Вот уж точно, тесен мир. Прекрасно, что у нас один тренер. А Горынычем его все воспитанники называли. Помню, получал от него и тапочками, и палочками разными (смеется). Чем только не получали. Не знаю, мы тогда все это воспринимали как должное. И если, не дай Бог, придешь, маме пожалуешься, получишь еще больше. Сейчас же в аналогичной ситуации страдает зачастую тренер. Я считаю, это ненормально. В спорте, тем более высоких достижений, тренер должен обладать непререкаемым авторитетом. Ребенок родителей должен слушать всегда, а на тренировке — слушать только тренера.

По себе знаю, если я кричу на игрока, значит я верю, что у него есть потенциал стать сильнее. Поэтому начинающим спортсменам советую правильно реагировать на критику и эмоции тренера – это показатель заинтересованности, а не желание обидеть или унизить. Горюнов был как раз такой тренер. Следил за нами и в гостиницах, и в поездах. Если где-то набедокуришь, такие разборы полетов были, что…

— А вот тут, пожалуйста, поподробнее. Порадуем наших читателей.

— Ездили на очередной тур молодежного первенства. Город уже и не вспомню… Лежим в гостиничном номере с Василием, который сейчас директор школы «Синтеза». Раздается стук в дверь. Начинаем препираться, кому дверь открывать. Шутки, прибаутки. Стук затих. Смотрим телевизор дальше, слышим уже ключом дверь открывают. Залетает Горюнов… со шваброй! Устроил такой нагоняй… «Я, говорит, вам сейчас покажу, кому дверь открывать». Чем закончилось, рассказывать не буду, это только сейчас смешно. А тогда мы были молодые и впечатлительные.

Еще один случай случился в поезде. Горюнов очень ответственный, переживал сильно за детей. Занимал самый крайний плацкарт, откуда мы могли выйти. Мы дожидались, когда уснет, чтобы сходить в вагон-ресторан. Нет, мы «режимили» в этом возрасте. Просто чай попить, пошутить в полный голос. Проходишь, смотришь, вроде спит. Начинаем проходить, глаза резко открывает – «Стоять!». Ну, мы уходим, опять ждем, когда уснет. Повторяем попытку и следует извержение: «Если я вас еще раз…» ну и так далее. Горыныч…

В атаке

— А Горюнов сейчас уже не работает?

— В последнее время он тренировал команду «Химик», так раньше назывался наш дубль. Потом закончил. Я уже столько раз приходил к нему с предложением поработать с детьми, ведь у него такой опыт. Нет, говорит, не хочу и все. Жаль, конечно. У него проработанная до мелочей система подготовки детей, причем с научной точки зрения.

Неуловимый титул

— На вашем счету достаточно различных титулов и трофеев. Однако золото Олимпийских игр в них не значится. Как так вышло?

— Да, ограничился серебром в Сиднее, а в Афинах была бронза. В Греции мы и вовсе могли остаться без медалей. В полуфинале проиграли венграм. Судьи весь матч охотились за нашим «столбом» Ревазом Чумахидзе, нашли у него три ошибки и все же удалили. Больше двух периодов мы провели без него и проиграли в упорной борьбе.

А матч за третье место нам предстоял против греков. Сами понимаете, хозяева турнира, а учитывая судейство в полуфинале… В общем, в добро и справедливость верилось с трудом. Думали, судьи нас просто всех «уберут». В итоге обошлось, как ни странно, лишь мелкими, назовем так, симпатиями, и нам удалось огорчить греков при родных трибунах.

Титул олимпийского чемпиона – это вершина любого спортсмена, кроме футболистов. Но у них вообще много странного… Знаете, не всем суждено завоевать этот самый главный титул. Упрекнуть себя не в чем, все делал для этого, но, видно, не судьба.

— Пусть с олимпийским золотом не удалось, зато на внутренней арене и еврокубковой арене титулов предостаточно. Нас, понятно, интересует первое и последнее золото в составе «Синтеза» в 2007 году. Расскажите про тот сезон, как удалось остановить вечных чемпионов из Волгограда?

— Когда я переходил из «Спартака» в родной клуб, «Синтез» занимал 5-8-е места. И мне хотелось отдать долги своей команде. Хотя бы медаль выиграть. Тогда мы встречались с Рустамом Миннихановым. Хотелось не просто вернуться поплавать в родном бассейне, а одерживать победы. Пришлось даже поработать играющим генеральным менеджером, де факто, естественно. Проще говоря, стал заманивать знакомых игроков высокого уровня в команду. Никто особо в Казань не рвался. Мастера такого уровня в деньгах нуждаются не особо, предпочитают трофеи, это же не футбол, в конце концов. Пришлось убеждать, что у нас все серьезно.

Ирек Зиннуров и Рустам Минниханов

В итоге из Италии к нам приехал Дмитрий Горшков, подъехали сербы, Зарипов, Андрей Белохвастов, и удалось за короткое время собрать состав, способный решать самые высокие задачи. В первый же сезон удалось взять «бронзу».

Золотой рывок на родине

— Что позволило сделать решающий рывок к золотым медалям?

— Во-первых, прибавили в сыгранности. Во-вторых, в Казань приехали три сербских мастера высочайшего уровня. Я говорю про Савича, Гойковича и Икадиновича. В 2007 году чеховский «Штурм» был очень сильной командой. Львиная доля сборной России обосновалась там. Ну а «Спартак-Волгоград» вообще списывать со счетов нельзя. Уже на полуфинальной стадии плей-офф нас ожидало тяжелое испытание в виде московского «Динамо». Первую игру в гостях мы попросту провалили, отдав первую четверть со счетом 1:7. Отыграться, конечно, не удалось. Думали: «Елки-палки, что это такое! Куда мы попали?». Но собраться удалось, и в Казани одержали две победы, выйдя в финал. Это сплотило ребят, и финал со «Штурмом» мы взяли, обыграв чеховцев в двух играх. Финальный матч, который принес нам титул, прошел в Чехове.

— Почему «Синтезу» так и не удалось повторить тот успех?

— На протяжении всех этих лет нашим основным соперником был «Спартак-Лукойл» из Волгограда. Они серьезно начали заниматься развитием водного поло на 10 лет раньше нас. Отсюда и результаты.

— Обсудим подробнее период «Синтеза» с вами на посту главного тренера. Россыпь серебряных медалей выглядит достойно. Почему ушли, или «ушли»?

— Три сезона я тренировал «Синтез». С командой последовательно взял три серебряных комплекта медалей. Мы переговорили с руководством клуба и решили, что нужно встряхнуть команду назначением нового главного тренера, вдруг получится взять золото. Мне тоже не нравилось, что я вечно второй после Волгограда, хотелось, чтобы команда выиграла титул. В итоге я предложил дать шанс Зорану Ивановски, который до этого был в моем штабе вторым тренером. Кроме того, он поднял нашу детскую школу и работал великолепно. Тем более он всех игроков основы знал хорошо, и мы надеялись, что свежая тренерская мысль поможет нам прервать гегемонию волгоградцев.

— Судя по результату, не очень угадали?

— Да, как-то у него не сложилось. Рассчитывали на золото, а получили провал в виде пятого места. Сейчас главный тренер –Владимир Федорин. Он у нас играл, затем был детским тренером. Потом ему предложили работу в «Штурме», куда он и ушел тренером молодежной команды. И сейчас получил свой шанс на посту главного тренера родной команды.

Ирек Зиннуров в роли главного тренера

— А почему вы не вернулись на тренерский мостик основной команды, что было бы логичным?

— Мне еще при Зоране поставили задачу готовить молодежь для клуба, хотелось, чтобы в «Синтезе» играли местные воспитанники. На мой взгляд, это тоже очень важная задача. Конечно, после пятого места в чемпионате я говорил руководству, что если необходимо, готов стать главным тренером «Синтеза», чтобы исправить ситуацию. Решили, что моя работа по подготовке молодежи сейчас для клуба важнее.

«Жена говорит, что игроки меня боятся»

— Какие претензии могли бы высказать самому себе как тренеру. В чем недоработали на посту главного тренера «Синтеза»?

— Пожалуй, я слишком жесткий тренер. С одной стороны, это неплохо. С другой стороны, крайности – это всегда плохо в любой деятельности, а я порой все же перегибаю палку. Нужно лучше держать себя в руках. Мне вот жена про серебряные сезоны говорила: «Игроки тебя боятся, поэтому и проигрывают волгоградцам». Может, я у нашего общего знакомого научился… у Горыныча? (смеется). С другой стороны, в последний сезон мы вполне могли обыграть «Спартак». Не хватало буквально чуть-чуть. Сказался и судейский фактор. Последний свисток того сезона перечеркнул все усилия. Наш игрок стоял с мячом в пяти метрах от ворот волгоградцев, а судья дал переход мяча по непонятным причинам. И все. Игра была сделана.

«Есть шансы на золото»

— После первого круга чемпионата «Синтез» идет вторым в чемпионате после, традиционно, волгоградцев. Как оцените старт?

— Пока нормально. Победили в 11 из 12 матчей. Проиграли только «Спартаку-Волгограду» на выезде. Уже в следующем туре с 3 по 9 ноября у нас будет возможность взять реванш в Казани, что мы и постараемся сделать.

— Вернемся в наши дни. После провального прошлого сезона чего ожидать сегодня от «Синтеза»?

— Помимо тренерской перестановки были приняты глобальные решения по составу клуба. Усилили как иностранцами, так и российскими игроками. Вернулись наши воспитанники Янков и Латыпов. А самое главное, удалось решить вратарский вопрос, который у нас, стоит признаться, хромал несколько лет. Удалось подписать Виктора Иванова. Первый круг нынешнего первенства показал, что проблема первого номера полностью решена, не ошиблись в игроке. Когда полевые игроки чувствуют за своей спиной надежного кипера, то и оборона выглядит куда увереннее.

— И как? Есть шансы подвинуть Волгоград с пьедестала уже в этом сезоне?

— Шансы самые реальные. Во-первых, удалось прилично усилиться, как я говорил ранее. К тому же Волгоград в какой-то мере ослаб по сравнению с прошлым сезоном. Не становится моложе капитан «Спартака» Андрей Рекечинский и другие лидеры команды.

— А отчего тогда проиграли первый матч «Спартаку» в этом сезоне?

— Я считаю, что главной причиной стало несчастье в клубе – на тренировочном сборе погиб игрок из-за проблем с сердцем. Это серьезно сказалось на всех нас. Только-только команда начала приходить в себя. Он был нашим ведущим центральным нападающим, пришлось искать замену, а нужно было еще время, чтобы сыграться. Уверен, на казанском этапе мы возьмем полноценный реванш. Так или иначе, самые важные матчи пройдут в плей-офф. Важно подойти именно к этим играм в максимальной готовности. Уверен, если получится, то шансы у нас более чем высокие на золото в этом году.

«Из Казани не уеду, пока нужен. В любом качестве»

— С перспективами «Синтеза» все ясно. Какие планы у вас на дальнейшую карьеру? Тренировать молодежь? Уехать из Казани, на пост главного тренера другого клуба?

— У меня были предложения и в этом году, сразу после назначения Федорина в «Синтезе». И не только из России. Команды, уж простите, не назову. Все прекрасно знают, я очень люблю Казань, это мой дом, и никуда не собираюсь уезжать. Все, что я могу дать, я хочу оставить здесь: в городе, в команде, в республике. Если нужно работать с молодежкой, значит так и будет. Пока я нужен Татарстану, никуда не уеду.

— Ваш опыт может пригодиться не только в республике, но и во всей России. Что случилось с нашей национальной командой? Мы помним времена, когда отечественные ватерполисты сражались за олимпийское золото, побеждали на мировых первенствах, всегда рассматривались как одна из сильнейших команд мира. А сейчас занимаем 14-е места и не можем даже отобраться на Олимпийские Игры. Что случилось?

— Это не за один день случилось. Процесс был запущен с развала Советского Союза, когда была сломана система подготовки спортсменов. Процесс падения результатов был постепенным и малозаметным. Лишь в 2004 году забили тревогу, когда финишировали 5-6-ми на международных стартах. Тогда это уже был провальный результат, хотя сейчас это было бы серьезным успехом. Вот так шаг за шагом мы скатились на задворки мирового водного поло. Наш вид спорта не настолько политизирован, как хоккей или футбол, которые нужно было кровь из носу удерживать на приемлемом уровне. А про побратимов гандбола и водное поло попросту забыли. Мы еще на олимпиадах праздновали одни и те же результаты. Гандбол шаг за шагом идет по нашим стопам. Мы не попали на Олимпиаду, и они тоже.

Ирек Зиннуров хочет остаться в Казани

— Причины?

— Раньше работало много детских школ и не только, как сейчас в Москве, Казани и Волгограде. Школы работали почти в каждом бассейне страны. У нас была не только высшая лига как сейчас, а еще и первая лига. Сейчас мы и «вышку» еле-еле командами забиваем. И то за счет дублей, которые также играют в высшей лиге. Наши играют, Волгоград, сборная Москвы, Питера. Половина команд представлена в вышке своими дублями. Роста конкуренции соревновательного накала в таких условиях ожидать не приходится – это сказывается и на развитии молодых ватерполистов. Мы уже проигрываем Японии и лишь по пенальти обыграли китайцев на последнем чемпионате Мира.

«Система отсутствует как класс»

— Как оцениваете работу наставника сборной Эркина Шагаева. Вы же отработали вторым тренером под его руководством и затем ушли. Не сошлись характерами?

— В какой-то момент федерация решила пригласить человека со стороны. Выбор пал на Шагаева, олимпийского чемпиона. Человек с именем и все такое. Многие предупреждали, что федерация и вообще российское водное поло допускает ошибку, приглашая Шагаева. Так и вышло. Как тренеру ему не удается сплотить вокруг себя команду. В итоге ситуация лишь усугубилась.

— Это выводы по совместной работе?

— Я один сезон работал с ним вторым тренером сборной и продолжать отказался. Это произошло после чемпионата в Будапеште в позапрошлом году, когда мы умудрились занять 11-е место из 12-ти возможных. Я сказал: «Все, спасибо и до свидания. Я больше так работать не могу. Просто стыдно». А он был главным тренером и отличался полным непониманием по линии игрок-тренер. Просто игра и возможности российских ватерполистов ушли в прошлое, и надо забыть, что было в 80-е годы, когда Шагаев брал Олимпийское золото.

— Все равно, что научить «Рубин» играть, как «Барселона»?

— Именно. Люди поменялись, и отношение к водному поло тоже. И в тактике, и в подготовке. И уровень мастерства у наших игроков в советские годы был на совершенно другом уровне. В итоге игроки Шагаева просто не понимали. Как следствие, постоянные стычки внутри команды, непонятные наказания, отстранения от тренировок и так далее. Полный бардак! Перед этим стартом он говорил, что мы готовимся к домашнему чемпионату мира. Набираем молодежь и обкатываем ее.

Время шло, мы готовились, изменили даже календарь чемпионата – все для успешного выступления сборной. А результата опять нет. Теперь опять говорит, что это не те игроки, давайте других молодых соберем. Бесспорно, у нас есть таланты, но нельзя же палку перегибать. Зачастую у нас в сборной играют люди, не имеющие опыта регулярной игры за основу своего клуба. Это же нонсенс. А результаты все хуже и хуже.

Если взять 2007 год, когда отбирались на Олимпиаду в Лондон, вернули ряд опытных игроков, включая меня. Если бы вернули всех, мы отобрались бы на Олимпиаду. В решающем матче мы проиграли итальянцам всего один мяч. Потом опять всех «стариков» попросили на выход. Опять набрали молодых и талантливых. У Италии тогда тоже кризис был. Только они из него уже вышли, а мы продолжаем плавное погружение. У них более 350 детских команд, а у нас около 20. Чувствуете разницу?

— Контраст впечатляет. А хоть что-нибудь сдвинулось с мертвой точки?

— По большому счету, все остается без изменений. У нас нет даже тренерских семинаров, как в советские времена. Между прочим, в Казани мы все это делаем. Наши тренеры проходят курсы повышения мастерства. Но этот процесс должен инициироваться по всей России федерацией водного поло. В советские времена был один тренер, который курировал все юношеские сборные. Сейчас этого нет – каждая школа сама по себе. Какие-то непонятные эксперименты проводятся. Например, сейчас сборная Москвы вообще в юношеском первенстве России не участвует, а в финальных соревнованиях сыграет. Понятно, что ничего не понятно. Система отсутствует как класс.

— А как дела обстоят с подготовкой молодежи в Казани? Водный чемпионат мира оставил свой след?

— В Казани одна ватерпольная школа «Синтеза», и других во всем Татарстане нет. Но мы уже представлены в трех районах Казани. Нам нужно и дальше развиваться, открыться на Горках, чтобы дети могли там заниматься, а не ездить на тренировки через весь город. И вообще Татарстан – не самый маленький регион, и нам надо двигать водное поло и в другие городах республики. Тем не менее детская школа «Синтеза» работает, я считаю, плодотворно. Мы выигрывали молодежное первенство России.

Есть таланты, которые смогут заиграть на высоком уровне при должном отношении к работе. Через пару лет можно будет создать еще одну молодежную команду. Здесь хочу сказать, что без «Оргсинтеза» и «ТАИФа» ничего этого не было бы. Большая поддержка оказывается. Элементарно, возьмем зарплату детского тренера. Без помощи наших спонсоров она составляла бы 7, максимум 15 тысяч рублей, как по всей России. Наши получают 30-40 тысяч рублей. Но это у нас, в Казани есть поддержка, а в других городах страны? Что за тренер согласиться работать за семь тысяч рублей? Хорошо, если плавать научит… Если в Татарстане и Волгограде водное поло не стоит на месте, то по России в целом еле дышит. Никаких подвижек в лучшую сторону пока нет.

Автор и источник: Артур Халилуллов (Интернет-газета "Реальное Время")