Почему «Спартак» - ЦСКА - круче, чем Мэйвезер vs Пакьяо
Источник: Sovsport.ru, Автор: Юрий Цыбанев
В жанре российского спортивного мифотворчества надвигающееся дерби «Спартак» - ЦСКА набирает почти предельную высоту.
Это круче, чем бой века Мэйвезер vs Пакьяо. И это почти так же круто, как эпохальное противостояние Тина Канделаки vs Василий Уткин. Еще бы парочку разогревающих-пикантных деталей, и футбольное дерби обставило бы телевизионное.
Именно сопровождающие детали делают событие. Именно в них резвится дьявол интереса к событию. А таких деталей к «Спартак» - ЦСКА подвезено вагон и еще тележка.
Загибаем пальцы.
В советское время (во всяком случае в пору «развитого социализма» - отвечаю свидетельским опытом) футбольные встречи «Спартака» с ЦСКА не проходили по разряду «топ». Это на хоккейных их схватках был поставлен особый- будоражащий общественно-политический акцент (в силу немереного потенциала армейской команды, потенциала практически государственного) – народная демократия против силовиков. А теперь посмотрим, как развернулась ситуация перед приближающимся дерби. ЦСКА нынче вроде как обласкан государством, ибо государство теперь ему обязано всероссийским тренером Слуцким. Матчи ЦСКА уже второй раз выдвинуты на Первый канал, что подразумевает общенациональную значимость этого клуба (не уверен, что встреча «Спартака» с «Зенитом» была бы вот так проворно назначена-пристроена на прайм-тайм предвыходного дня).
То – дань государственная, в знак признательности за тренера сборной. А не заставила себя ждать и дань премьер-лиговая с нашумевшим переносом игры. Так что разговоры «У Гинера все везде схвачено» с новой силой набирают громкость. И не суть важно, что матч, если по уму, следовало заранее поставить на пятницу. И не суть, что цеэсковского тренера напрягли незавидной двойной нагрузкой. Мы же рассуждаем по законам мифотворчества, и здесь к месту будет державная фраза из обихода конца прошлого века: «Надо делиться!». С государством. Вот ЦСКА тренером и поделился. А государство уж в обиду не даст и одарит всевозможными преференциями.
И именно с этим клубом Аленичев, тогда – тренер «Арсенала», принципиально отказался иметь дело весной (перенос игры из Тулы в Москву). Ну, словно в будущее заглядывал. Мол, в другой раз объяснимся на поле, Леонид Викторович. При более значимых обстоятельствах. К слову: они пока только раз работали друг против друга, Слуцкий и Аленичев. И игра в Москве между ЦСКА и «Арсеналом» получилась, на удивление, почти равной. А выиграл ЦСКА с помощью пенальти – при том что на эпизод-двойник в штрафной ЦСКА арбитр не среагировал.
А еще было 0:4 в премьерном дерби красно-белых с красно-синими на «Открытии Арене». Позор, который положено смыть сильнодействующим очистителем.
Наконец, чисто футбольная начинка - сама по себе необычайная.
ЦСКА в своей игровой ипостаси похож на ладненькую такую, хорошо обжитую фазенду. Где каждый уголок уютно обустроен, где предусмотрены удобные проходы и лесенки.
А «Спартак» - новостройка. Архитектурный проект Аленичева, и тот, пожалуй, еще не доведен до ясности. Тренер в поиске соответствия стилистики результату. Вы скажете – да было уже, было, было. И с Карпиным, и с Эмери, и с Якином. Хотели видеть новостройку – а получалась или хроническая незавершенка, или халупа-развалюха.
Но есть разница. Есть массовое настроение-ожидание - что Аленичев пришел в «Спартак» надолго, накрепко. И есть надежда, уже не совсем безосновательная, что он сумеет работать на необходимой тренерской амплитуде. Во всяком случае, в первых матчах тренер ушел от доминанты стиля, чего я, признаюсь, опасался - с учетом совокупного игрового опыта всего тренерского штаба и манер тульского «Арсенала».
И – хотя такие наблюдения нужно проверять и проверять испытаниями – в этом «Спартаке», возможно, зачинается чувство футбольного рода, футбольного братства. А именно так великий спартаковский хоккеист Борис Майоров охарактеризовал в свое время главные красно-белые ценности. Тогда как великий цеэсковский хоккеист Константин Локтев упирал на законы коллективизма.
Козырь ЦСКА – в его слаженности. Козырь «Спартака» - в его стремлении быть сильным. Соперники завораживающе асимметричны.
И повернуться может совершенно по-всякому. Даже не хочу заглядывать в вечер пятницы. Просто нагуливаю аппетит.