Как FIFA меняла игровую индустрию
Футбольные симуляторы выпускают уже более 30 лет, но никто не давал такой толчок индустрии, как игры серии FIFA.
Первый футбол на Atari в 1978 году вообще с трудом можно назвать футболом.
![](http://i.imgur.com/e3PhPP6.png?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Недалеко ушел и RealSport Soccer 1982 года.
![](http://i.imgur.com/bnGoH6c.png?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Дал надежду на светлое будущее Sensible Soccer 1992 года.
Большинство футбольных симуляторов того времени могли похвастаться лишь видом сверху или очень приближенным видом сбоку. Выход игры FIFA International Soccer в 1993 году перевернул взгляды на компьютерный футбол изометрией и внятным геймплеем.
Actua Soccer 1995 года решила совершить очередную революцию, впервые позволив играть вчетвером. Вдобавок 3D, осязаемая трава, несколько камер, повторы моментов под разным углом.
![](http://i.imgur.com/H9Jt4RE.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Но прорыв случился у FIFA 96. Компания Electronic Arts купила лицензию FIFPro, которая позволяла использовать реальные имена футболистов, и добавила в игру технологию «Virtual Stadium», с помощью которой двухмерные модели футболистов бегали уже по полностью трёхмерному стадиону. Камера еще вела себя довольно странно, но зачатки культовой FIFA 98 были уже в этой версии.
Многие компании еще экспериментировали с форматами, меняли вид с камер, добавляли различные дикие фишки. До выхода FIFA: Road to World Cup 98. Это игра окончательно показала превосходство EA Sports над всеми остальными.
Почему-то остался незамеченным выход в этом же году игры International Superstar Soccer PRO'98 (будущий Pro Evolution Soccer). Эта серия стартовала еще в 1995 году, но симпатично стала выглядеть только в 1998-м.
До 2004 года геймеры по привычке играли в серию FIFA, а японцы из Konami не могли составить достойной конкуренции, хоть и очень хотели. Например, ставка на PES 3 не оправдалась из-за преимуществ конкурента - FIFA 2004. Меньшие системные требования, но наличие лицензий и первый в истории онлайн-режим.
Несовершенство игр FIFA заметили с выходом PES 4, он отличался тщательным подходом к деталям и отличной физикой. PES 5 и PES 6 вообще некоторые до сих пор считают лучшими симуляторами футбола в истории. «Золотое время» Pro Evolution Soccer как раз пришлось на застой серии FIFA.
PES свернул с верной дорожки, когда решил перейти на новый движок. PES 2008 вышел провальным, и только несколько лет потребовалось, чтобы отполировать игру. Наверное, лучшей современной версией можно назвать PES 2013, но FIFA все равно ускакала далеко вперед.
Режим Ultimate Team появился в FIFA 2010, а в FIFA 2013 зовоевал весь мир. Геймерам так понравилось открывать паки со случайными футболистами и собирать себе «команду мечты», чтобы потом сразиться в онлайне, что никакие уже ухищрения не помогли серии Pro Evolution вернуть себе былую славу.
Можно согласиться, что Pro Evolution Soccer иногда выглядит более реалистичным симулятором, а FIFA всего лишь аркадой, но возможностей у FIFA больше. Рекламные кампании, поддержка большинства клубов и футболистов, наличие лицензий, более удобный онлайн и неповторимый режим Ultimate Team еще долго позволят FIFA лидировать в гонке футбольных симуляторов. Разработчикам из KONAMI нужно придумать что-то из ряда вон, чтобы вернуть любовь аудитории.