4 мин.

Как Airbnb меняет рынок спортивного туризма

«Блог 31» рассказывает, как молодая калифорнийская компания меняет правила игры на рынке спортивного туризма.

Осенью 2012 года я на полтора года переехал из Москвы в Сочи, чтобы принять участие в подготовке к Олимпиаде. Среди прочего моя работа была связана с размещением гостей партнеров и спонсоров Игр, так что с местными отелями я общался регулярно. Уже тогда было понятно, что даже Сочи, с его регулярными и дифференцированными по сезонам туристическими потоками, вряд ли переварит всю массу номеров, что возводилась к Олимпиаде. Сейчас, когда похожая проблема стоит перед 11 городами, которые будут принимать чемпионат мира по футболу и Кубок конфедераций, самое время рассказать о революции, которую готовит калифорнийская компания Airbnb.

Главная проблема для инвесторов, которые рассматривают возможность открытия отелей в городе, принимающем глобальный турнир, — потенциальная заполняемость после того, как потухнет факел или улетит последний самолет с шумными болельщиками. С одной стороны, есть пример Барселоны, которая после Олимпиады 1992 года стала настоящим туристическим центром. Не испытывало проблем и большинство немецких городов, принимавших чемпионат мира 9 лет назад. С другой стороны, отель — это не спортивное сооружение, которое можно разобрать или перепрофилировать в торговый центр, поэтому рисков того, что гостиница будет простаивать полупустой, толком не избежать. К сожалению, история знает и худшие примеры. Вот один из отелей, принимавших гостей Олимпиады-84 в Сараево.

сар

Оргкомитет летней Олимпиады в Рио, которая состоится уже в следующем году, с самого начала испытывал серьезные проблемы с номерным фондом для болельщиков. С одной стороны, помог чемпионат мира по футболу, да и сам город остается довольно крупным туристическим центром, однако отели либо старые, либо в большей степени сфокусированы на сегменте выше среднего. Кроме шуток, когда я в прошлом году был в Рио, то не мог поверить, что заштатная гостиница, чьи лучшие дни явно пришлись на середину 80-х, имела рейтинг 4* и принимала по квоте оргкомитета ЧМ гостей одного из спонсоров чемпионата. Цены на размещение при этом были довольно высокими, и многие болельщики ночевали на пляжах, завернувшись в полотенца и флаги команд.

Решение проблемы было найдено беспрецедентное. В мае оргкомитет Игр объявил о заключении соглашения с сервисом Airbnb, который хорошо известен среди путешественников-экстравертов. Компания, основанная в Калифорнии 7 лет назад, предлагает туристам размещение в квартирах жителей городов, которые готовы за небольшие деньги приютить у себя путешественников. Airbnb берет на себя проверку документов и фотографий, проведение платежей, разрешение спорных ситуаций – естественно, за небольшую комиссию. Офисы компании расположены по всему миру, пользователям доступен без малого миллион вариантов ночлега в 40 тысячах городов во всех странах мира, за исключением Сомали и прочих малопривлекательных мест.

Согласно условиям соглашения, Airbnb становится официальным поставщиком Игр в категории «Альтеративное проживание», болельщики смогут найти квартиру из каталога Airbnb прямо на сайте Олимпиады и при заказе билетов на соревнования. Сервис предоставит не менее 20 000 вариантов размещения для болельщиков. Департамент туризма Бразилии ожидает около 400 тысяч туристов, при этом около половины номерного фонда Рио забирает под свои нужды (размещение официальных делегаций, технического персонала, спонсоров и т.п.) оргкомитет Игр. В общем, Airbnb явно пригодится.

,y,

Практически сразу стало известно, что в подобном формате Airbnb будет сотрудничать и с Кубком Америки, который сейчас проходит в Чили. По сути, это своеобразная репетиция, которая может помочь обкатать логистику и понять потенциально слабые места проекта.

Я уверен, что это партнерство станет началом новой эры в организации турниров мирового масштаба. Даже города со сложившейся туристической инфраструктурой не всегда полностью соответствуют требованиям, предъявляемым организаторами, что уж говорить про условный Саранск или Самару, для которых построенные с нуля отели могут стать печальным напоминанием о прошедшем турнире.

рио

Не сомневаюсь, что похожее соглашение Airbnb подпишет и с нашим оргкомитетом. В общем, если у вас есть квартира или дом в городе, принимающем чемпионат мира и Кубок конфедераций, почему бы не попробовать заработать пару сотен долларов и принять группу симпатичных южноамериканских болельщиц у себя в гостях? Прекрасная возможность попрактиковать испанский язык.

Фото: EPA/Vostock Photo/Fehim Demir; РИА Новости/Владимир Вяткин