5 мин.

Черная роза — эмблема печали. Почему «Зенит» может позволить себе Гарая, но никогда не купит Яя Туре

17 мая «Зенит» оформил свое первое чемпионство под руководством Виллаш-Боаша, однако внутренние успехи стали для петербургского клуба делом уже привычным. В следующем сезоне «Зенит» будет обязан классно выступить в Лиге чемпионов, и для этого ему понадобятся новые игроки. FootballHD.ru раздумывает над тем, возможно ли провести удачную трансферную кампанию, если путь к таким игрокам, как Яя Туре или Дидье Дрогба, для тебя изначально закрыт.

Владимир Маяковский в 1926-м году писал: «Пароход подошел, завыл, погудел — и скован, как каторжник беглый. На палубе 700 человек людей, остальные — негры». И тогда, в начале двадцатого века, подобные разграничения не выглядели чем-то из ряда вон выходящим. Что говорить об СССР, если и в Америке, в не самом далеком 1954-м году, во многих забегаловках и кафе люди с темным цветом кожи не имели права принимать пищу сидя (только стоя!). И этими правилами не брезговал никто, даже Элвис Пресли. За полвека ситуация коренным образом изменилась: Европа и США идут по сугробам суровой борьбы с расизмом, и футбольные болельщики знают об этом не понаслышке. В России к темнокожим футболистам давно привыкли: если игрок старается и работает на благо команды, он будет принят фанатами любого клуба независимо от его цвета кожи, привычек или вероисповедания. Исключением является фанатский корпус «Зенита» — нового-старого чемпиона страны.

Черная роза — эмблема печали. Почему «Зенит» может позволить себе Гарая, но никогда не купит Яя Туре

 Элвис Пресли ожидает яйца с беконом в то время, пока чернокожая женщина ждет свой сендвич.Садиться цветным нельзя. Теннесси, 1956 г.

Брайан является фактическим воспитанником зенитовской академии, однако еще с самых первых спортивных шагов он не мог рассчитывать на место в главной команде — темнокожих болельщики не жалуют. Можно подумать, что, если грядущим летом руководство «Зенита» получит предложение о покупке Яя Туре или Кристиана Бентеке, то ни первого, ни второго на берегах Невы мы не увидим.

Имя Яя Туре было упомянуто неслучайно. Менее месяца назад агент ивуарийского полузащитника Дмитрий Селюк сообщил: в «Зените» его клиента можно не ждать — как минимум потому, что игроков с «нетрадиционным» цветом кожи в Питере не очень жалуют.

Селюк может быть категоричен, но его месседж странным образом перекликается с тем, что успел высказать воспитанник «Смены» Идову. Это — уже не случайность. И, вероятно, не совпадение.

Сами фанаты «Зенита» в знаменитом манифесте «Селекция-12» объясняют свою позицию так:

Стоит отдать им должное – текст манифеста логичен, рассуждения последовательны; и «Зениту» ничего не стоило бы принять и закрепить эти правила на официальном уровне, если бы не одно «но» — от этого текста за версту несет местечковостью, провинциальностью, отсутствием громких амбиций. «Зенит», к сожалению для определенной группы своих фанатов, все последние годы стремится выйти на уровень лучших клубов Европы, и именно для этих целей в команду приходят такие исполнители, как Эсекьель Гарай или Хави Гарсия. Самобытность и узнаваемость – это неплохо, но ведь мы не можем сказать, чтобы каталонская Барселона-2011 не была самобытна; и, тем не менее, в великих успехах команды Гвардиолы прямым образом поучаствовал Эрик Абидаль. Для выхода на новый уровень «Зениту» необходимы лучшие игроки — а в числе лучших из лучших еще со времен Пеле всегда найдется несколько темнокожих.

Черная роза — эмблема печали. Почему «Зенит» может позволить себе Гарая, но никогда не купит Яя Туре

Сейчас сложно в это поверить, но даже «подходящий», казалось бы, Ким Дон Чжин на первых порах вызывал неодобрение у «виража»: не все были довольны принадлежностью корейца к желтой расе. Его понемногу освистывали, намекали на поедание собак, однако в полноценный костер искорка не всполохнулась — все-таки не черный, да и играл хорошо. Приход Кима (а также Хён Мина и Ли Хо) обозначил начало новой эры в «Зените»: руководство вознамерилось покупать лучших из лучших, работящих из работящих; задористая романтика пыльных дворов имени Аршавина и Кержакова оказалась под угрозой. Через полгода после покупки Кима в «Севилью» уехал Кержаков, но — все же — необходимо признать тот факт, что игрой в команде Дика Адвоката заправляли по-прежнему гетеросексуальные россияне с белым цветом кожи, пусть и не все из них — коренные петербуржцы.

С этим трудно поспорить: «вираж» мог насторожиться при покупке Халка, однако теперь, очевидно, распевает его имя наравне со всеми. За хорошую игру футболиста полюбят везде. И все-таки стоит вспомнить, насколько упорно некоторая часть сине-бело-голубых фанатов отказывалась принять обратно Владимира Быстрова, несмотря на то, что играл тот замечательно. Возможно, именно это упорство собственных болельщиков, нежелание их идти на компромиссы все еще удерживает боссов «Зенита» от решительного шага — приглашения на «Петровский» условного Дидье Дрогба. С другой стороны, нельзя не заметить, что этот шаг постепенно подготовляется: костер, чьи угли раздували еще Ким Дон Чжин и Ли Хо, в 2010-м году успел разгореться благодаря Бруну Алвешу, а совсем недавно уже вовсю задымил при покупке Хосе Саломона Рондона.

Рондон — потемнее Бруну Алвеша и Халка; это — уже самое настоящее балансирование на грани: вроде бы и не Вагнер Лав, но совершенно точно не Кержаков. Это кажется абсурдным, но, если немного покопаться, то в интернете легко найти, как люди без тени иронии обсуждают, можно ли поставить знак равенства между Рондоном и Сейду Думбия — и речь идет не об их игровых качествах, а о цвете кожи.

Черная роза — эмблема печали. Почему «Зенит» может позволить себе Гарая, но никогда не купит Яя Туре

В футболе все еще живы некоторые стереотипы, с которыми мы сталкиваемся и в жизни, — те самые, благодаря которым Элвис Пресли ел свой бекон сидя, а черная женщина — стоя. Именно поэтому темнокожим тренерам по-прежнему доверяют меньше, чем их белым коллегам, и именно поэтому из шорт-листа покупок «Зенита» можно смело вычеркивать все «неподходящие» фамилии. Не каждый может смириться с этим фактом, но для того, чтобы стать суперклубом, иногда приходится жертвовать традициями — в конце концов, «Барселона» осталась «Барселоной» даже после появления на клубных футболках титульного спонсора. Вполне возможно, что «Зениту» не достает своего Абидаля или Вагнер Лава; но чтобы их достало, сине-бело-голубой лед должен быть наконец пробит черной, как вакса, розой.

FootballHD.ru

Автор: Тимофей Яценко

Читайте также: Больше, чем просто имидж. Что может потерять Россия после скандала в ФИФА

Верим - не верим. 8 безработных тренеров, о которых будут говорить этих летом

Водитель для веры. Почему Карлос Бакка – самый крутой форвард Колумбии