Фидель Кастро в Мурманске
«Вечером 26 апреля, - вспоминал один из очевидцев событий, в ту пору сотрудник Мончегорского горкома КПСС, - я получил от дежурного устное распоряжение по телефону: к полуночи прибыть в горком партии. (Не опаздывать)! Быть готовым к выезду за пределы города. Расспросы по телефону: что и как - ничего не дали.
Всё это, с одной стороны, заинтриговало - что за секретная акция? А с другой - озадачило: учения? Надолго ли? А может, просто поездка в Мурманск на какой-нибудь срочный и чрезвычайный актив? У деревянного здания горкома (тогда он располагался на Западной улице) собралось человек 70-80. Все шушукаются: «Что такое? Какая тревога? Куда повезут?»
Начальство - бюро горкома КПСС - сидело в кабинете первого секретаря Т. Ф. Сладковича. Видно, ждали команды по телефону. Но вот подали два больших автобуса, быстро все расселись и вслед за «Волгой» первого двинулись на север, к Оленегорску. По дороге разговоры продолжались: куда едем, зачем едем, надолго ли? Миновали Оленегорск, свернули на ловозерскую дорогу и, только въехав в военный городок поселка Высокий, поняли, что будем кого-то встречать на аэродроме стратегической авиации. Ночь. Туман. Прохладно. Вслед за нами подъехали еще два автобуса с группами встречающих. Около трех часов ночи разрешили выйти из автобусов, повели на лётное поле… К тому моменту мы уже знали, что встречаем «лидера американской революции» Фиделя Кастро».
И вот команданте появился - в меховой ушанке, в реглане защитного цвета. Приветственно махнул рукой, сбежал вниз по трапу, обнялся с Микояном. Выслушал гимны Кубы и СССР, рапорт начальника почетного караула, прошел вдоль строя застывших по стойке смирно воинов. По окончании официальной церемонии прилетевшие расселись по машинам, и колонна автомобилей направилась к железнодорожному тупику, где стоял специальный поезд. К десяти утра состав прибыл в Мурманск. Что в этот момент творилось в городе - трудно передать!
Привокзальную площадь запрудила многотысячная толпа, выплеснувшаяся и на соседние улицы. Люди заполнили балконы и лестничные клетки ближайших домов, стояли на крышах соседних с вокзалом зданий, проломили крыши нескольких ларьков. Школьники убегали с уроков, взрослые уходили с работы - только бы увидеть легендарного бородача с острова Свободы. Повсюду развевались советские и кубинские флаги, реяли красочные транспаранты, на зданиях висели портреты Кастро, Хрущева и членов Президиума ЦК КПСС. Когда Фидель вышел из вагона - грянула буря оваций и раздались приветственные крики.
Начался митинг. Кубинский лидер взял слово. «Мы очень много слышали о вашем городе, о его истории, - произнес он. - Мы знаем о заслугах его, знаем о великих жертвах, принесенных этим городом в годы Великой Отечественной войны. Но, честно говоря, я никогда не предполагал, что именно в этой точке земли я начну знакомиться с вашей великой страной. Я вам искренне скажу о своих чувствах. И я очень сожалею, что не могу говорить на вашем родном языке. Здесь температура, к которой мы не привыкли в нашей стране, холодно. Но в сердцах ваших жар. И этот жар чувствуем мы, все кубинцы, которые прибыли на вашу землю. Нам говорили о предстоящем митинге трудящихся города. Мы думали, что речь идет о нескольких сотнях, наконец, нескольких тысячах людей. А сейчас мы присутствуем на митинге, где находятся десятки тысяч трудящихся. Складывается впечатление, что это весь Мурманск. Для нас это волнующий факт».
Позже, выступая в Москве на Красной площади, Кастро упомянет о заполярной столице: «Когда мы были в Мурманске, мы увидели новый город, тысячи новых зданий. Но нам показали также фотографии, запечатлевшие Мурманск сразу после войны, без единого неразрушенного дома». Пока же, в конце своей речи он от имени всей кубинской делегации подчеркнул: «Мы будем хранить воспоминания о нынешнем дне, как о самом волнующем моменте в нашей жизни».
27 апреля все радиостанции и телецентры Кубы прервали передачи для того, чтобы сообщить - Фидель прибыл в Мурманск. Да что там Куба - новость о прилете команданте на Кольский полуостров и об исключительно теплом приеме, оказанном ему жителями заполярной столицы, твердили на разные лады ведущие СМИ всего мира!
А визит шел своим чередом. Резиденцией Кастро на время пребывания в Мурманской области стала «дача Хрущева», построенная незадолго до того в районе Кольского зверосовхоза. Одним из самых сильных впечатлений для него оказался… снег. Кубинец впервые увидел его в больших количествах именно в нашем крае. Он, радуясь как ребенок, подкидывал его в воздух, посыпал им себя, пробовал на вкус, проваливаясь по пояс, ходил по сугробам. И в конце концов простыл. Говорят, когда его растирали водкой, он жестами показывал: надо внутрь! А еще Фидель, недаром, видимо, заслуживший в своей стране прозвище Конь, впрягся в сани, в которых сидела его делегация, и повез их.
Об интересном эпизоде рассказал известный журналист-международник Генрих Боровик. Он вместе с классиком отечественной кинодокументалистики Романом Карменом работал тогда над фильмом «Гость с острова Свободы», посвященном визиту Кастро в СССР. По словам Боровика, будучи в Мурманске, команданте «попросил себе лыжи, встал на них, но упал. Когда это произошло, он прежде всего посмотрел на меня: снял я это или не снял? Увидел, что я снял. И так начал мне говорить, мол, не снимай, я упал, нельзя. А я продолжал снимать. И тогда он встал, слепил снежок и начал бросать в меня снежками. Я и это снял». Вероятно, снежки тоже стали для кубинского лидера, привычного к жаркому климату острова Свободы, первыми в жизни.
Любые, самые незначительные детали того визита сегодня обрели статус исторических фактов, свидетельствующих о том, как горячо принимали Кастро наши земляки. Так, перед началом митинга на привокзальной площади на трибуну поднялась ученица 4-го класса 36-й школы Катя Петлеваная. Она вручила именитому гостю букет живых цветов - по тем временам для апреля настоящая роскошь - и приветствовала его от имени мурманской детворы на испанском языке. Когда по окончании митинга Фидель и сопровождавшие его лица сели в машины и поехали по проспекту Ленина через город, жители заполярной столицы, расступившись, образовали живой коридор, через который и двигался кортеж.
Немного отдохнув в резиденции, отправились в рыбный порт. Рыбная промышленность - немаловажная отрасль экономики Кубы. К тому же мурманские рыбаки помогали ее налаживать. Вот почему команданте проявил большой интерес к работе рыбокомбината. Да и рыбообработчикам было что показать. Одетый в белый халат, высокий гость ходил по цехам предприятия, сопровождаемый скандированием: «Viva Куба!». Он побывал в филейном цехе холодильника № 1, где расспрашивал работниц о способах обработки рыбы, посетил 18-й механизированный цех, а также опытный цех. Продукцию рыбокомбината Фидель не только осмотрел, но и попробовал на вкус. Съел кусок шашлыка из зубатки, отведал палтуса и окуня холодного копчения, продегустировал консервы из печени трески. Особенно понравились ему рыбные пельмени. «Это очень вкусное блюдо», - сказал он. Рыбокомбинатовцы подарили ему большого мороженого палтуса. Прощаясь с ними, Кастро по-русски произнес: «Спасибо».
Просто так уйти ему, конечно, не дали. На одном из причалов подошли моряки и портовики. Началось общение, потом фотографирование. Тогда же к Фиделю подбежал шестиклассник школы № 10 Леня Цейтлин. Мальчик держал в руках два кубинских флажка, на которых и попросил расписаться. Кастро с большой охотой выполнил просьбу юного мурманчанина. Из других событий того памятного дня вспомним посещение кубинским лидером атомного ледокола «Ленин», его визит в 34-ю школу. «Стремительный, веселый, в армейской шапке-ушанке, которую ему подарили в Заполярье военные, он на несколько минут зашел в наш класс, и эти минуты остались в памяти на всю жизнь, - поясняет Светлана Савилова, в ту пору второклассница. - Нашу школу в 1963 году признали лучшей, потому именно она была удостоена такого визита. Мы, второклашки, очень этим гордились… Лично мне запомнилось, что Кастро, зайдя в наш класс, не сразу снял шапку-ушанку. Казалось, он очень гордится ею. Она ему к тому же здорово шла».
Вечером в честь приезда кубинской делегации был дан официальный обед. Он прошел, как тогда писали «в обстановке братского единства и дружбы». Кстати, «хозяин» приема первый секретарь Мурманского обкома КПСС Георгий Денисов до конца жизни гордился тем, что Фидель назвал его своим близким другом. Амиго!
А еще во Дворце культуры имени С. М. Кирова состоялся в тот день большой концерт художественной самодеятельности Мурманска и ансамбля песни и пляски Северного флота. Исполняли русские и кубинские песни и танцы, читали стихи о Кубе. Гости реагировали бурно, аплодисменты не смолкали. Особенно большой успех имели фрагменты из сюиты «Мурманск - Гавана», представленные коллективом художественной самодеятельности клуба моряков при участии студентов музыкального училища. Сам Кастро подпевал нашим артистам. От ансамбля песни и пляски команданте поднесли тельняшку и бескозырку. Он поблагодарил и под рукоплескания присутствовавших тут же примерил флотский головной убор.
Звучала тогда на концерте и главная песня советско-кубинской дружбы - «Куба - любовь моя», написанная Александрой Пахмутовой на стихи Сергея Гребенникова и Николая Добронравова. Были в ней и такие слова:
Мужество знает цель!
Стала легендой Куба,
Вновь говорит
вдохновенно Фидель -
Мужество знает цель!
Кубинский лидер действительно был в СССР живой легендой. И сопричастность к ней столица Заполярья и ее жители сполна ощутили тогда - в апреле 63-го.