7 немецких футболистов, которые слили свой талант
Блог «Горький на вкус» вспоминает многообещающих немецких футболистов XXI века, которые не оправдали ожиданий.
Александер Баумйоханн, 28 лет
Профессиональным футболистом Баумйоханн стал в 16 лет, когда способного парня в юношеской команде «Менхенгладбаха» приметил лично Юпп Хайнкес. К тому времени его с ног до головы завалили комплиментами многие скауты Германии. Для усиления эффекта к нему прикрепили бейдж «Баллак 2.0». Баумйоханн сейчас вспоминает, что без подобных сравнений и завышенных ожиданий он чувствовал бы себя свободнее и старт его карьеры получился бы еще стремительнее. Хотя и того гладбахского рывка оказалось вполне достаточно, чтобы футболиста позвали в лучший клуб страны.
Нужно, конечно, понимать, на что была похожа «Бавария» первой половины 2009 года. Утекающее сквозь пальцы чемпионство, своими руками рушащий собственный образ сильного и грамотного специалиста Юрген Клинсманн, Андреас Оттль и Кристиан Лелль, привозящие по голу в каждом матче, и плохо скрываемая злость, идущая волнами с ВИП-ложи «Алльянц-Арены». Примерно в такую среду должен был погрузиться 22-летний немец. Салатница в итоге ушла «Вольфсбургу», руководство «ушло» Клинсманна, а Луи ван Галу присутствие в клубе-протеже предшественника показалось делом абсолютно лишним. В Мюнхене Баумйоханн практически не играл, потому что не мог даже подобраться к борьбе за место в основе.
Потом было возвращение в родной «Шальке», приключения с «Кайзерслаутерном» и переезд в Берлин, где последние полгода футболист восстанавливался после рецидива разрыва крестообразных связок.
Марко Марин, 26 лет
Странно говорить про двукратного победителя Лиги Европы как про человека, напрасно истоптавшего в последнее время несколько пар бутс, но по большому счету это так. Марин – самое большое разочарование и самый громкий пшик системы подготовки кадров.
Он был неким первопроходцем, после него немецкий футбол стал насыщаться вундеркиндами в режиме нон-стоп, и сегодня составлять хит-парад открытий бундеслиги можно хоть каждый месяц. Но карьера самого Марина превратилась в ту самую рыжую воду, которая в первые секунды обычно вытекает из крана, когда трубы проржавели и/или по ним долго ничего не пускали. Потом, конечно, струя светлеет и вода становится пригодной для использования, а накопленную ржавчину остается просто смыть.
Похожим образом поступил бременский «Вердер» в 2012-м, слив Марина по себестоимости в «Челси». «Музыканты» покупали у «Боруссии» немецкого Месси и надеялись образовать великолепное трио Озил-Марин-Хант, а так получилось, что из общего у Марко и Лео оказался только рост.
В лондонском рабстве немец находится третий год. Его активно швыряют по арендам – Испания, Италия, Бельгия, и с каждым новым переходом статус клуба неуклонно снижается. Вот уже и до «Андерлехта» добрались.
А когда-то так все хорошо начиналось.
Марсель Янсен, 29 лет
Участь всех левых защитников с немецким паспортом эпохи Филиппа Лама – с честью принять тот факт, что со временем появления на свет им категорически не повезло. Янсен еще в 2005-м оставил надежды стать основным игроком сборной Германии на этой позиции, хотя в менхенгладбахской «Боруссии» у него получалось практически все. Последующая смена амплуа и переход в полузащиту помогли ему задержаться в поле зрения тренерского штаба бундестим вплоть до 2011 года, но не более.
Мало Янсену было заочной конкуренции с Ламом, так он еще в 2007-м неожиданно стал его боевым товарищем и пытался продемонстрировать всем, кто на самом деле круче. Ничего не вышло. «Бавария» заплатила за игрока приличные на тот момент 14 млн евро. Просто, чтобы один из ярчайших талантов Германии не портил себе карму выступлениями во второй бундеслиге, куда вылетела «Боруссия».
Если ты всего лишь талантливый новичок, то в «Баварии» за год у тебя может быть только один шанс, чтобы проявить себя. Ты не знаешь, когда тренер тебе его предоставить, поэтому ты должен работать над собой все 8 месяцев. Янсен справился и нельзя сказать, что он был в теле рекордмайстера инородным предметом, однако еще одного такого сезона игрок мог бы не выдержать. Ушел туда, где потише, дают играть всласть и не рассматривают под микроскопом.
Текущее соглашение с «Гамбургом» истекает через 2 месяца. Марсель точно уходит из клуба и пока только совсем неясно куда.
Ян Шлаудрафф, 31 год
«Моя жизнь – сплошные американские горки». Шлаудрафф совсем недавно дал точное определение тому, что с ним происходило и происходит в футболе. Трижды он выбывал из строя на целый год из-за травм, потом возвращался как ни в чем не бывало и выходил на свой прежний высокий уровень.
Осенью 2006 года бундеслигу озарила вспышка. В заурядной «Алемании» из Аахена вдруг объявился талант, каких не было уже очень давно. Молодой человек не тушевался перед авторитетами, виртуозно работал с мячом на скорости, забивал, за что заслуженно получил награду лучшему игроку сентября. После этого он обнаглел настолько, что в декабре вместе с одноклубниками взял и разгромил дома «Баварию» (4:2) и выбил ее из кубка Германии. С одобрения Йоахима Лева Шлаудрафф перебрался в Мюнхен, попал на немецкую обложку Pro Evolution Soccer 2008 в компанию к Криштиану Роналду, купил Ferrari 430 и стал уже третьим игроком в этом списке, сгинувшим в бурном потоке завышенных ожиданий. Больная спина не позволила сыграть ему больше 8 матчей за «Баварию».
Справедливости ради стоит отметить, что Шлаудрафф – один из немногих, кто сумел хоть как-то перезапустить карьеру и выдать несколько довольно приличных сезонов в «Ганновере». Однако осталось ощущение, что Шлау мог сказать гораздо больше.
Официально признанный лучшим в 2011 году гол Шлаудраффа в ворота «Гамбурга».
Мимун Азауаг, 32 года
Самая удивительная метаморфоза. Азауаг рано переехал в Германию, поэтому спортивное образование получил уже во Франкфурте. Тут он поиграл за самые известные команды города, постепенно продвигаясь по карьерной лестнице наверх. Пик его футбольного созревания пришелся на период выступления за «Майнц» и молодежную сборную Германии (призывался вместе с Бастианом Швайнштайгером).
Последующему трансферу футболиста в «Шальке» сопутствовал громкий скандал. Дело в том, что менеджер «Майнца» не рассказал о скрытой травме Азауага, и в Гельзенкирхен парень отправился фактически на костылях. Увидев это, Руди Ассауэр отказался платить.
Впрочем, потух Азауаг-футболист так же быстро, как и зажегся. Его трудовая книжка пополнялась все новыми и новыми записями, он окончательно переформатировался в бойца с периферии и потерял интерес к игре. Пару месяцев назад пришла новость о том, что Азауаг забросил футбол и примкнул к рядам салафитов. Салафиты – это праведные мусульмане, которые выступают против внесения в ислам того, что они считают элементами других религий и философских течений, они позиционируют себя как проповедников изначального понимания ислама. Часто сюда еще приплетают еще и ваххабизм, но это несколько другое ответвление.
Теперь Мимун пропагандирует Коран на улицах Франкфурта и несет свою веру в массы.
Ричард Сукута-Пасу, 24 года
Высокорослый темнокожий форвард с двойной фамилией на короткое время стал визитной карточкой сборной Германии U-21. И если Эрик Шупо-Мотинг смог проявить себя и вне состава молодежки и сейчас ходит в лидерах «Шальке», то про Ричарда забыли практически сразу же после того, как он разменял третий десяток. Продираться сквозь гущу матерых бородатых мужиков, уворачиваясь от 10-сантиметровыми шипов бутс, свистящих над твоим ухом, и ставить корпус худощавому ровеснику – все-таки не одно и то же. Ричард банально не вписался во взрослый футбол, оставшись на уровне юношеских чемпионатов мира и Европы.
«Байер», владевший правами на Су-Па, не нуждался в нем совершенно и рассчитывал на силы проверенных игроков. Началась бесконечная череда аренд, которая размазала рисунок перспективно успешной карьеры.
В 2015 году Сукута-Пасу болтается с клубом «Серкль Брюгге» на предпоследнем месте чемпионата Бельгии и дико скучает по родине.
Сергей Евлюшкин, 27 лет
10 лет назад в Германии решили вручать медали особо одаренным молодым игрокам. Приз назвали в честь легендарного Фритца Вальтера и разбили по трем возрастным категориям – U-19, U-18 и U-17. Так вот, на протяжении двух лет подряд (в 2005-м – U-17, в 2006-м – U-18) золотую медаль получал Сергей Евлюшкин. Через несколько лет это достижение покорится щуплому мальчонке из Дортмунда, который в последствии забьет единственный гол в финале ЧМ и подарит немцам четвертую звезду. Евлюшкин же на том посчитал дело сделанным, разжился контрактом с «Вольфсбургом», но до основы не дорос.
«Вообще надо иметь счастье оказаться в нужное время в нужном месте. Как Месут Озил, например. Мы с ним вместе играли в юниорской сборной. Я тогда был лучшим в Германии, а сейчас на самом верху он. Вот так все быстро меняется в жизни», – жалуется на судьбу Сергей. В 27 лет он фактически завершил карьеру. В его возрасте из региональной лиги нормальными футболистами обычно не возвращаются.
Фото: globallookpress.com/Imago/Eibner, Panoramic/ZUMApress.com, Imago/Philipp Szyza, Imago Sportfotodienst, Imago/T-F-Foto, Bruno Fahy/Belga Photo/ZUMApress.com, Imago/cp24
Сам Подольски играл и забивал за сборную даже когда в клубе выглядел как Паша Погребняк. 50 голов за Германию - это "нереализованный потенциал"? Ох лол.
Подольски никогда не блистал индивидуальными показателями, это командный игрок, который всегда умел удачно ткнуть мяч в нужном месте в нужное время.
Вам Герда Мюллера покажи - вы бы тоже удивились что "по таланту"(в вашем прочтении равно "внешние эффекты") он ниже Халка, лол.
Многие футболисты хотели бы так "слить" свой талант))
Янсен точно не в кассу. Конечно мы все поняли аналогию с Ламом, но Филипп в скором времени перекочевал направо, а Янсен по сути остается последним действительно заигравшим в сборной лефт-бэком. Хеведес на ЧМ скорее мера вынужденная, а ни Шмельцер ни Аого в сборной в полной мере закрепиться не смогли. Но Марсель провел весьма недурную карьеру, которую можно считать неудавшейся лишь в том случае, если кто-то видел его топовым защитником. Но если ваши ожидания были чуть ниже, то Марсель все ожидания оправдал.
Все остальные по спортивному принципу, хотя Марина вот реально очень жаль. Но по остальным - конкуренция в немецком клубном футболе просто бешеная. И вот вопрос: лучше играть как дно за 5 лямов в Динамо и регрессировать в 24, или поехать на 1 миллион в условный Аугсбург, и там иметь действительно условия и возможности стать высококлассным игроком, играть на переполненных стадионах, играть против множества сильных клубов и игроков? Все-таки проблема у русских футболеров в головах. Ну и в деньгах, которые занимают головы и кошельки. И если для европейцев зачастую футбол - это жизнь, то для наших футбол - это профессия. А жаль.