14 мин.

Берген: столица троллей

Думал с чего бы начать и решил, сначало про город, потом про футбольный клуб бранн, после этого - о принцессе норвегии , а потом легенды про троллей

Все староевропейские городки в чем-то похожи: уютные, чистенькие и зачастую скучноватые. Но только не Берген. Начисто лишенный снулой умильности Центральной Европы, город этот — форпост той земли, где еще живы эльфы и тролли, а местные жители не ощущают потребности быть как все.  

 

А утром нас разбудит Григ...Любовь, рождавшая музыку - Запись пользователя peonylion - Блоги веб 3.0 на Имхонете

Вилла Тролльхауген (холм троллей) в Бергене, здесь творил композитор Григ

Город Берген — идеальное место для всех уставших от стресса, шума, кризиса и глобализма. Свежий морской ветер мигом выдувает из головы всякие глупости. В Бергене живут около четверти миллиона человек (по норвежским меркам — совсем немало), но жители расселились по окрестным холмам и друг другу не мешают. Народу в центре немного, автомобилей почти нет.

Пейзаж и атмосферу определяет непобежденная северная природа: фьорд, в бухте которого был основан город, и крутые окрестные холмы, на которые домики смогли вскарабкаться примерно до середины их пятисотметровой высоты. Дальше — лес и тролли. Еще выше — скалы. Если присмотреться, можно даже разглядеть ближайший ледник. Все это задает Бергену совсем другое звучание, чем у большинства городов, которые делают вид, будто поединок между природой и человеком давно и окончательно решен в пользу «венца творения». Здесь собственная вторичность дана каждому во вполне реальном ощущении.

Считается, что холмов семь (хотя при желании можно насчитать гораздо больше). Во всяком случае, их именно столько на бергенском гербе. А еще на нем изображена крепость. Та самая, которую заложил на берегу Бю-фьорда основатель города Олаф III. Ныне остатки крепости Бергенхус с королевским залом Хоконсхаллен, башней Розенкранц и часовней относятся к числу показательных бергенских древностей. Ее камни помнят те времена, когда город стал политическим центром Норвегии (это случилось в XIII веке).

Среди крепостных сооружений самое выдающееся — Хоконсхаллен («зал Хокона»). Именно здесь принимал послов и законы наихристианнейший король Хокон IV Хоконсон, так что теперь это своего рода национальная святыня. Внутри пусто, но главный эффект древних помещений — их пропорции, то неуловимое соотношение трех измерений, что выдают совсем другой взгляд на систему мировых координат, чем наши. Это особенно легко ощутить в церемониальном зале, притом что он частично реконструирован: в 1944 году в бухте напротив крепости взорвался немецкий военный корабль, полный боеприпасов, и национальную святыню наполовину снесло. Немцев с тех пор в стране недолюбливают.

то, что блондинка - это их норвежская принцесса Crown Princess Mette-Marit

Нынешнего норвежского престолонаследника тоже зовут Хокон. Его Высочество с супругой, наследной принцессой Метте-Марит, можно увидеть на обложках половины глянцевых изданий. В остальном влияние монархии особенно не чувствуется в этой вольной стране. У Мете Марит были, правда, некоторые проблемы, когда она собралась выйти замуж за своего Хокона. У нее тогда уже рос сын, папа которого сидел в тюрьме за наркотики. Впрочем, в Норвегии каждый второй ребенок появляется у пар, не состоящих в официальном браке.

теперь о бергенском бранне....

В декабре 2013 года норвежский «Бранн» мечтал о чемпионстве. В ноябре 2014-го клуб впервые за 30 лет вылетел из элиты.

«В Бергене всегда так — либо рай, либо ад», — слегка обиженно бросает журналистам после матча вингер «Бранна» Эрик Хусеклепп. Только что его команда, представляющая второй по величине город страны, уступила в домашнем матче шестого тура Типпелиги «Хёугесунну», и с поля игроки «Бранна» ушли под оглушительный свист фанатов.

У этой истории очень мало аналогов. 3 декабря 2013 года «Бранн» взорвал бомбу: команду возглавил Рикард Норлинг, лучший тренер Швеции-2013, выигравший только что с «Мальмё» шведское первенство. Вместо участия в Лиге чемпионов Норлинг выбрал «Бранн», и злые языки в Швеции поговаривали, что тренер позарился на норвежские деньги. На самом же деле Норлинг подписал трёхлетний контракт примерно на ту же сумму, что и в «Мальмё». Сразу вслед за Норлингом в «Бранн» вернулся хорошо знакомый ему по Швеции (а с другой стороны — любимец бергенских фанатов, свой парень) левый защитник Эрленн Ханствейт, тут же получивший капитанскую повязку, а потеря Мартина Пушича, главной пробивной силы команды, была компенсирована переездом из шведского «Евле» Якоба Орлова. Центр обороны «Бранн» укрепил на бумаге сильным исполнителем — игроком сборной Норвегии Вадимом Демидовым, который вернулся из отпуска в махачкалинском «Анжи».

Берген был в эйфории. Со всех сторон доносилось слово «чемпионство», о котором «Бранн» мечтал с 2007 года. «Кто выиграет Типпелигу? Вы же понимаете, что я должен сказать “Бранн”, — говорил перед началом сезона Норлинг. Норвежская пресса к шансам команды относилась сдержаннее, но все сходились во мнении, что “Бранн” поборется за попадание в еврокубки от Норвегии. Результаты контрольных матчей, которые команда с треском проигрывала, никого не смущали: все надеялись, что с топовым тренером, стабилизировавшимся финансовым положением и хорошими, как тогда казалось, трансферами “Бранн” будет конкурентоспособен.

Даже когда в первом же туре “Бранн” получил 0:3 от скромнейшего “Сарпсборга”, тревоги не было: в 2011 году “Мольде” так же начинал чемпионский сезон. А переживать стоило: пара центральных защитников Вадим Демидов — Даниэл Мойсов выглядела ужасно. В первых 13 турах “Бранн” провёл насухо лишь два матча, Мойсов “привозил” раз за разом, а форму Демидова после “Анжи” цензурными словами описать было просто невозможно — его обыгрывали решительно все, вплоть до 18-летних дебютантов. В итоге приобретавшийся с помпой футболист провёл за “Бранн” всего пять матчей, в которых команда пропустила 14 мячей, получил загадочную травму и больше в составе не появлялся.

Однако первые неудачи не сбили спесь с “Бранна”. Огрызался в разговорах с журналистами Хусеклепп, взрывался на поле сенегалец Стефан Баджи, которого приходилось оттаскивать с поля всей командой после того, как ему почудилось оскорбление по расовому признаку, красноречив и решителен был основной вратарь, поляк Петр Лециевски: “Чувствую ли я, что мы теперь обязаны выигрывать в пятницу? Хм, знаете, что мы обязаны делать? Мы обязаны каждый день ходить в туалет — вот что мы обязаны! Больше мы ничего не обязаны делать. Мы можем выиграть, и мы выиграем — но мы не обязаны это делать!” Команда транжирила по три-четыре верных момента за игру, стабильно “привозила” по одному дурацкому голу за матч, но Норлинг и руководители бергенского клуба продолжали говорить о еврокубках и медалях.

Впервые словосочетание “борьба за выживание” появилось в лексиконе главного тренера “Бранна” в июне. Команда показала яркий футбол в матче с лучшим “Мольде” за последние несколько лет, вела в счёте 2:1, но очередные катастрофические ошибки в обороне свели всё на нет — поражение 2:4. После 12 туров “Бранн” имел в активе всего восемь очков и удручающую серию из четырёх поражений кряду. В Норлинга продолжали обоснованно верить: всё же он оставался одним из самых интересных тренеров Скандинавии, пусть и слегка растерялся от несоответствия состава амбициям клуба. Бергенская пресса критиковала только игроков (и было за что), руководители команды отрицали любые спекуляции относительно отставки Норлинга, ему выражали поддержку болельщики и даже мэр Бергена Труде Древланн.

Изображение

Временами “Бранн” собирался и выдавал отличные матчи — так были обыграны сильные “Викинг” и “Русенборг”, а действующий на тот момент чемпион страны “Стрёмсгодсет” получил от Бергена солидную оплеуху — 1:4. Однако эти результаты, как ни странно, шли только во вред “Бранну”: они, как и приобретение летом нападающего сборной Норвегии Маркуса Педерсена, отрывали клуб от реальности. А реальность была такова, что “Бранн” всего лишь один раз с весны вышел из зоны вылета. При этом в клубе продолжали рассуждать о светлом будущем. Чтобы понять, что представлял собой “Бранн”-2014, достаточно посмотреть матч с “Лиллестрёмом” 1 августа. К концу первого тайма бергенцы уступали 0:2, затем забили три мяча, не реализовали два стопроцентных голевых шанса, потом Мойсов (ну а кто же ещё?) получил красную карточку, и в конце концов, ведя 3:2 к 90-й минуте, “Бранн” умудрился проиграть. Когда компенсированное ко второму тайму время уже закончилось, Петтер Воган Муэн отправил в ворота гостей четвёртый мяч. Символично, что Муэн — бывший игрок и любимец болельщиков “Бранна”

В конце сентября “Бранн” получил 0:4 от “Одда”, и улыбки потихоньку сползли с лиц руководителей намеревавшегося побороться за чемпионство клуба. Более того, в том, что “Бранн” выживет, засомневалась даже мэр Бергена: “К сожалению для всех фанатов „Бранна“, мы вылетим! Но одна вещь должна быть предельно ясна: я буду поддерживать команду вне зависимости от того, что с ней случится, и всегда буду с ней!” — написала госпожа Древланн в своём Facebook. Пост собрал несколько десятков гневных комментариев от болельщиков “Бранна” — они продолжали не замечать очевидное.

Получив четыре поражения подряд в сентябре-октябре, “Бранну” было необходимо побеждать в ноябрьских встречах. Норлинг пошёл на отчаянный шаг: решающие матчи команда провела, играя в три центральных защитника, как не действовала ни разу за сезон. Сработало: “Бранн” обыграл “Сонндал” и “Хёугесунн” и добился права сразиться в стыковых матчах с “Мьондаленом”.

сразу после поражения 0-3

Возможно, у этой драмы был бы счастливый конец, но “Бранн” его не заслужил. Ко всем бедам команды, к стыковым играм возникла проблема и с травмированными. Из 24 футболистов основного состава девять имели повреждения и с “Мьондаленом” сыграть не могли. Последним, девятым, из строя выбыл основной вратарь Лециевски — харизматичный лидер “Бранна” получил повреждение спины. В итоге вратарская ошибка молодого сменщика Лециевски Эйстен Эвретвейт позволила “Мьондалену” сыграть в гостях вничью — 1:1. “Бранн” пропустил первым и в гостях, но судьба предоставила команде последний шанс. В конце первого тайма “спаситель Бергена” Маркус Педерсен (в итоге на счету нападающего норвежской сборной осталось всего три мяча в 12 матчах) имел возможность поразить пустой ближний угол ворот “Мьондалена” с пяти метров, но — в который раз в сезоне! — мяч отказался идти в створ. После перерыва “Бранн” получил ещё два мяча и вылетел из Типпелиги. Впервые с 1985 года.

Напоследок отметились фанаты “Бранна” — единственные, кто не заслужил критики за сезон. Даже когда команда стояла на прямой вылет, бергенские болельщики показывали образец верности клубу — на домашних встречах в среднем присутствовали 14-15 тыс. зрителей. Но нервы в итоге не выдержали и у них. Когда счёт стал 0:3, на искусственный газон стадиона “Мьондалена” полетели петарды, а на гостевом секторе началась драка. Расстроенные, разгневанные и униженные поклонники одного из самых популярных клубов страны дрались друг с другом.

“В Бергене всегда так — либо рай, либо ад”, — бросил в начале сезона Эрик Хусеклепп. Сразу после матча с “Мьондаленом” он, получивший по заслугам за свою самоуверенность, общался с журналистами со слезами на глазах и просил у фанатов прощения за сезон. На следующее утро одна из крупнейших газет Норвегии VG вышла с двумя первыми полосами на выбор. “Himmel!” (“В небеса!”) — гласила одна, на которой были изображены сошедшие с ума от счастья футболисты “Мьондалена”. “Helvete!” (“В ад!”) — кричала другая, с игроками “Бранна” на фотографии.

История “Бранна” — пример того, как легкомысленное отношение к результатам и надежда на то, что всё уладится само собой, может привести к катастрофе. 3 декабря будет 365 дней с тех опр, как Рикард Норлинг возглавил команду, и Берген стал помышлять о чемпионстве. Одних только мечтаний о рае недостаточно. Провалиться в ад можно всего за один год.

говоря о футболе, не хочется заканчивать на грустном...  ввиду того что половина журналов продающихся в бергене, посвящена Crown Princess Mette-Marit, наконец исходя из личных симпатий (чего уж там), раскажу как принцесса любит футбол

это она со своей дочерью, тоже принцессой ингрид александрой

принцесса Метте - Марит одевает футболку номер девять...

а ее муж - десятый номер...

а это их семья...

а это она с принцем хоконом посетила детский футбольный матч во вьетнаме

теперь легенды о норвежских троллях...

Troll in Bergen, a photo from Hordaland, South TrekEarth

 Легенда Жил недалеко от Рёста, что на юге Лофотенских островов, рыбак по имени Маттиас. И все время ему не везло. Однажды попал он в шторм и уже не рассчитывал выбраться живым, как лодку его прибило к неизвестному острову. Жители там, как выяснилось, не ведали нужды: сети их никогда не пустели, ячменные поля приносили богатый урожай. Они подарили Маттиасу волшебную сеть, и отныне ни он, ни его семья не знали голода. Но этим щедрость обитателей Ут-Рёста, как они называли остров, не ограничилась. Спустя год Маттиаса пригласили в гости, помогли приумножить богатства и купить новое рыбацкое судно. Но добрых легенд немного: море всегда было жестоко, люди не ждали от него хорошего, а потому навстречу рыбакам всплывали и русалка хавфруэ, и морской человек хавман, и их болтливый сын марменнилль. Поколения рыбаков знали, что их лучше не обижать, но даже при этом гарантии выжить не было. Легенда Один старый рыбак, выпивая рюмку, всегда приговаривал: «Доброго тебе здоровья, хавфруэ». Однажды он с приятелями в хорошую погоду вышел в море. Ничто не предвещало беды, но повстречалась им лодка с прекрасной златовласой незнакомкой. Со словами «Ты всегда пил за мое здоровье, а теперь моя очередь выпить за тебя» она увлекла рыбака на морское дно, и с тех пор никто о нем не слышал.  Рефрен «больше никто о нем не слышал» часто встречается в легендах. И касается он не только рыбаков, но и их жен и дочерей, на чьи плечи ложилась забота о хозяйстве в отсутствие мужчин, — они же обрабатывали в холодной морской воде улов: чистили, промывали и развешивали сушиться на специальные деревянные решетки пойманную треску. И за ними нередко приходили морские обитатели.  Легенда Однажды красавица-великанша из Леки отправилась купаться с семью подругами, дочерьми великана из Сулитьельмы. Увидел их Хестманнен, сын тролля Вогакаллена, влюбился в великаншу из Леки и захотел заполучить себе в жены. Оседлал он быстрого коня, взял лук и стрелы и поскакал к великаншам. Те бросились бежать. Спустя некоторое время силы оставили семерых сестер и они остановились. Но великанша из Леки бежала что было сил. Хестманнен в отчаянии выпустил в нее стрелу. Тролль Брённёйкоген, отец семи сестер, наблюдал за погоней и метнул свою шляпу наперерез стреле, чтобы спасти великаншу. Стрела пронзила шляпу, изменила направление и упала в море. Тут взошло солнце, и все тролли окаменели. Прекрасная великанша стоит на острове Лека рядом с городом Рёрвиком, очертания семи сестер видны на скалах в регионе Алстахёуг, Хестманнен застыл на острове Хестманнёй на полярном круге, а его отец Вогакаллен остался на Лофотенах. Наибольшая же известность досталась шляпе. Это она — возвышающаяся над морем гора со сквозным отверстием на острове Тургет в коммуне Брённёй. 

в завершение - опять про принцессу, точнее о двух

это она с дочерью и сыном во время финального матча кубка норвегии мьольде - олесунд

источники - журнал вокруг света, сервер норге.ру, и прочее