6 мин.

Михаил Дашевский. Исследование городских

Мои соображения по поводу жанра как вида фотографии – не более чем лепет дилетанта, оформленные словом фотографические импульсы, побуждающие меня делать фотографии, которые кому-то кажутся интересными. 

На мой взгляд, жанр в широком смысле слова – это всё, что связано с жизнью людей вне официальных обстоятельств, то - есть, в быту жизни. Если снимается, допустим, жизнь животных (собаки, кошки, зоопарк и пр.), то это – тоже жанр, в той степени, в какой мы ощущаем эти снимки как некое подобие жизни людей – по ситуации, отношению друг к другу. Стая птиц – не жанр, оплодотворение муравьёв – тоже, а печальные глаза собаки – конечно, жанр. И городской пейзаж без психологической персональной составляющей – тоже не жанр, поскольку в нём нет индивидуальной психологической окраски события – не с точки зрения автора, а с точки зрения участников пейзажа. И официальная съёмка спорта, или митинга, или спектакля – конечно, не жанр, поскольку это – не бытовые, а заранее предопределённые события. А вот если в этих же рамках событие не предопределено своей логикой, тогда это может быть чистый жанр, например, закулисные сценки, спортсмены после  собственно соревнования и т.п.

После такого выделения жанровой фотографии мне хочется уже из неё выделить тот тип снимков, который мне особенно близок в жанре. Для себя я определил этот тип как снимки не события, "экшн", а внутреннего состояния людей или окружающего их мира. На мой взгляд, событие не может долго оставаться со зрителем. Ну, посмотрел, ну, пережил и поволновался, но каждый день смотреть, как кто-то оглянулся, упал, прыгнул, поцеловался и т.п., и т. д. – не интересно. А вот отражение ситуации, которая является эмоционалным ударом по сознанию автора или зрителя и заставляет их повесить фотокарточку на стену и жить с ней – вот фиксация этого состояния и есть предмет жанра в моём понимании. Это не психологический жанр, в ситуации снимка этой психологии может и не быть, но тогда она будет в оценке ситуации автором или зрителем. Короче, в снимке должна быть изобразительная оценка психологической реакции. Такой снимок для меня – любимый в том классе, который я отношу к понятию жанр.

Именно психологическое воздействие ситуации на автора делает момент осуществления снимка – решающим мгновением. Сказанное вовсе не означает, что всё, что не укладывается в приведенные выше рамки, - плохо или не пригодно. Такой подход был бы примитивен и нелеп. Просто это те снимки, которые мне больше удаются. А часто я восхищаюсь снимками совсем другими и думаю при этом, что так – увы, не смогу.  

Каков урок? Нужно носить в себе не тему, а настрой. Тогда "картинки" появятся сами, без всякого сценария и литературы. Эта литература должна быть не в тексте, а в сердце. В альбоме эта мысль подкрепляется "парностью" многих картинок, которая создаёт "объём кусочка жизни" в пределах двух соседних страниц. И ещё: нужно не только читать хорошие книги, но и смотреть – по сторонам, на природу, на людей, которые попроще, без тусовки, смотреть картины на выставках, желательно не модернистских – там, где царствует "выпендрёж", ничего "таинственного" не увидать. И так пойдёт, само почти что собой, психологическая оценка окружающей жизни. Тогда фотографии можно будет повесить на стену и каждое утро заряжаться от этих картинок. Не больше. Но и не меньше.

Михаил Дашевский

источник

д
д
д
д
д
д
д
д

Распродажа обороны

д

Пиво со снегом

д
д
д
д
д
д
д
д
д
д
д
д
д
д

В метро. 1970-е