Околофутбольная Новороссия и югославский реваншизм
Все чаще на российских стадионах начала появляться символика так называемой Новороссии. Сербские фанаты тоже поддерживают эту тенденцию, вывешивая флаги этого образования на стадионах своей страны.
Вообще, сербы очень любят Владимира Путина, по крайней мере, те, кто ходит на футбол, т.к. видят в нем единственного лидера, способного утереть нос Западу. У сербов с НАТО своя непростая история, их можно понять. Адекватно ли они воспринимают Путина, как благодетеля страны русской – другой вопрос. Однако стоит отметить, что самые радикальные сербские фаны настроены враждебно и жаждут реванша не только у Запада, но и у стран, некогда входивших в состав Югославии. Отсюда и такая большая поддержка самопровозглашенной республики Новороссии. Как и лидеры этого образования, они полагают, что Россия и Сербия должны «вернуть» себе свои земли. Разумеется, в том понимании, в котором они представляют себе историю и справедливость.
Они проецируют свою историю на нынешний российско-украинский конфликт и, безусловно, видят в нем параллели с их войной против хорватов, которую в Хорватии называют войной за Хорватскую независимость. Представляя Россию в этой ситуации – Сербией, а Украину – Хорватией.
Трибуны должны быть вне политики
Мне очень не нравится, когда политику приносят на фанатский сектор. Это может закончиться трагедией, а в некоторых случаях – началом войн. Стоит вспомнить шокирующую историю, произошедшую в Загребе в 1990 году. Загребское Динамо принимало белградскую Црвену Звезду. Еще до начала матча на улицах Загреба были столкновения между фанатами клубов.
Фанаты во время товарищеского матча Россия — Сербия
Во время матча на стадионе Максимир в Загребе фанаты Црвены Звезды из фан-движения «Delije» в ответ на летящие в них камни из сектора фанатов Динамо, начали атаковать тех креслами и выкрикивать лозунги: «Загреб – это Сербия». Через полчаса после начала игры фанаты Динамо из движения «Bad Blue Boys» предприняли штурм поля. В результате столкновения с полицией больше 60 человек получили ранения, в том числе ножевые и огнестрельные.
Примечательна цитата Звонимира Бобана, который не покинул поле, а остался помогать хорватским фанатам обороняться от полиции:
Беспорядки на стадионе Максимир в этот день положили начало распада Югославской футбольной лиги. В Хорватии эти события символичны и считаются началом войны за Хорватскую независимость.
Стоит ли говорить, что, как и сейчас в Украине, в Хорватии многие фанаты, ультрас и т.д. участвовали в боевых действиях. Им посвящен мемориальный памятник в Загребе. В Хорватии они считаются героями. В Сербии своих героев тоже принято чествовать, по крайней мере, в народе. Посему нынешние сербские фанатские движения имеют серьезные претензии к власти в стране, «настроенной» на евроинтеграцию. Вообще, нынешняя сербская власть представляется классическим примером – усидеть на двух стульях сразу, который пытался проводить и Янукович.
На мой взгляд, абсолютно правильно и оправдано решение футбольных чиновников, развести сборные Украины и России по разным группам в официальных турнирах. Недавняя ситуация во время матча Сербия – Албания, когда матч был прерван из-за сорванного албанского флага, который над полем нес летающий дрон, доказывает, что футбол может разжечь противостояние и открытую вражду снова и снова. Все из-за того, что некоторые используют футбол в целях политических и межнациональных провокаций. Ведая, а порой и не ведая, что их действия могут привести к гибели людей и глубоким историческим шрамам.
Футбол был и должен оставаться вне политики, как и его трибуны.
«Кузьмичи-спонсоры» во время матча ЦСКА — Манчестер Сити
Кроме того футбольные матчи, которые транслируются на всех континентах планеты Земля, обречены на привлечения внимания к тем или иным политическим проблемам и позициям простых людей. Не говоря уже про ультрас футбольных клубов, которые как показали события второго мая, готовы не только махать флажками и скандировать "Хутин Пуйло", но и сжигать заживо и забивать до смерти несогласных.
P.S. А о спорте вне политики спросите мнение Барселоны и Реала времен генерала Франко