«Я был на 1258 матчах «Сити» подряд и впервые за 25 лет не еду на игру». Для кого закрытый стадион – трагедия
Владислав Воронин поговорил с Шоном Райли – фанатом «Манчестер Сити», который ездил за командой по всему миру с 15 апреля 1989 года, но не будет этим вечером в Химках.
Фото: Fotobank/Getty Images/Alex Livesey
– Это правда, что вы были на всех матчах «Сити» уже более чем за 20 лет?
– Да! Я не пропустил ни одного матча «Манчестер Сити» с 15 апреля 1989 года, и игра с ЦСКА – первая за все это время, на которую я не приеду. Я был на 1258 матчах подряд.
– Как это возможно? Есть болезни, есть семья, есть работа – и при этом столько поездок.
– Мне очень повезло, что у меня хорошее здоровье и что я живу со своей замечательной женой Джейн, которая тоже фанат «Манчестер Сити». Она понимает мою страсть к посещению всех официальных матчей. Мои работодатели тоже с пониманием ко всему относятся, но я всегда гарантировал, что буду готов работать на следующий же день после матча, и никогда не пропускал больше, чем было оговорено. Например, после матча в Химках в прошлом сезоне я полетел назад в Манчестер на первом же самолете. На своем рабочем месте я был уже к 11 утра. За все 1258 матчей подряд ближе всего к пропуску я был во время выездной игры в Кубке Англии против «Брентфорда». Наш поезд до Лондона сломался, но мы все-таки приехали на стадион за 3 минуты до перерыва. Я был просто благодарен судьбе за то, что мы успели!
– Что вы теперь будете делать, как смотреть матч по телевизору после 25 лет на стадионе?
– Я пока не представляю. Но даже не сомневаюсь, что это будет очень странное ощущение. На самом деле, я работаю в 70 километрах от дома, так что, скорее всего, буду полагаться на комментарий матча по радио. Буду слушать радио по дороге домой.
– Что думаете об УЕФА? Чувствуете ненависть? Ведь получилось, что наказали не только ЦСКА, но и вас.
– Думаю, что УЕФА просто выбрал легкий путь, наказывая всех, в том числе законопослушных болельщиков ЦСКА и нас. УЕФА гораздо более сильно заинтересован в защите и сохранении доходов, получаемых от спонсоров Лиги чемпионов и продажи телеправ, поэтому, например, спонсоров или телекомпании за тот же расизм не наказывают и не накажут. Расизм и другие проблемы исходят от меньшинства фанатов, и это социальная проблема, которая просто проявляется на футболе и привязывается к нему.
В Англии те же проблемы были еще в 1980-х. Тогда УЕФА дисквалифицировал все английские клубы на пять лет за проблемы с фанатами. Конечно, сейчас таких решений не будет из-за огромных потоков доходов, связанных с футболом. Вот и закрывают трибуны. Я лично знаю еще двух фанатов «Сити», у которых тоже прерываются серии из матчей на стадионе подряд. Я очень сочувствую моему хорошему другу Ди Броклехерсту: матч с ЦСКА стал бы для него 999-м подряд, он был так близок к 1000. Последний матч он пропустил в 1994 году, а теперь он вынужден начинать все сначала...
– Почему вы все-таки не поехали в Москву? Можно достать спонсорский билет, можно попросить билет через клуб – вы все-таки необычный болельщик, вас могли провести.
– Да, «Манчестер Сити» получил 75 билетов для сотрудников, насколько я знаю. Но клуб сразу дал понять, что из-за политики УЕФА никакие болельщики не смогут рассчитывать на эти билеты – вне зависимости от лояльности или эксклюзивного статуса. Нужно быть официальным сотрудником клуба, чтобы туда попасть. Я делал запросы по линии спонсоров УЕФА по поводу билетов. Но даже если бы все сложилось удачно и я получил билет, это было бы крайне лицемерно с моей стороны – прийти на стадион через связи в УЕФА, когда именно УЕФА в первую очередь создал все проблемы. Я могу только утешать себя тем, что раз я никак не могу попасть на матч официальным способом, заплатив за билет, то это не должно считаться частью моей серии. Это такие исключительные обстоятельства, которые никак невозможно контролировать болельщикам «Сити».
– Что вам запомнилось из прошлогоднего выезда в Химки?
– К сожалению, мы попали в засаду ультрас ЦСКА на станции метро около здания КГБ (на Лубянке – прим. Sports.ru), пока изучали главные достопримечательности и туристические части города. К счастью, мы получили только по несколько ударов и несколько ушибов, у нас украли флаг «Сити». Правда, моей жене, которая восстанавливалась дома после тяжелой операции, все это не помогло, когда я вернулся домой с синяками и ссадинами. Но надо понимать, что такое может случиться где угодно в мире, я знаю, что большинство москвичей хорошо нас принимало и приветствовало. И если бы матч не был закрытым в этот раз, я бы точно приехал в Москву с женой.
Шон Райли, его жена и племянник
– Вы уже пробирались на стадионы, когда трибуны фанатов «Сити» были дисквалифицированы, правда?
– Было такое. Но в Англии пробраться на стадионы было не очень трудно, потому что нет языкового барьера, а также есть друзья и знакомые в сфере футбола (у меня есть контакты в большинстве клубов). Как раз эти знакомые пару раз покупали билеты от моего имени и потом передавали их мне. Но чтобы все прошло успешно, когда гостевая трибуна закрыта, одного билета мало – нужно определенное мастерство, практический ум, здравый смысл. Задача – чтобы в тебе не узнали фаната гостей. Так что мы в таких случаях не носили свои клубные цвета, не праздновали голы «Сити», так как это может привлечь серьезное внимание. Если тебя заметят – могут выгнать с трибуны или, если все будет плохо, даже задержать за провокации. Я доволен, что без особых проблем был на таких матчах. Это случалось на матчах с «Лутоном», «Миллуоллом», даже на «Олд Траффорд».
– Самый сумасшедший выезд в вашей карьере?
– С «Миллуоллом», когда был закрыт гостевой сектор. Пробраться там на стадион было сложнее, чем где-либо еще, потому что их фанаты имеют страшную репутацию. Чтобы не выделяться в толпе и оставаться незамеченными, мы даже купили в их фан-шопе местную атрибутику: шапки, шарфы, значки. Я знаю около 50 фанатов «Сити» (в их числе и моя жена), которым удалось просочиться на стадион через вражескую толпу в 13 500 человек. Более того, из-за враждебности на трибунах нам было очень легко принять решение о том, чтобы праздновать голы «Миллуолла» и выглядеть печальными, когда забивал «Сити». Приятно вспоминать, что мы выиграли в том матче (3:2) и что мы выжили, чтобы сейчас рассказать эту историю.
Еще очень запомнилось, как мы играли против «ЭБ-Стреймур» на Фарерских островах в Кубке УЕФА. Туда сложно добираться, это стоит больших денег – 500 фунтов. На тот момент у меня не было такой суммы, но мне помогла моя замечательная жена – она понимала, как много для меня значит эта игра. Мне посчастливилось попасть в число 53 болельщиков, арендовавших небольшой самолет из Манчестера. На Фарерских островах нет собственной полиции, так что они были вынуждены нанять полицейских из Дании специально для этого матча. Единственной проблемой того выезда стало то, что фаны «Сити» выпили абсолютно все пиво в местном пабе в Торсхавне. В итоге руководству паба пришлось бежать в супермаркет, чтобы пополнить запасы пива. Потрясающая поездка.
– Сколько вы тратите на такую фанатскую жизнь?
– Мой сезонный абонемент на домашние матчи в чемпионате стоит 550 фунтов. У меня есть абонемент на стадион «Сити» уже 40 сезонов подряд: первый мне купил папа в 1974 году, когда мне было 9 лет. Билет на гостевой матч в премьер-лиге в среднем стоит 50 фунтов – плюс затраты на поездку. Мы группой фанатов скидываемся на бензин и ездим на машинах с экономичным расходом топлива. Практически всегда берем с собой заранее приготовленную еду, чтобы снизить дополнительные затраты до минимума. Так что если матч в Лондоне, все обойдется минимум в 80 фунтов. Матчи в еврокубках обходятся намного дороже...
– И все-таки почему вы это делаете? Идете на рекорд? Не можете остановиться?
– Это потребность, которую необходимо удовлетворять. Не побоюсь сказать – одержимость. Я ведь довольно эгоистичный человек, а моя жена, напротив, готова на многое ради меня. Иногда я ощущаю себя неофициальным представителем клуба и города, как и мои друзья, также посещающие большинство матчей – хотя мы ни в коем случае не считаем себя лучше других. Люди, у которых хватает времени или денег лишь на пару матчей в сезоне, такие же болельщики, как и мы. Просто мне повезло.
в западной прессе.