Я больной человек до хорошего! Валерий Горбенко – футболист, главный инженер МБУ «Металлург»
Чарующую магию любви воспел в своих стихах отнюдь не Булат Окуджава и не Борис Пастернак. В этих строчках мысли и чувства простого человека.
А счастье – это пойманная птица,
Которую не надо ловить вновь.
Она лишь раз в твоей душе гнездится,
И душу греет пылкая любовь…
А нет любви – и счастья нет на свете,
А нет любви – и нет счастливых слёз.
А нет любви – и солнце так не светит,
А нет любви – и на душе мороз…
В нашем городе его знают как ведущего спортсмена, неизменного «старожила» стадиона «Авангард», человека, которого хочется охарактеризовать одним словом – позитив. Его личность настолько разносторонняя, что удивляешься, как можно сочетать в себе фанатичную любовь к футболу и цветам, писать стихи и быть прекрасным экономистом.
Сегодня герой нашей рубрики «Званый гость» Валерий Горбенко, человек-легенда (не побоимся этого слова). И если есть в нашем округе те, кто по каким-то причинам впервые слышит это имя, то у них появилась прекрасная возможность с ним познакомиться.
– Валерий Николаевич, расскажите о своих родителях.
– История моей семьи начиналась так. 1944 год. В Выксунский госпиталь попал старший лейтенант Николай Горбенко. А там в это время работала молоденькая медсестричка. Молодые люди нашли общий язык, да так, что в этот же год и поженились. Это были мои родители.
Оля, вот как ты думаешь, моя мама по счёту какой в семье была?
– Двенадцатой?
– 22-й – не хочешь! Из них 14 человек выжили. И все в жизни состоялись.
– Ничего себе!
– Позже папа забрал молодую жену на Украину в село Русановка. А там голод, нищета. Лишь одна коза после немцев осталась – чудом её не съели. Стали жить. Родился я. Отца поставили председателем колхоза, а мама работала медсестрой в больнице за 15 км от дома. И вот отец с больной ногой да ещё со мной на закорках ходил к матери – такие пылкие были чувства у них. Папа был тяжело ранен: попал на мину, ему оторвало пятку и всё бедро было разбито. Однажды у отца открылись раны, и от потери крови он умер.
– И что дальше?
– Мама вернулась в Выксу, где жили её сёстры и брат. Одна из сестёр была замужем, а к мужу ходил племянник – Коля Зайцев, мамин ровесник. Он один, мама одна – так и поженились. Потом родилась моя сестрёнка Вера.
– Значит, детство прошло в Выксе?
– Да. Я был хулиганистым, но учился неплохо, ходил в школу №7. Что удивительно, был освобождён от уроков физкультуры – врачи признавали порок сердца. Однако это не мешало мне игратьв футбол. Из-за него потом из школы выгнали, сказали: если будешь всё время тратить на игру – бросай учёбу. Что я и сделал. Потом доучивался в ШРМ. Позже окончил ВМТ по специальности «кузнец».
– А как там учились?
– Помню, на вступительных экзаменах в ВМТ мне один преподаватель заявил, что меня отчислят после первого полугодия. Но я ответил: «Подождите, ещё в числе лучших буду». И ведь стал! (Улыбается).
– А другие увлечения, кроме футбола, в то время были?
– Не поверишь, в 11 лет стал заниматься танцами. В кепке с ярким цветком выдавал русские народные «пляски» на сцене Дк им. Лепсе. Вся наша ватага ребят с улицы Кутузова пошла в спорт: кто-то в бокс, кто-то в борьбу. И я с ними пошёл бороться. Но всё же футбол был «моё всё». Играли на площади Сенной, где сейчас санаторий-профилакторий стоит.
– Позже любовь к футболу переросла в нечто большее?
– Да. Мне шёл 17-й год, и я играл за цеха завода ДРО. Однажды пригласили поиграть за команду «Металлург». Виктор Корнеевич Громченко сразу меня в основной состав определил. Именно его и считаю своим футбольным крёстным отцом. Раньше ведь насколько люди футбол любили: весь город вымирал, когда игра была – шли на стадион, особенно, когда проходили зональные и финальные турниры на первенство России.
– А в армии служили?
– Конечно! На медицинской комиссии выяснили, что здоров как бык и никакого порока сердца нет. Ну, я вперёд и с песней отправился служить в Казахстан. Два года и восемь месяцев «оттрубил» в войсках ПВО. Был старшиной дивизиона. Ну какой хохол без лычки! (Смеётся). За хорошую службу дали отпуск, и я отправился домой. Ушил галифе, думал: ну, сейчас вся Выкса вздрогнет – я же еду. (Смеётся). В итоге – хоть бы кто посмотрел! Зато в команде ждали!
– И сразу окунулись в спортивную жизнь?
– Да. Как раз шло первенство области по футболу. Играл два года, добился определённых успехов. Потом перешёл в «Авангард» – коллега по команде переманил. Ну а там – сборы, юг, игры. В составе «Авангарда» был до самых его последних дней.
– А по специальности кузнеца удалось поработать?
– Что ты! Моя специальность – директор стадиона. По жизни! (Смеётся).
– А где вторую половинку встретили?
– Как-то раз захожу в магазин «Юбилейный», смотрю, стоит девушка за прилавком. Скромная такая. Завязался разговор. Позже поженились, родились дочь Иришка и сын Олег. Сейчас уже внучки большие. Хочу тебе сказать – редкий мужчина проживёт без женщины, тем более спортсмен, а вот вы без нас – можете.
– А стихи часто пишете?
– Да какие там стихи! Так, балуюсь иногда! Это от папы пошло. Из букв фамилии пишу некоторые посвящения. Иногда получается забавно.
– Есть что-то для души?
– Это сад. Когда мне было 36 лет, тесть подарил участок в «Труде». Я сначала говорил, мол, зачем, а потом так втянулся – не оторвать. А когда дом стал строить, первым делом обзавёлся огородом. Сейчас покупаю семена, сею, ухаживаю. Люблю это дело!
– Что главное в жизни?
– Межличностные человеческие отношения. Я ни с кем не конфликтую, никого не обижаю. Вот выходишь на улицу, смотришь людям в глаза: ты никого ничем не обидел, никому ничего не должен, тебя все знают, все улыбаются – вот это аура добра. Сын однажды сказал: сделал добро – забудь, тебе сделали – помни всю жизнь! Так жить правильнее.
– Как Вы проводите отпуск?
– Я вообще ни разу в отпуске не был! Правда! Да я и не устаю! На работу иду как на праздник. Всё в удовольствие.
– Ну а выходные бывают?
– Для меня суббота и воскресенье – это всего лишь названия дней недели. Их провожу так же активно, если не на работе, то в саду. Я от самой жизни удовольствие получаю.
– Самый безбашенный поступок в Вашей жизни?
– Таких не было! Я азартный человек только до спорта. А в остальном всегда хватает ума всё взвесить, прежде чем что-то сделать.
– На что у Вас не хватает смелости?
– С парашютом бы никогда не прыгнул! Ну, если бы только кто-то вытолкнул! (Смеётся).
– Какой тип людей Вам нравится, а какой – нет?
– Люблю порядочных людей. Не люблю услужливых. Тех, которые как флюгер: куда ветер дует, туда и они. Ты же личность, в конце концов, должен своё мнение иметь.
– Если бы хотели владеть одной вещью, которой у Вас сейчас нет, что бы это было?
– Мне и так нравится жить. У меня всё есть: жена, дети, внуки, друзья, велосипед, машина, удочки. (Улыбается). Отношения со всеми классные! Никому никогда не завидую. Я духовно богатый человек, и Господа об одном прошу – оставить всё как есть, больше ничего не надо.
– А какие личные качества необходимы человеку, чтобы добиться успеха в жизни?
– Нужно быть преданным делу и любить его. Если ты подписался на что-то, так будь ответственным, добросовестным. Никогда не нужно строить козни. Это всё неправильно.
– Вы часто говорите неправду?
– Только в шутку.
– Вы суеверный?
– Скорее нет, чем да. Хотя, если чёрная кошка дорогу перейдёт, приторможу маленько!
– А в вещие сны верите?
– Мне сны вообще не снятся, тем более вещие.
– У Вас есть жизненный принцип?
– Есть – не делай людям плохо.
– Хотели бы жить за границей?
– Нет. Да я там ни разу и не был. Хотя возможность есть. Я домашний человек и однолюб. Мне и тут классно. Здесь всё моё, родное.
– А что не любите?
– Не люблю, когда меня хвалят. Чувствую себя неловко.
– Что является вашим «слабым звеном»?
– Я очень сентиментальный.
– Поделитесь рецептом, как в 68 лет быть в форме?
– Нужно вести здоровый образ жизни и соблюдать режим. Я регулярно делаю зарядку, купаюсь, занимаюсь физическим трудом. А вообще, я больной человек до хорошего. И хочу, чтобы всем было хорошо!