Состоявшаяся мечта «Черной пантеры»
Позвольте рассказать вам об одной из самых трогательных историй, связанных с футболом.
Когда в 1949 году Венгрия стала коммунистической, в стране господствовали два футбольных клуба – «Ференцварош» и МТК. Как практиковалось в странах социалистического лагеря, главные спортивные клубы должны были выступать под крылом мощных силовых министерств и ведомств. Если с национализацией «МТК» проблем не было (его теперь патронировала госбезопасность страны), то с «Ференцварошом» ничего не вышло. Этот клуб считался неподходящим для новой страны из-за своих традиционных правых и националистических взглядов на политику.
Поэтому взгляды венгерской армии обратились к клубу «Кишпешт АС» из близлежащей к столице деревушки. В связи с расширением Будапешта, деревушка была поглощена столицей и стала 19-м районом. А Министерство обороны тем временем поменяло название клуба с «Кишпешт» на «Будапешт Гонвед» (гонвед – в переводе означает «защитник родины»), образовав нечто наподобие советского клуба ЦСКА.
А идеологом всех этих преобразований стал главный тренер сборной Венгрии Густав Шебеш, который спал и видел свою сборную наподобие Вундертима и сборной Италии, 1930-х, которые состояли, преимущественно, из игроков одного или двух клубов. Так идея Шебеша сделать национальную команду на основе двух клубов (вторым стал МТК) воплотилась.
К коренным игрокам «Гонведа» Ференцу Пушкашу и Ёзефу Божику в скором времени присоединились, отобранные у «Ференцвароша» Шандор Кошиш, Золтан Шибор, Лазло Будаи, а также Гуйлу Лорант из «Вашаша» и голкипер Дьюла Грошич.
Вратарь Дьюла Грошич по прозвищу «Черная пантера» был неотъемлемой частью легендарной венгерской «Золотой команды», которая доминировала в Европе в начале 1950-х годов. Его считают не только лучшим вратарем в истории венгерского футбола, но и одним из самых лучших в мире.
Олимпийский чемпион 1952 года и вице-чемпион мира 1954 года вместе со своим клубом «Гонвед» в 1956 году принял участие в Кубке европейских чемпионов, который тогда только-только набирал обороты в мире. Во втором раунде ему в соперники попал «Атлетик» из Бильбао. Первую выездную игру, состоявшуюся 23 ноября, «Гонвед» проиграл со счетом 2:3. Как вы наверняка знаете, за месяц до этой даты, точнее 22 октября в Будапеште прошло Венгерское восстание против советского режима, жестко подавленное советскими войсками.
Выехавшие в Испанию на еврокубковую игру, футболисты «Гонведа» не стали сразу возвращаться на родину и решили сыграть ответную игру в Брюсселе. Ничья 3:3 принесла общую победу испанцам и «Гонвед» вылетел из турнира. И в душу футболистов клуба закрался страх: что ждет их на родине?
Несмотря на возражения ФИФА и Венгерской футбольной федерации (под контролем СССР), ставший недавно тренером клуба Бела Гуттман организовал благотворительный тур по Италии, Португалии и Испании. Здесь можно отметить ничью против «Реала» (3:3) и победу над «Барселоной» (4:3). Мексиканские власти выразили готовность не только предоставить политическое убежище «Гонведу», но и включить клуб в национальный чемпионат. Поблагодарив мексиканцев, но отказавшись от предложения, «Гонвед» решил продолжить мировое турне, теперь по южноамериканскому континенту. К этому моменту ФИФА уже объявила команду вне закона и запретила использовать название «Гонвед» для будущих игр.
По возвращении в Европу, мнение членов клуба разделилось: в то время как Золтан Шибор, Шандор Кошич и Ференц Пушкаш решили играть за рубежом, Ёзеф Божик, Ласло Будаи, Гуйла Лорант и Дьюла Грошич решили вернуться на родину (подробную причину возвращения Грошича вы можете узнать, прочитав его интервью).
Вернувшись в Венгрию, Грошич попытался перейти в самый престижный уже клуб «Ференцварош». Однако вместо этого его насильно перевели в скромненькую «Татабанью». Грошич до 1962 года играл в «Татабанье» и завершил свою карьеру игрока с великим сожалением о несостоявшейся мечте выступить за «Ференцварош».
Через 46 лет после этого, в 2008 году «Ференцварош» узнал о бедственном положении легендарного венгерского вратаря и его мечте. Администрация «Ференцвароша» без колебаний заключила с Дьюла Грошичем пожизненный контракт. Чтобы мечта не осталась неисполненной, клуб организовал товарищеский матч против «Шеффилд Юнайтед» и включил Грошича в стартовый состав. Вот так на 82-м году жизни «Черная пантера» вышел на поле, отыграл несколько минут и под овации футболистов и болельщиков был заменен всеми почестями теперь уже ставшим вторым вратарем клуба Адамом Хошшером.
В честь Грошича «Ференцварош» вывел из обращения футболку №1 и закрепил ее пожизненно за Дьюла Грошичем. С 2009 года ежегодно в начале нового сезона клуб направляет в Футбольную федерацию Венгрии заявку на участие и список игроков, где под первым номером значится имя «Дьюла Грошич».
Только правильно было бы написать Шандор Кочиш и Золтан Цибор.
Ворошиловоград-Луганск (название города меняли туда - сюда раза 4) была командой сравнительно молодой (в классе "Б" начала в 1958 году), но благодаря первому секретарю обкома Владимиру Шевченко быстро выросла до чемпиона СССР. По тем времена Шевченко "придумал" игрокам серьезные зарплаты, оформив их на тепловозостроительный завод по высшей тарификации, да и тренером у них был тогда один из ведущих специалистов - Герман Зонин. Шевченко был фанат футбола, за что и поплатился - в 74-м был уволен Щербицким за многочисленные нарушения... злые языки говорили тогда, что шеф киевского Динамо не смог простить своему подчиненному именно чемпионство первой "простой" областной и нестоличной команды из провинции. Только потом еще два раза чемпионом СССР становилась областная команда и опять украинская - Днепр. Так что ничего неожиданного там не было
"Пришло время прощаться. Я попытался расплатиться в любимом Грошичем "Фламенко". Жестом подозвал официанта. И расстроил старого вратаря.
Грошич: Нет, позвольте мне.
РГ: Я вас вытащил из дома. Мы проговорили полтора часа...
Грошич: И мне было приятно. Вы мой гость. Плачу я, - и протянул пачку форинтов кельнеру, отмерив, судя по улыбке официанта, щедрые чаевые. - Так будет лучше. Давайте договоримся. Я постараюсь дотянуть до следующей весны. Как раз придет время новых всеобщих выборов. Может быть, к власти придут другие политические силы, и мне так бы хотелось дожить до этого. Возможно, они все-таки включат меня в список двенадцати [самых великих спортсменов Венгрии всех времен]. И до свидания - я живу здесь недалеко. ."
До этой статьи и этого интервью я ничего о нем не знал, и после них стало чертовски интересно - внесли ли его все-таки в список. Но когда я вбил его имя в поисковик, то одной из первых новостей была новость о его смерти около месяца назад.
Я никогда его не знал и теперь уже никогда не узнаю лично, но ощущение печали накатило так, будто бы это был кто-то из близких. Интересная личность, этот Грошич.
Где вью?
Вернувшись в Венгрию, Грошич попытался перейти в самый престижный уже клуб «Ференцварош». Однако вместо этого его насильно перевели в скромненькую «Татабанью». Грошич до 1962 года играл в «Татабанье» и завершил свою карьеру игрока с великим сожалением о несостоявшейся мечте выступить за «Ференцварош».
За какой клуб он все-таки мечтал играть?