3 мин.

«Ленинградского футбольного бунта» не будет

Дата 14 мая в истории Зенита прочно занята, пожалуй, самым значительным достижением - победой в кубке УЕФА. Однако, с этой датой связано и весьма мрачное событие в истории сине-бело-голубых о котором рядовой болельщик может и не знать. Речь идет о так называемом "Ленинградском футбольном бунте". Обо всем по порядку.

14 мая 1957 года на стадионе имени Кирова Зенит принимал московское Торпедо. В те года соотношение сил команд было принципиально иным. В составе москвичей выступали легенды советского футбола, в ту пору юные, но уже обладатели золота олимпиады в Мельбурне 1956 года: Эдуард Стрельцов и Валентин Иванов. В 49-м и 52-м Торпедо выигрывал кубок СССР и в 50-е был очень сильным клубом, хотя главные успехи были еще впереди. В Зените, напротив, успехи шли на убыль. Тренеры сменяли один другого и результата это не приносило.

Иная ситуация была и с болельщиками. Они еще не давали повода на усиленный досмотр и ряд бойцов перед трибунами, хотя на нижних скамьях на всякий случай сидели солдаты. На стадионах свободно продавался алкоголь, в том числе и крепкий, чем народ активно пользовался. Наложился и тот факт, что за несколько дней до этого государство отсрочило платежи по гос.облигациям на двадцать лет. В общем, народ был недоволен.

Сам футбольный матч также не оправдал ожиданий болельщиков. Вместо упорной борьбы получился разгром. За 15 минут до конца матча Торпедо вел 1-5. Особенно неудачно в составе Зенита действовал вратарь Фарыкин. За несколько минут до финального свистка на поле выбежал шофер завода "Знамя Труда" Василий Каюков. Сняв с себя пиджак, он подвинул Фарыкина с ворот и под смех с трибун сам занял его место. Милиционеры не сразу заметили нового игрока, но когда увидели его, то церемониться не стали. Каюкова схватили, заломили руки и повели к выходу. Тот пытался вырваться, и, матерясь, звал на помощь. В ответ на это стражи порядка ударили нарушителя лицом об бетонный поребрик, отделяющий беговые дорожки от трибун. Тут все и началось. Болельщики стали заступаться за Каюкова. Многие выбежали на поле и вступили в драку с милиционерами. На части стадиона проводились ремонтные работы, поэтому толпа смогла быстро вооружиться рабочими инструментами. С трибун летели камни и бутылки, одна из них пробила голову солдату, сидевшему в нижних рядах. Милиционеров и курсантов загнали в тоннель, хулиганы ломали все вокруг, пытались прорваться к футболистам.

К счастью, футболисты успели скрыться в тоннеле. Толпа не делила их на своих и чужих. Игроки Торпедо заперлись в раздевалке, а зенитовцы перебежали из своей в соседний корпус. В окна кидали камнями, игроки были вынуждены лежать на полу между оконными проемами. Снаружи стадиона переворачивали автобусы команд, с галерей сбрасывали тяжелые декоративные вазы. Люди не пропускали даже машины скорой помощи - думали в них укрываются футболисты.

Навести порядок удалось лишь через полтора часа. Только после прибытия подкрепления из курсантов военных училищ. Задержания проводили жестко и без разбора. Часто встречаются рассказы об избиениях людей металлическими пряжками. В результате пострадало 107(!) милиционеров, военнослужащих и гражданских. Многие получили тяжелые травмы. Под суд отдали 16 человек, все они получили реальные сроки (до 8 лет лишения свободы), но через два года были амнистированы. Забирали и тех, кто не принимал участия в беспорядках. Так, например, инвалид Великой Отечественной Борис Ниелов, не вовремя остановился отдохнуть (протез натер ногу) и в итоге был задержан и получил срок за подстрекательство.

Это были первые беспорядки с участием болельщиков в истории питерцев. Впервые на поле стадиона выбежали зрители, была непосредственная угроза игрокам и судьям, а органам правопорядка потребовалось немало времени, чтобы взять ситуацию под контроль. Однако, случившееся огласке не предавалось. В газетах лишь коротко сообщили об оглашении приговора участникам беспорядов на стадионе Кирова и все. Только на следующем матче оцепления стало уже больше.

Сейчас на стадионах не продают алкоголь, каждую выходку фанатов внимательно отмечает пресса, клубы платят огромные штрафы за своих болельщиков, а досмотр милиции вовсе доведен до абсурдной степени. Этот матч Зенита против Торпедо пройдет со стопроцентной гарантией безопасности от выходок болельщиков. Только вот гарантии адекватного поведения болельщиков на стадионе в ближайшей перспективе не видно.