Пора подумать об игре
Я не хочу бросаться словами и говорить о том, что «Спартак» пребывает в кризисе, в нокдауне и прочее, прочее. Ситуация там действительно не самая лучшая – это факт. Но не трагичная и особенно драматизировать ее не стоит. Как не стоило в свое время и так много говорить о том, что золотые медали уже почти в руках, что наконец-то «Спартак» выиграет свой первый трофей за последние несколько лет. Потому что и календарь среди остальных лидеров самый легкий, и в коллективе прекрасная душевная атмосфера. Я не к тому это говорю, что надо было вовсе закрыться от прессы, от общественности и вообще замолчать. Нет, это другая крайность…
Меня поначалу несколько удивила история с Черчесовым, которого вроде бы ждали в «Спартаке», возлагали на него очень большие надежды, тем более, что он и сам, как я понимаю, был готов возглавить команду, далеко ему не чужую. Но что-то не склеилось. И мне так кажется, что финал этой истории, получившей столь большую огласку в прессе, оказался всего лишь одним из звеньев логической цепочки того, что происходит в «Спартаке». Я прочитал и услышал массу версий того, почему Черчесов не оказался в итоге в «Спартаке». Но, как мне кажется, главной проблемой стало то, что Черчесов хотел работать со своей проверенной тренерской командой, а в руководстве спартаковского клуба на это не согласились. Если так, то, конечно, надо было соглашаться на условия Черчесова. Он, видимо, резонно полагал, что нынешние спартаковские тренеры по разным причинам ему не помощники.
Кому сейчас в «Спартаке» принадлежит решающее слово? На высшем уровне, я думаю, оно остается за Федуном, хотя на его окончательное мнение, судя по той же истории с Карпиным, могут оказывать влияние самые разные люди из его окружения. Это, наверное, даже нормально. Он вправе советоваться с тем, с кем хочет. Другой вопрос, что не надо шарахаться из стороны в сторону. Если вы назначили до конца нынешнего чемпионата молодого специалиста Гунько, значит, вы исходили из каких-то представлений и о нем, и о том, к чему такое назначение может привести. Да, первоначально было решение о том, что Гунько проведет во главе команды только один матч, поскольку дальше планировался приход Черчесова. Но, раз с ним не сложилось, а другого кандидата нет – значит, давайте доверять Гунько. Я не знаю его, как специалиста, ничего не могу сказать о его возможностях профессионального тренера. Но хоть в этом-то вопросе команда должна иметь стабильность. Пусть он теперь разбирается, разговаривает с футболистами, тем более, что Гунько работал в тренерском штабе Карпина и прекрасно знает ситуацию изнутри. Сам он от этой должности не отказывается. Выходит, готов работать.
Хотя подтягивать ему придется многое. Я до сих пор, например, так и не понял, чем занималась команда на сборах, если ее физическая форма оставляет желать лучшего до сих пор. Я по своим временам прекрасно помню, как мы готовились к сезону. Если все проходило нормально на сборах, то человек в матчах чемпионата потом просто летал на поле. Получается, что сейчас физическую форму спартаковцам придется набирать только через игры чемпионата. Это единственный выход. Но прежде всего надо устранить возникшее безвластие. Игроки должны понимать, кому они доверяются на этом отрезке сезона, тренеры должны понимать, доверяют ли им на уровне высшего руководства. В коллективе крайне нужны дисциплина и порядок. И никакого упаднического настроения. Если уж у вас в клубе пошла перестройка, то надо, чтобы и сам штаб работал, как единое целое. А то я читаю комментарий Тихонова, который сказал после матча с «Краснодаром», что вроде как он лучше знал, что нужно было сделать. Ну, если вы все в одном тренерском коллективе, то разве нельзя было эти советы высказать тому же Гунько до игры? Сейчас и на Гунько, и на самих футболистов будут смотреть через увеличительное стекло. Всё подмечать, любые нюансы. Гунько конечно нужен опытный помощник. Чтобы не просто сидел на скамейке, а что то и советовал. Тот же Тихонов? Мне кажется, что его характер для этого излишне мягковат.
Не исключаю, что в нынешнем «Спартаке», как в свое время и в «Зените», появилась какая-то «антипартийная» группка игроков, которые мешали подготовке команды. Хотя все это на поверхность и не всплывало. Почему я сделал такое предположение? Да просто потому, что возможно о чем-то догадывался и сам Черчесов. А может и просто он знал обстановку доскональным образом? Как-никак он был связан со «Спартаком» с давних пор, связей не терял. Вот почему и стал настаивать на своем тренерском штабе. Черчесов должен был знать, на кого опираться, кому доверять. Ну, как можно, например, всерьез говорить о том, что группа игроков якобы попыталась пробиться на прием к высшему руководству клуба с просьбой вернуть Карпина? О чем разговор? В таком-то профессиональном клубе? Так и хочется спросить: а письма не пробовали сочинять, ребята? О чем вы? Помните, как писал Маяковский: если бы в музее выставить плачущего большевика, весь день бы в музее торчали ротозеи. Еще бы – такого не увидишь и в века!..
Это те же, получается, «плачущие большевики». И я даже уверен, что, если нечто подобное и происходило, то футболистов кто-то направлял. А кто? Только те, кто работал с Карпиным. Потому что среди игроков, я уверен, никогда не появится человек, который будет ходить и упрашивать: давайте вернем прежнего главного тренера. Кто будет упрашивать? Те же иностранцы? Да, не смешите! Им вообще это до лампочки. Они – то настоящие профессионалы. Раз поменяли тренера – значит, хозяину виднее. Он деньги платит. Да кто их вообще к Федуну пустит? А что это за история со слежкой за Черчесовым? То ли он поехал в «Динамо», то ли еще куда... Это же бред.
В воскресенье «Спартак» встречается с «Локомотивом». Очень важная во всех смыслах игра. И думать надо только о ней. Понимать, что никто за них – футболистов и тренеров, живущих одними помыслами, не наберет очки, не доставить радость болельщикам на трибунах. Надо встряхнуться, наконец. И доказать, что они профессионалы. Что трудности «Спартак» только закаляют, а не разваливают.