Ultimate Football. Как английская премьер-лига остается лучшей в мире
На фоне снижения уровня выступлений в Европе английская премьер-лига постоянно находится в поиске новых путей, способных удержать не только негласно присвоенный ей статус лучшей в мире, но и любовь болельщиков. Ultimate Football, анонсированный еще минувшим летом, но представленный лишь три недели назад, стал очередным шагом в выбранном направлении.
Признаться честно, сперва я хотел посвятить весь текст исключительно рассказу о новом проекте, но затем решил несколько расширить рамки, связав его реализацию с курсом, в котором премьер-лига движется уже не первый год. В конце концов, это поможет понять, зачем вообще нужна социальная активность подобного рода и что она дает и без того самой прогрессирующей лиге мира. Но начнем, разумеется, с главного.
Впервые свою задумку разработчики представили в разгар прошлого лета. Уже тогда все любители Fantasy Premier League (FPL) могли увидеть баннер, гласивший "Ultimate Premier League 2013/14. Coming Soon", на главной странице игры. Любопытству болельщиков во всем мире не было предела, но ответственные лица не спешили его удовлетворять. Когда же до старта нового сезона оставались считанные дни, а некогда интригующая надпись стала раздражающей, ситуация превратилась в фарс. За сутки до начала чемпионата официальный сайт премьер-лиги продолжал настаивать на скором открытии занавеса, чему, конечно же, уже никто не верил. Идея провалилась, проект не был закончен в срок, а неактуальный анонс ожидаемо уступил место последовавшим за ним извинениям.
С тех пор прошло долгое время, и этот конфуз был успешно забыт – в конце концов, все имеют право на ошибку. В текущем розыгрыше лояльные фанаты были готовы ограничиться участием в привычном Fantasy, отложив мысли о новом проекте до следующего лета. Однако в Англии думали иначе, и в середине февраля, за 11 туров до завершения чемпионата, забытый проект неожиданно для всех был анонсирован вновь – на сей раз с приставкой Beta и предупреждением об ограниченном количестве мест. Почувствовав вкус игры в течение трех недель, я спешу поделиться подробностями с вами.
Наверняка все вы знаете о таком явлении, как Fantasy Football. Англичане и здесь были первыми, запустив FPL в далеком 2004-м. Сейчас, когда собственным Fantasy обладает каждый второй спортивный сайт и каждая третья газета, премьер-лига пошла дальше и представила миру Ultimate Football, взяв за основу Fantasy, но модернизировав принцип игры таким образом, чтобы сделать охват аудитории максимальным. Не все любители английского футбола участвуют в FPL, не всем приглянется и UPL, но в сумме количество задействованных людей, то есть людей, уделяющих свое время английскому футболу, станет много больше.
В чем заключается "работа" каждого менеджера FPL, рассчитывающего если не отправиться за счет премьер-лиги в Англию, то, по крайней мере, добиться какого-то успеха в игре? Выбрать 15 футболистов, определить стартовый состав и скамейку запасных, наградить одного из них капитанской повязкой и следить за их выступлениями в каждом отдельно взятом туре. Затем проделать работу над ошибками (читай: сменить одних игроков на других) и повторить все те же операции через неделю. Таким образом, из недели в неделю вы оперируете пятнадцатью вакантными местами и сотнями футболистов. Таков принцип FPL, представленный в крайне сжатом виде, а тем из вас, кто хочет узнать больше, я рекомендую прочитать этот текст.
Ultimate значительно отличается от Fantasy уже самим форматом: будущих участников игры я не смогу, подобно любителям FPL, называть менеджерами – куда более уместным станет слово "тренер", и я поясню почему. Отныне в вашем распоряжении будет не 15, а 25 игроков – стандартная численность для футбольной команды, а возможность совершения трансферов будет доступна лишь в январе – стандартная ситуация для любого тренера. Управление командой в Ultimate представляет собой нечто среднее между фэнтези-футболом и футбольным менеджером – с помощью нового проекта премьер-лига стремится в первую очередь завоевать внимание тех, кому не хватало именно такого гибрида.
Никаких трансферов каждую неделю – только арендные соглашения длительностью от одного до четырех туров, причем не более одной сделки с одним и тем же клубом в одно и то же время. Никакой зависимости от обстоятельств – менять игроков и даже капитана по ходу тура вы можете с той же легкостью, как тренеры меняют своих подопечных во время игры. Совершенная система начисления очков, делающая все возможное для того, чтобы уравнять потенциал атакующих и оборонительных футболистов. Все это и даже больше вы сможете найти в Ultimate Premier League.
Помимо забитых мячей, голевых передач, "сухих" матчей и прочих привычно результативных действий в поле зрения появляются такие показатели, как отборы, перехваты, заблокированные удары, выносы из штрафной, "ключевые" передачи, созданные для партнеров шансы, неиспользованные возможности и ошибки, приведшие к голу соперника. Два десятилетия назад мы и помыслить не могли о том, что подобные данные будут фиксироваться в принципе, а сейчас они становятся основой для начисления виртуальных баллов. И кто делает это первым? Конечно же, премьер-лига.
О правилах игры в Ultimate можно говорить много больше, и я обязательно сделаю это перед стартом нового английского сезона. Сейчас же я хочу донести саму суть, идею, которая заключается в том, что вы – тренер, и вы оперируете теми футболистами, которых сами же привели в свой "клуб". При этом 10 из них должны быть или доморощенными, или не старше 21-го года – реалистичность UPL зашкаливает, что лишь добавляет комплиментов разработчикам.
Класс лиги определяется не только силой команд, хотя и здесь, по моему убеждению, английской премьер-лиге равных нет. Класс лиги – это еще и отношение к тем людям, без которых ее не было бы в принципе. Коммуникация с болельщиками и социальная активность занимает здесь далеко не последнее место, и англичане понимают это, как никто другой. Сравните, например, официальные сайты премьер-лиги, серии А, лиги 1 или, скажем, бундеслиги. Едва оказавшись на последнем, я и вовсе стал свидетелем какого-то рекламного ролика, благо без звукового сопровождения. Появится ли у меня желание попасть туда вновь? Ответ очевиден. Вы скажете, что это мелочь и будете правы, но из таких мелочей формируется отношение к поклонникам, которое представляет собой фундамент успешности и признания лиги во всем мире.
О разнице распределения финансовой выручки в Англии и Испании вы наверняка знаете и без меня – останавливаться на этом лишний раз смысла нет. А вот сравните, к примеру, количество подписчиков официальных аккаунтов ведущих европейских лиг в твиттере: премьер-лига, ла-лига, серия А, бундеслига и лига 1. В сумме любители четырех других лиг составляют лишь пятую часть от поклонников английского футбола. Такое превосходство не может быть случайным и является результатом долгой работы в рамках однажды выбранного курса.
Разница между отношением к футболу в Англии и во всем остальном мире очевидна. Даже картинка, транслируемая за пределы страны, и используемая в матчах премьер-лиги графика выгодно отличается от всех своих конкурентов (вы видели графику, сопровождающую игры чемпионата Италии?). Казалось бы, достойных операторов и дизайнеров можно отыскать в любой стране, но лучше всех это получается почему-то именно у англичан.
Да не почему-то. Просто для них это действительно важно. И когда вы в очередной раз будете удивляться огромной разнице в зарабатываемых премьер-лигой и другими футбольными чемпионатами деньгах, задумайтесь: а не является ли она следствием кропотливой работы и доброжелательного отношения к собственным болельщикам на протяжении многих лет?
Почему я люблю английский футбол? Потому что он любит меня. И он в самом деле лучший.
Фото: Matthew Lewis/Getty Images
Да, официальный Fantasy Чемпионшипа можно найти здесь:
http://fantasy.football-league.co.uk/
Так в следующем сезоне участвовать смогут все ?
И ещё вопрос - в чемпионшипе подобный фэнтези турнир (обычный) существует ?
Вот теперь и правда хочется поиграть в этот Ультимейт :)
For playing in a game 1
For playing at least 60 minutes in a game (includes playing points mentioned above) 2
For each goal scored 6
For each goal scored by your midfielders 6
For each goal scored by your forwards 6
For each goal assist (when a pass or cross leads to a goal being scored, no defender touch must interfere with the pass) 3
For your goalkeeper or defenders conceding 0 goals (must also play at least 60 minutes) 4
For your midfielders conceding 0 goals (must also play at least 60 minutes) 1
For every 3 saves 1
For every penalty save 5
For every 2 goals conceded by your goalkeeper or defenders -1
For every penalty conceded -1
For every penalty miss -2
For every yellow card -1
For every red card (includes any yellow card points) -3
For every own goal -2
For every 3 crosses (a cross is defined where the ball is played to a team mate in the penalty area) 1
For every 3 key passes (a key pass is one that leads to a shot at goal) 1
For every big chance created (a big chance is one where the analyst determines the player should score) 1
For every big chance missed -1
For every 8 clearances, blocks or interceptions 1
For every 8 recovered balls 1
For every error leading to a goal -1