Непал-2070. Профессионалы
Глава I. Стадион без адреса • Глава II. Великомученики • Глава III.Трехзвездочные •
Глава IV. Футбол на могиле демона • Глава V. Вид на Сочи с высоты Катманду
Глава VI. Белые львы старого храма •
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
То, что мы сначала приняли за обычную придорожную забегаловку с магазинами через дорогу от тренировочного поля, впоследствии оказалось базой "Мачхиндры". На втором этаже двухэтажного строения внаем сдавались комнаты, и клуб снимал их для своих футболистов — чтобы было недалеко идти до тренировочного поля.
То, что мы сначала приняли за обычный школьный стадион, впоследствии им действительно оказалось. Но именно на нем каждый день тренируется "Мачхиндра".
Ни у одного из клубов непальского дивизиона "А" нет в собственности тренировочной базы. Пятьдесят лет назад, когда футбол в Катманду только начинался, земли вокруг было полным-полно. Да и стоила она немного. Неопытные клубные управленцы полагали, что пустырей, где можно тренироваться, будет хватать всегда. Но население непальской столицы стремительно росло, стройка шла головокружительными темпами, и вскоре вдруг оказалось, что тренироваться клубам негде. Теперь они вынуждены использовать для этого стадионы учебных заведений и тренировочные центры. Если заранее забронируют себе время.
В официальном фейсбуке "Мачхиндры" — в районе четырех с половиной тысяч лайков.
До тренировочного комплекса нас подвез Биплав Гаутам — как оказалось, не только вице-президент "Мачхиндры", но и обладатель самой маленькой машины в Катманду. Больших здесь нет вовсе, однако электрическая букашечка Биплава была просто меньше маленького. Шея Артема всю дорогу изящно упиралась о потолок. Я полулежал на заднем сиденье, которое было совмещено с багажником. Смотреть можно было только на шею Артема.
"Мачхиндра" — клуб для Непала определенно передовой. Стремление во всем походить на Европу здесь прививается каждому. Тренировка "белых львов" напоминает занятие профессионального клуба гораздо больше, чем работа "Трех звезд".
Приглашенный в команду наставник-швед — тому причина. Юхан Калин ранее работал с третьедивизионным "Нотвикенсом", имеет категорию "А" УЕФА и большой опыт работы в одном из региональных отделений Шведской федерации футбола. Неутомимый Биплав Гаутам, вице-президент "Мачхиндры", уговорил его отправиться в Непал. Теперь в долине Катманду швед — весьма узнаваемая персона. Ходят слухи, что им заинтересовалась "Непальская Армия" и теперь хочет переманить наставника к себе. Правда, сами армейцы молчат.
А вот "Мачхиндра" пытается жить открыто. На своем матче она стала первой и последней командой, которая распространила среди журналистов пресс-релиз. Новости были самые позитивные. Во-первых, "белые львы" — один из немногих клубов в таблице, рассчитавшийся полностью со всеми футболистами по зарплате. Во-вторых, клуб начинает продажи фирменных спортивных костюмов в двух магазинах Катманду. И в-третьих, "NMB Bank" окажет "Мачхиндре" дополнительную спонсорскую помощь.
В официальном фейсбуке "Мачхиндры" — в районе четырех с половиной тысяч лайков. До одиннадцати тысяч "Три Стар Клаб" еще нужно работать. Но это больше, чем, например, у хоккейного "Динамо" или БАТЭ (все-таки в Беларуси делают ставку на "ВКонтакте"). И ведется аккаунт весьма профессионально. На уровне "Рочдейла" из четвертого английского дивизиона.И здесь хороших новостей с лихвой. "Мачхиндра" открывает официальный фан-клуб. Первые двадцать вступивших получат бесплатные футболки". "Мачхиндра" подписала спонсорское соглашение с производителями цивильных костюмов". Рядом немедленно следует фотоколлаж тренера и капитана в красивом черном пиджаке…
Футболисты старались изо всех сил. Как оказалось впоследствии, Биплав накануне позвонил им и сказал, что на занятие приедут скауты из Европы.
…Занятие велось весьма бодро. Схема была проста. Калин давал задания, его помощник транслировал их футболистам. Швед разговаривал предельно спокойно. Зато переводчик добавлял к его командам гримасы, взмахи руками, топания ногой и прочие невербальные средства передачи информации — чтобы непальцам было совсем все понятно.
Футболисты старались изо всех сил. Как оказалось впоследствии, Биплав накануне позвонил им и сказал, что на занятие приедут скауты из Европы. Поэтому те, кто хотят в будущем играть в серьезном европейском первенстве, вроде белорусского, должны прийти одетыми исключительно в клубные костюмы и вкалывать на занятии. Двое во время одного упражнения столкнулись так, что одного пришлось спешно везти в больницу с подозрением на сотрясение мозга.
В конце тренировки состоялась трогательная презентация. Футболистов построили в шеренгу, поставили нас с Артемом перед строем и торжественно вручили майки "Мачхиндры". Потом с нами по очереди сфотографировались на свои айфоны все игроки (кажется, в какой бы стране и в какой лиге ни играл бы футболист, как бы плохо он ни играл и как бы мало ему ни платили, у него все равно будет айфон).
Особенно обстоятельно подошли к фотоделу четверо африканских легионеров. Выходить на поле им пока было нельзя — в Непале очень сложная рабочая виза, которую непросто получить. Но тренировались они по полной программе. И жили в дощатике через дорогу. Они сфотографировались с нами во всех возможных комбинациях. Куда себя деть от такого внимания, было совершенно непонятно.
"Главное, привыкнуть, что на поле не будет травы, а руководство будет постоянно заставлять тебя играть "тика-таку", хотя в обойме нет Хави или Иньесты. Я пока не слушаю".
После тренировки мы пошли обедать с тренерским штабом и Сюзан, девушкой Юхана, которая приехала навестить его в Катманду. Мы сели на пластмассовые стулья забегаловки. Через минуту принесли по тарелке каких-то острых бобовых, на которых сверху лежали яйца, сваренные вкрутую. На десерт — бананы и чай. Футболисты питались здесь же.
— Юхан, — спросил я. — Ну вот скажи честно: тебя никто не травит дома за то, чем ты занимаешься? Все непальцы мечтают жить в Европе, а ты бросаешь нормальную работу, центральное отопление, горячую воду, отсутствие веерного отключения электричества и прочие так называемые блага так называемой цивилизации и летишь в направлении, обратном вменяемому.
— Ну, — ответил Юхан, — начнем с того, что я ничего не бросал.
— В смысле? Как так?
— Просто. Я не уходил с работы. Я взял отпуск. Все равно сейчас зима, — с улыбкой ответил Калин. — Мне в Непале нравится. Все-таки это опыт в высшей лиге, в чемпионате определенного уровня. Команда ставит перед собой серьезные цели. И мне полезно. Например, в третьем шведском дивизионе нет пресс-конференций. А здесь они весьма ядовитые бывают. Вы же и сами уже видали. Спросить могут любую гадость. Вот я и тренируюсь.Здесь вообще интересно. Главное, привыкнуть, что на поле не будет травы, а руководство будет постоянно заставлять тебя играть "тика-таку", хотя в обойме нет Хави или Иньесты. Я пока не слушаю. Стараюсь прививать атлетичный футбол. Ведь им проще добыть результат. Правда, если не будем выигрывать, то, наверное, уволят. Я уже понял, что в Непале нельзя быть сильно уверенным в том, что будет дальше. Но мне нравится, как работает "Мачхиндра". Биплав делает очень многое для продвижения. И моей девушке все нравится.
Бюджет "Мачхиндры" скромнее, чем у "Мананга" или "Три Стар". Но используют его, пожалуй, гораздо эффективнее.
Вечером я открыл фейсбук. Мне пришло уведомление: "ФК "Мачхиндра" упомянул вас в своем посте". Пост был такой: "Мачхиндра" — самый профессиональный клуб, который я видел в Непале" — Андрей Вашкевич, сотрудник БАТЭ (Борисов) — прошлогодней грозы авторитетов в Лиге чемпионов". И моя фотография с Юханом Калином и майкой.
Этот пост собрал 124 лайка. Я добавил 125-й.
До сих пор это самая популярная моя фотография в фейсбуке.
Дипеш вернулся откуда-то с талонами на еду.
— Идите, перекусите, — сказал он, раздавая нам распечатанные на принтере бумажки с надписью без ошибок: "Национальный турнир Непала по крикету-2070, Катманду. Купон на ланч. Арена: поле инженерного колледжа. Дата — 2070/09". Число "23" было дописано уже ручкой. Рядом стояли вензель уполномоченного лица и печать.
— То есть мы пойдем есть вместе со спортсменками?
— Да. А что тут такого?
Мы вошли в палатку. Перед нами стояла новоявленная легенда непальского крикета Нира Раджопадхайяй, которая спокойно клала себе в тарелку рис и курицу и все остальное, что беглому анализу не поддавалось. Это весьма странное ощущение. Представьте, что вас бы пустили в шатер поесть с Домрачевой после какого-нибудь этапа Кубка мира.
— Ну, хотя бы понятно, что здесь к чему. Будем есть все то же, что и легенда крикета, — сказал Артем, смело схватил ложку и погрузил ее в рис.