«Спартак». Расчистка завалов
В отличие от большинства других клубов российского чемпионата, «Спартак» в нынешнее трансферное окно озабочен скорее продажами, нежели покупками. Обозреватель Sportbox.ru пытается понять, не слишком ли облегчилась команда накануне решающего отрезка сезона.
Сборная потерь
Николай Заболотный в воротах, Марек Сухи и Хуан Инсаурральде в обороне, Эйден Макгиди, Ким Чельстрём и Диняр Билялетдинов в серединке, Маджид Уорис в атаке. Неплохая семёрка, не так ли? Пожалуй, многие команды РФПЛ не отказались бы иметь такой костяк. А если к этому коллективу ушедших добавить ещё группу невозвращённых: Веллитона, Артёма Дзюбу, Жано Ананидзе, Дмитрия Каюмова, – сложится полноценный состав из одиннадцати душ. Вполне, между прочим, отвечающий условиям лимита. Правда, с некоторым небрежением к обороне, но это извинительно: речь же о «Спартаке».
Нет сегодня в российском чемпионате клуба, который освобождался бы от игроков столь активно. Даже «Анжи», переживающий пору очередного переформатирования, до красно-белых масштабов в этой части не дотягивает. Чем вызван такой размах? Не изменило ли спартаковцам чувство меры? И не утерян ли должный запас прочности, так необходимый команде в момент решающей битвы за оба национальных трофея – чемпионство и кубок? Ведь генеральный директор Роман Асхабадзе уже заявил, что других новичков, кроме Патрика Эберта, зимой в клубе, скорее всего, не будет.
Чаще всего причиной расставания становится проигранная футболистом конкуренция. В той или иной степени такой диагноз уместен в отношении Заболотного, Сухи, Инсаурральде, Билялетдинова, отчасти – Чельстрёма и Уориса. Швед, правда, получил предложение, от которого трудно было бы отказаться даже при более прочных позициях в «Спартаке», а ганец очень хотел накануне чемпионата мира иметь постоянную практику, что Валерий Карпин при всём желании гарантировать ему не мог. Макгиди конкуренцию выдерживал, но так и не сумел, похоже, до конца адаптироваться в иной среде – не столько даже футбольной, сколько социально-культурной.
Причины и следствия
Стоит ли видеть в этом списке причину пригвоздить спартаковскую селекцию к позорному столбу? Едва ли. Откровенных неудач здесь, пожалуй, лишь две – Билялетдинов и Инсаурральде. Нормальный, вполне рабочий процент.
Как, допустим, считать провалом Заболотного? Николай Писарев в молодёжной сборной доверял ему безоглядно, да и Александр Тарханов уже заявил, что видит в этом парне первого номера «Урала». Просто в «Спартаке» собрана очень крепкая вратарская бригада, и ответственный за её благополучие Валерий Клеймёнов считал сильнее других. С первым составом сегодня работают четыре голкипера, а потому уход Заболотного трагедией для красно-белых наверняка не станет.
Достаточный запас прочности имеется и в центре обороны. Вышло так, что замена для Сухи и Инсаурральде была найдена до их ухода: ещё в прошлое трансферное окно «Спартак» приобрёл Сердара Таски и Жоао Карлоса. Нарушение причинно-следственных связей было вызвано известной эпидемией, отчаянная борьба с которой обнаружила в красно-белых запасниках ещё один занятный экземпляр. Обойти его вниманием не смог даже такой придирчивый ценитель прекрасного как Фабио Капелло, который вызывал Евгения Макеева на ноябрьские спарринги против Кореи и Сербии именно как центрального защитника.
На днях «Спартак» подписал сменщика Макгиди. Причём в части универсализма, возможно, Эберт своего предшественника даже превосходит. Так что и здесь при умозрительном подходе ослабления вроде бы не произошло. Да и вообще, если иметь в виду весь список ушедших, то сомнения вызывает, пожалуй, лишь пара позиций.
Третий форвард
Дмитрий Аленичев, чьё мнение едва ли можно игнорировать, говорит, что «Спартаку» обязательно нужен еще один нападающий – на случай травмы кого-то из основной пары, Мовсисяна и Барриоса. А в это время отпущенный в аренду Уорис продолжает гусарить в «Валансьене»: в пяти матчах – два гола и три результативные передачи. В общем, именно потеря форварда и выглядит одним из поводов задуматься о необходимости компенсации.
При этом настаивать на том, что Уориса отпустили зря, всё-таки не стоит. Надо понимать, что по сравнению с его прежней командой нынешняя играет совсем в другой футбол. «Спартак» лидер, «Валансьен» аутсайдер. Первый строит игру с позиции силы, второй предпочитает контратаки. Понятно, что для скоростного ганца французский вариант подходит значительно больше. А красно-белым по весне придётся больше преодолевать плотные слои неприятельской обороны, где бежать будет попросту некуда.
Вполне вероятно, что роль третьего форварда Карпин предусматривает для кого-то из дублёров. Допустим, для Владимира Обухова. В зимних спаррингах тренер регулярно даёт ему игровое время, и парень забивает. Неплохой показатель результативности имел он и осенью в матчах второго дивизиона за «Спартак-2»: 9 голов в 16-ти матчах. Так что, не исключено, можно обойтись и без покупки.
Золотой запас
Другой существенной потерей представляется Чельстрём. Достоинства этой кандидатуры заключаются не только в игровых качествах, которые были хорошо заметны в лучших матчах минувшей осени, но и в психологических. Совсем неслучайно Арсен Венгер, объясняя трансфер шведа в «Арсенал», обратил внимание на опыт игрока. Для сегодняшнего абсолютно несведущего в деле организации больших побед «Спартака» Чельстрём с его четырьмя чемпионствами (по два в Швеции и Франции) был уникальной и крайне необходимой фигурой. Таким людям даже необязательно играть в каждом матче и от звонка до звонка: их предназначение – быть психологическим камертоном в ежедневной работе, корректировать эмоциональную тональность коллектива.
Стоит, к слову, отметить, что в части победного опыта «Спартак» этой зимой вообще заметно сдал. Чельстрём, Макгиди, Сухи, Инсаурральде и Билялетдинов в сумме выигрывали национальные лиги 11 раз. На счету оставшегося в команде квартета чемпионов: Барриос, Таски, Озбилиз, Жоао Карлос – в совокупности лишь 6 побед в первенствах Германии, Голландии и Болгарии. Насколько критичной является такая потеря, станет ясно несколько месяцев спустя.
Спасибо, Кэп :)