Алекс Степни. Воспоминания о финале Кубка Европейских Чемпионов 1968 года
«Единственная причина нашего успеха в чемпионате Англии 1967 года- это то, что мы заключили контракт с Алексом Степни», - сэр Мэтт Басби.
Мы были первой английской командой, которая принимала участие в финале Кубка Чемпионов. До конца игры оставалось 5 минут, и счет был 1:1. Мяч в тот момент находился на половине «Бенфики», а Билл Фоулкс хорошо держал ее нападающего Торреша. И вдруг я заметил брешь на том участке, по которому бежал Эйсебио. Его должен был блокировать Нобби Стайлз, но Эйсебио от него оторвался. Я думал, что сейчас мяч полетит в мои ворота и выбежал навстречу нападающему. Мне казалось, я смогу перехватить мяч, но все получилось иначе.
Игра проводилась на стадионе «Уэмбли», и мы имели несомненное превосходство, поскольку нейтрально настроенные болельщики поддерживали в основном нас. Но нам мешала...трава на стадионе. Она была слишком густой, и это замедляло движение мяча при передачах низом. Как только я понял, что мяч из-за травы затормозится, стало очевидно, что Эйсебио первым доберется до него. Мы оказались один на один, и в ту долю секунды я решил остановиться и даже сделать несколько шагов назад. Сначала мне показалось, что он собирается направить мяч мимо меня, - я был так далеко за линией ворот, что ему хватило бы пространства для этого, - но потом я вспомнил, что Эйсебио всегда пытался пробить так, словно хочет порвать сетку, поэтому я встал прямо, решив никуда не бросаться.
У этого парня был один из самых сильных ударов, и теперь мне предстояло испытать его на себе. Он пробил прямо в меня, и мяч попал мне в грудь. Тогда мы играли мячом марки «Митре», и впоследствии я всегда говорил, что после этого удара логотип производителя навсегда отпечатался на моей коже. Признаюсь, было очень больно.
К счастью, мне хватило координации, чтобы удержать мяч. Иногда вратари действуют недостаточно быстро после ударов с ближней дистанции. Я до сих пор убежден, что если бы тогда выпустил мяч, Эйсебио забил бы победный гол.
В тот вечер было очень жарко, около 32 градусов, и к концу игры у нас совсем не осталось сил- поле «Уэмбли» высосало из нас всю энергию. Хотя португальцы и привыкли к жаре, поле, с травой гуще и выше обычного, отняло силы и у них.
Когда закончились 90 минут, мы пришли в ужас от мысли, что впереди еще полчаса дополнительного времени.. Мы знали, кто первым забьет, тот и выиграет: после этого соперник потеряет веру в себя. Мы настроились идти вперед.
Забавно, но второй гол мы забили только потому, что все наши игроки очень устали. Я поймал мяч на третьей минуте дополнительного времени подал его Данну. Он не очень-то хотел его получать и вернул мяч мне- в те дни разрешалось возвращать мяч вратарю. Я передал его другому защитнику, Шею Берннану, но тоже этого не хотел , так как был совсем измучен. Мяч снова оказался у меня и я просто послал его ногой как можно дальше. Он оказался в ногах Брайана Кидда, и тот легким ударом отбросил его от себя.
Надо сказать, что из нашей команды лучше всех себя чувствовал Джордж Бест, он единственный все еще бегал по полю. Бест принял подачу Кидда, сместился в сторону и послал мяч в ворота. Это приободрило всех нас, мы вдруг ощутили новые силы. «Бенфика» же была подавлена и в течение следующих пяти минут пропустила еще два мяча.
Брайан Кидд очень повзрослел за тот сезон. В день финала ему исполнилось 19 лет. Он участвовал в каждой игре нашей европейской кампании, хотя в чемпионате наш тренер сэр Мэтт Басби использовал всего несколько недель, а потом снова отправил в дубль, посоветовав усердно работать, оттачивая мастерство.
Надо сказать, что на «Уэмбли» мы попали в первую очередь благодаря его игре в полуфинале. Нам противостоял мадридский «Реал», и в первом матче дома мы выиграли 1:0. Им забил Бест. На ответную встречу мы отправились уверенные, что сможем сыграть хорошо и пройти в финал. Но этого не произошло.
Мы играли плохо. Не знаю почему, но это был один из таких матчей, когда ничего не получается. Нашим капитаном тогда был Дэнис Лоу, но из-за травмы колена он не смог принять участие в той игре. Вместо него на поле вышел Брайан Кидд. У нас были большие проблемы, и, не успев опомниться, мы уже проигрывали 0:3, или 1:3 по сумме двух матчей. За минуту до перерыва кто-то из наших ребят без всяких надежд послал мяч в сторону ворот, и Брайан побежал за ним, пытаясь догнать. Честно сказать, он сделал это только потому, что он был молод и у него хватило на это энергии. Ничего нам, казалось, не светило, и никто другой в команде не шевельнулся бы, но Брайану удалось заставить центрального защитника Игнасио Соко занервничать. Тот головой отправил мяч вратарю Бетанкуру и... забил гол в свои ворота. Теперь мы отставали всего на один мяч.
В перерыве сэр Мэтт усадил нас и попросил расслабиться. «Ну, ребята, почему вы так нервничаете?- спросил он. - Вы все отличные футболисты, вам просто надо успокоиться. Мы можем забить еще один мяч, а если они нам забьют- что ж, тогда мы забьем два. Идите и играйте, получайте удовольствие».
Если в первом тайме мы играли плохо, то во втором дела у нас пошли намного лучше: сначала Дэвид Сэдлер забил один гол, а потом отличился Билл Фоулкс. Матч закончился вничью- 3:3, что было для нас фантастической победой, так как это результат выводил нас в финал.
Тот день был особенно волнующим для двух игроков нашей команды- Билла Фоулкса и Бобби Чарльтона, который в отсутствии Лоу принял на себя роль капитана. Билл и Бобби- единственные, кто выжил после авиакатастрофы под Мюнхеном, произошедшей 10 лет назад. Тогда погибли 22 человека, включая семерых «малышей Басби», молодых игроков, которым прочили большое будущее. Басби тогда остался вживых.
В момент катастрофы мне было всего пятнадцать. Помню, я услышал об этом, вернувшись из школы. В то время я жил в Лондоне и, естественно, понимал, что это была трагедия, но тогда и представить не мог, что через какое-то время буду играть за «Юнайтед», да еще и под руководством самого Басби.
К тому времени, как мы вышли в финал, я поиграл на «Олд Траффорд» чуть больше года.
Но те, кто вырос на этом стадионе и провел там намного больше времени, чем я, считали, что это был последний шанс для Мэтта Басби. «Манчестер Юнайтед» потерял под Мюнхеном великих футболистов, причем эта трагедия произошла именно во время матчей Лиги Чемпионов. Так что участие в финале имело для нас особое значение.
Однако никто не говорил об этом, эта тема никогда не обсуждалась ни Мэттом, ни Бобби, ни Биллом. Нам же это в голову не приходило, все мы просто делали свою работу.
Мэтт был очень спокойным человеком. Он не прятался за закрытыми дверями, давал дельные советы, воодушевлял нас и призывал играть красиво. Он давал нам свободу на поле и хотел, чтобы мы получали удовольствие от игры. Это было для него крайне важно выбрав состав на матч, он всегда объявлял его сам. Думаю, ему нравилась эта сторона тренерской деятельности: подбор игроков был для него своего рода головоломкой.
Особенно выдающиеся способности он проявлял в работе с молодыми. Отличным примером тому был Брайан Кидд: на скамейке запасных всегда много игроков дубля и юношеских команд, и каждый из них готов выйти на замену. На сей раз шанс выпал Брайану, и он его не упустил, это я поддерживаю как свидетель.
Перед матчем с «Бенфикой» Мэтт, против обыкновения, обратился отдельно к одному из нас, Нобби Стайлсу. Он сказал ему: «Я хочу. чтобы ты блокировал Эйсебио, как ты делал это в полуфинале Чемпионата Мира, играя за сборную Англии». И Нобби действительно закрыл Эйсебио, но на этот раз не следовал за ним повсюду, как два года назад, из-за чего в конце игры ворота пришлось спасать мне.
Два года назад «Юнайтед» победил «Бенфику» в четвертьфинале Кубка Чемпионов в Португалии. Меня тогда еще не было в клубе. В том матче два гола забил Бест. Его фамилия говорила сама за себя. Очень печально, что с ним потом все так произошло. Но вещи, которые он вытворял на поле, были без преувеличения фантастическими. Он играл экспромтом, он был заводилой, всегда изучал защитников, против которых ему придется играть, и придумывал новые способы их помучить. Этот футболист не просто забивал мячи, а делал это изящно. Однажды он забил 33 гола за сезон, и, я думаю, соотношение мячей, забитых левой ногой, головой и правой ногой примерно одинаковы. Ни до него, ни после не было никого, кто мог бы сделать такое.
С детства я мечтал сыграть за сборную и победить в финале Кубка Англии на «Уэмбли». Это были две фантастические вершины, на которые, мне казалось, я мог бы подняться. Попасть в «Юнайтед» и завоевать чемпионский титул- это уже как бонус. Играть за лучшую команду Англии и выиграть Кубок Чемпионов- невероятное достижение. А еще я горжусь тем, что спас ворота после удара Эйсебио. После матча он подошел ко мне и сказал, что восхищен моей игрой. Позже в нашем с ним разговоре он повторил это.
Самое невероятное произошло, когда судья дал финальный свисток и мы осознали, что игра закончилась. Одержав победу, большинство игроков обычно бросаются обниматься и поздравлять друг друга. Но, как я увидел, посмотрев этот матч в записи, в нашем случае все сразу бросились к сэру Мэтту. Этого мы заранее не готовили. Он был великим человеком, и, наверное, каждый понимал, что эта победа очень много значит для него.
Мы все тогда жили в отеле «Russel» в Лондоне и устроили там большую вечеринку, на которую пришли все игроки с членами своей семьи. Лишь Бобби Чарльтон пошел спать, он был совершенно измотан. На следующий день четверых из нас пригласили на товарищеский матч Англии с Германией, поэтому мы пропустили триумфальное возвращение команды в Манчестер. Это меня, конечно, расстроило.
Я всегда надеялся на то, что «Юнайтед» еще раз выиграет Кубок Чемпионов, но не думал, что это случится через 30 лет. Почти столько же, 26 лет, клубу понадобилось, чтобы снова стать Чемпионом Англии. Я был на той сногсшибательной встрече между «Баварией» и «Юнайтед». Какой фантастической оказалась концовка этого матча! Я также был в Лиссабоне на матче группового этапа Лиги Чемпионов в 2006 году, когда «Бенфика» не позволила «Юнайтед» выйти из группы.
Даже сейчас я считаю, что наш успех в тот майский день 1968 года был предопределен. Подумайте сами: из двух выживших под Мюнхеном именно Билли Фоулкс забил решающий гол в полуфинале «Реалу», а потом Бобби стал капитаном в финальном матче . Правда об этом, о «руке судьбы», никто не говорил, и, пожалуй, я понимаю почему: вероятно, никто не хотел лишний раз тревожить светлую память трагически ушедших из жизни «Малышей Басби».