9 мин.

«Этот огонь не погасит даже сборная Бразилии». Религия и футбол в Северной Ирландии

Футбол в Белфасте – это не только поражение сборной России. Иван Калашников поговорил с Джоном Платтом – легендарным форвардом клуба «Клифтонвилл», игравшим в Северной Ирландии во время Ольстерского конфликта.

– Северная Ирландия обыграла Россию. Что это было?

– Не ожидали, да? Я и сам не ожидал. Честно говоря, я куда больше рассчитывал на победу в марте, когда поле завалило снегом. Думал, что вы увязнете в сугробах, а мы забьем гол со стандарта. В нормальную погоду я ждал того, что и все остальные – легкой победы сборной России.

– Вы вообще-то не так давно – в 2006-м – обыгрывали дома испанцев.

– Верно, просто разница в классе с русскими уж слишком очевидна. Думаю, все недавние успехи Северной Ирландии – это классическая недооценка соперника. Понятно, что наши парни, в каких бы невзрачных клубах они ни играли, будут выкладываться и топтать этот газон, пока не упадут замертво. Но они вообще-то больше ничего не умеют! Не подумайте, что я пренебрежительно говорю, но если сильная команда как следует настроится и сыграет в свою силу, то легко победит. Зато стоит только чуть-чуть расслабиться – и все, получайте атаку, прострел, удар головой. Вот, хватило одного раза.

– Ваши футболисты еще и бегали намного быстрее.

– Да, их физическая готовность меня тоже поразила. Когда Россия контролировала мяч, особенно рослый парень в желтых бутсах (Широков – прим. Sports.ru), то я думал: сейчас выдаст острую передачу – и до свидания. Но в решающий момент и он, и ваши форварды почему-то все время медлили. Ну и в оборону в конце первого тайма забыли вернуться, потому и получили гол. Жалко было вашего игрока, который сразу получил травму (Черышев – прим. Sports.ru), потому что он за две минуты создал больше, чем вся команда с начала матча.

– Чем были недовольны болельщики, которые освистывали Акинфеева?

– Там в начале второго тайма был момент, когда в него врезался наш игрок после углового. Акинфеев возмутился, пошел что-то выяснять, а у нас так не принято. В Северной Ирландии нападение на вратаря вообще не часто фиксируют. Он же вратарь, может руками играть, может колено выставить – чего его жалеть? Я в своем прощальном матче играл против собственного брата, вратаря «Мидлсбро» Джима Платта, – и даже не думал ему каких-то поблажек делать, всегда шел до конца. Как бы я забивал тогда? Вот и брату в том матче забил.

– Когда сборная Северной Ирландии сможет бороться хотя бы за второе место в группе?

– Нужно, чтобы игроки набирались опыта в сильных чемпионатах, а у нас в сборной всего два-три человека из премьер-лиги – да и то все центральные защитники: Эванс, Хьюз, Маколи. Хочется, чтобы молодые таланты развивались в какой-то более благоприятной среде, чем низшие английские дивизионы, где только бегают и рубятся. Вон, Кайл Лафферти поехал играть к Дженнаро Гаттузо в «Палермо» – это я всячески одобряю. Может, научится там паре финтов.

*** 

– Давайте о главном. Я правильно понимаю, что далеко не все футбольные болельщики Северной Ирландии поддерживают сборную?

– К сожалению, это так. Хотя жалеть тут стоит не о том, что среди болельщиков нет единства, а вообще о ситуации в целом. Политика, религия, экономика – все это в Ирландии намного важнее футбола, и футбольные проблемы – лишь следствие. Например, сборная играет на стадионе «Виндзор Парк», куда республиканцу не захочется идти хотя бы из-за названия, ведь Виндзор – фамилия правящей династии Британии. Кроме того, на этом стадионе играет «Линфилд», за который болеют протестанты, да и район вокруг протестантский.

Вскоре после войны на «Виндзор Парке» был печально известный матч «Линфилда» против «Белфаст Селтика», местной католической команды. На поле выбежали фанаты и сломали ногу форварду «Селтика» Джимми Джонсу – несмотря на то, что он сам был протестант. После этого «Белфаст Селтик» покинул лиги и вскоре был распущен. Гостевой сектор здесь несколько закидывали камнями и бутылками, а из гостевого – палили из ракетницы. Поверьте, этот огонь никакая сборная не способна погасить – даже бразильская.

– Что будет, если в сборную вызовут католика?

– Вы наверняка знаете Нила Леннона, многолетнего капитана и нынешнего тренера «Селтика» – того, что из Глазго. Пока он играл в Англии за «Крю» и «Лестер», никто особо не возражал против его вызовов в сборную. Как только Леннон перешел в «Селтик», его возненавидели протестанты – они-то все за «Рейнджерс». Сначала фанаты стали петь Леннону антикатолические песни, а перед очередным матчем кто-то позвонил на телевидение и пообещал его убить. Нил немедленно покинул сборную – и больше не возвращался.

Парикмахерская в католическом районе Фоллс-роуд

Штаб-квартира ольстерских болельщиков «Рейнджерс» на Шанкилл-роуд

– Это было больше десяти лет назад. Сейчас такое возможно?

– Разумеется! Два года назад Падди Маккорту, тоже игроку «Селтика» и сборной, отправили пулю в конверте. Видели вчера на поле правого крайнего Ниалла Макгинна?

– Ага, он голевую передачу отдал.

– Тоже получил пулю по почте. Но он из «Селтика» ушел, сейчас играет в «Абердине» – проблем сразу стало меньше. И в сборную вызывают чаще.

– Почему североирландских болельщиков так волнует противостояние шотландских клубов?

– Так ведь оно полностью основано на религии. В Ирландии религиозный конфликт даже и не думает остывать, но местные клубы, честно говоря, слишком слабые, поэтому люди ищут команду посильнее, за которую можно поболеть. И вот тут с самоопределением все просто: если ты католик – разумеется, за «Селтик». Если протестант – за «Рейнджерс». При этом шотландцам-то наплевать на ирландскую борьбу за независимость, да и «Рейнджерс» уже давным-давно подписывают католиков, но болельщики все не угомонятся.

В протестантской части Белфаста, на Шанкилл-роуд есть большой фанатский клуб «Рейнджерс». У них синие футболки, как и у «Линфилда». А у «Селтика» и «Клифтонвилла», главного католического клуба Белфаста, похожие эмблемы – четырехлистный и трехлистный клевер.

***

– Расскажите, как в Белфасте появился католический клуб.

– Вообще-то «Клифтонвилл» – старейший клуб Северной Ирландии, он был основан в 1879 году. После войны команда играла кое-как и растеряла почти всех болельщиков, но с началом Ольстерского конфликта северный Белфаст оказался почти полностью заселен ирландскими националистами, и они начали ходить на матчи «Клифтонвилла». Это единственный клуб в чемпионате Северной Ирландии, за который болеет католическое большинство. Причем хозяевами «Клифтонвилла» изначально были протестанты, но они поняли, что новая идентичность клуба позволит ему стать уникальным – и не стали вмешиваться.

– Как тогда выглядел североирландский футбол?

– Ох, это было сурово. Про поля молчу, грязью и снегом ирландца и сейчас не напугаешь. Но во второй половине 70-х, когда я играл за «Клифтонвилл», фанатские сектора были отгорожены решеткой. Выглядело это жутко, да и на фоне конфликта, постоянных стычек с полицией на стадионе и в городе создавалось ощущение, что на военном положении находится вся страна – включая футбольные поля. Болельщики «Клифтонвилла» называли себя «Красной армией», регулярно устраивали дымовые завесы, висели на решетках, жгли файеры на крыше – в общем, показывали соперникам ад. Еще они были знамениты тем, что собирали на выезды не меньше тысячи человек при домашней посещаемости в пять-шесть тысяч.

Крест на крест. Прогулка по футбольному Белфасту

У «Красной армии» был ритуал – перед матчем они собирались в паре миль от стадиона и проходили по улице, окруженные бронированными машинами и кордонами полиции. Там почти не было агрессии, просто желание показать свою организованность и силу. Честно говоря, при такой мощной поддержке нам игралось очень хорошо.

Матч «Клифтонвилла» и «Селтика» в 1984-м

Полиция разгоняет болельщиков

– Чего удалось добиться клубу с такими фанатами?

– В 1979-м мы дошли до финала Кубка и попали там на «Портадаун». За этот клуб болели самые отмороженные протестанты, перед каждой встречей выбивавшие стекла в нашем клубном автобусе. Играли на «Виндзор Парке» – опять-таки в окружении лоялистов. Я забил гол и отдал голевую передачу Тони Беллу, который забил победный мяч. Это был невероятный день,- однозначно самый счастливый в моей жизни. При этом фанаты из «Красной армии» тогда вели себя как котята – были довольные и пушистые. В какой-то момент даже казалось, что футбол в состоянии остановить религиозную и политическую рознь.

– Что вас убедило в обратном?

– Да каждый следующий день убеждал. Взрывы, драки, выстрелы были для Белфаста обычным делом. Футбол не мог остановить безумие – наоборот, оно проникало в футбол. В 1984 году, когда я уже закончил карьеру из-за травмы головы, «Клифтонвилл» играл товарищеский матч с дружественным «Селтиком» – и даже на этой игре, где собрались идеологически близкие люди, возник конфликт с полицией. Из-за драки на трибунах даже останавливали матч.

– В 1998 году в Белфасте было наконец-то подписано мирное соглашение. В местном футболе что-то поменялось?

– Кое-что – да. Семь лет назад капитаном «Линфилда» впервые стал католик, Майкл Голт. В «Клифтонвилле» играют и работают протестанты. Месяц назад «Клифтонвилл» снова сыграл с «Селтиком», на этот раз в квалификации Лиги чемпионов, и все было более-менее спокойно. Но при этом наш клуб в феврале опять затронули политические протесты. Некоторые молодые игроки, вроде Даррона Гибсона и Джеймса Макклина, предпочли выступать за сборную Ирландии – думаю, не только потому, что она сильнее. Просто все хорошо помнят случай с Нилом Ленноном.

Да и вообще раздуть конфликт в Северной Ирландии сможет любой. Вон, еще в 2008 году матчи ирландской лиги не проводились по воскресеньям – из-за церковных служб. На первом таком матче протестанты поссорились с протестантами – в общем, вы понимаете, какой долгий путь нам еще предстоит пройти. Победа над сборной России, боюсь, не изменила тут ничего.

Стена в Белфасте, разделяющая районы католиков и протестантов