9 мин.

Продукты распада: «Мальорка» Эктора Купера

В 1999 году маленький испанский клуб с балеарских островов бабахнул на всю Европу сенсацией: аргентинский тренер Эктор Купер довел «Мальорку» до третьего места в чемпионате Испании и уверенно прошагал по сетке последнего розыгрыша Кубка Кубков, оставив в дураках «Челси» и едва не грохнув итальянский «Лацио».

Итальянцы тогда победили 2:1 и собирались навечно запереть последний Кубок Кубков в собственном музее (или офисе), но УЕФА отдал трофей «Барселоне», которая завоевывала его чаще всех (4 раза).

Главным же профитом «Мальорки» стал возросший ажиотаж. О клубе заговорили, у него появился редкий шанс сделать шаг на пути к новому статусу.

Но, к сожалению, на следующий год от команды осталось мало куперского – под ручку с тренером клуб покинули задор и фортуна. «Мальорка» закончила следующий сезон Ла Лиги лишь на 10 месте. Впоследствии балеарцев ждала еще парочка удачных исторических промежутков, но свести середняковое клеймо так и не удалось. Ни финансово, ни статусно – не произошло никаких серьезных изменений.

Эктор Купер

Когда Купер был действующим футболистом, его звали «El Cabezón» (дословно – «головастый»). Он играл центрального защитника и блестяще снимал верховые мячи – за это и получил прозвище. Но и тренер из Купера получился вполне светлоголовый – обкатав первые тренерские мысли на аргентинских «Уракане» и «Ланусе», он отправился в Европу. В «Мальорке» все сложилось как нельзя лучше – Купер наладил отличный контакт с футболистами (а тогда «Мальорка» активно покупала дешевых, но крепких аргентинцев) и добился успеха. Правда, отлично работавший на дистанции, Купер всегда проваливал важные матчи. Его «Мальорка» проиграла в финале Кубка Испании «Барселоне», в финале Кубка Кубков – «Лацио».

После этого Купера переманила «Валенсия», но и там его настиг синдром последнего шага – «лос чес» проиграли аж два финала Лиги Чемпионов подряд («Реалу» и «Баварии»). Еще одна смена работы оказалась роковой – в итальянском «Интере» у Купера не получилось ничего, и был дан старт его скитаниям из одной команды в другую. Он возвращался в «Мальорку», пробовал работать в «Бетисе», неделю продержался в «Парме», неожиданно всплывал в сборной Грузии, тренировал греческий «Арис» и сантандерский «Расинг». С 2011 Купер работает с турецким «Ордурспором», и его клуб борется за выживание.

Карлос Анхель Роа

Получив два мяча от Вьери и Недведа, 30-летний Роа тем же летом объявил о завершении карьеры. Эта история здорово пошумела – несмотря на то, что Роа стал лучшим вратарем турнира и испытывал на себе пристальные взгляды скаутов «Манчестер Юнайтед», он прописался в секте адвентистов седьмого дня. Весь следующий сезон он провел с новой «семьей», которая заморочила его настолько, что он всерьез готовился к наступлению конца света. Лишь через 9 месяцев Роа пришел в себя, понял, что ему вешают лапшу на уши, и вернулся в футбол – отрабатывать остатки контракта с «Мальоркой».

Боевую форму он так и не набрал и сидел на скамейке. После этого был «Альбасете», борьба с раком яичек, аргентинский «Олимпо» и завершение карьеры. Сейчас Роа пытается двигать вперед свою тренерскую карьеру.

Хавьер Олаисола

Правый защитник «Мальорки» запомнился тем, что именно из-под него забил свой шедевральный гол Кристиан Вьери, хотя многие почему-то приписывают эту ошибку центральному защитнику Сивьеро. Олаисола проиграл борьбу Бобо Вьери, даже не вступив в нее. После печального финала Олаисола остался на Балеарах и доиграл карьеру в «Мальорке» – уже через 5 лет его бутсы пылились в сундуке.

Элена Марселино

Марселино отыграл все 90 минут матча против «Лацио». И работать бы ему в «Мальорке» еще лет пять, но его приобретением вдруг озаботился английский «Ньюкасл». Марселино неожиданно позарез понадобился Рууду Гуллиту, и англичане отдали за 28-летнего защитника аж 6 миллионов фунтов. Но Гуллит вполне ожидаемо был уволен спустя несколько туров после старта нового сезона, а Марселино не оправдал ожиданий, осел в резерве и стал получать травмы, одну страшнее другой. Через пару лет он уехал доигрывать в испанский «Поли Эхидо», затем работал испанским скаутом «Эвертона» и комментатором английской Премьер-лиги. Сейчас занимается агентской деятельностью.

Густаво Сивьеро

Сивьеро составлял пару центральных защитников с Марселино, и им предстояло как-то сдерживать грозную пару Вьери-Салас. Бобо открыл счет уже на 6 минуте, но вместо Сивьеро рядом с ним оказался крайний защитник Олаисола. Зато Сивьеро ошибся в эпизоде с голом Павела Недведа – мяч отскочил к чеху именно от него, но тут еще вопросы возникают и к тем, кто должен был работать на подборе. Опорная зона, в которой швырял уголь в топку старый Энгонга, в этом эпизоде потеряла бдительность. Как бы там ни было, но Сивьеро даже удостоился вызова в сборную Аргентины. Марсело Бьелса позвал 29-летнего Густаво на товарищескую игру против Голландии, но так и не выпустил его на поле и впоследствии Сивьеро никогда не вызывался в национальную команду.

После «Мальорки» Сивьеро какое-то время поиграл в «Альбасете» и «Колоне», а в 2005 завершил карьеру. Сейчас ученик Купера активно пробует тренировать. Неплохо начинал текущий сезон с «Мурсией», но впоследствии был уволен из-за плохих результатов.

Микель Солер

Левый защитник Солер – один из тех, кто играл и за мадридский «Реал» и за «Барселону». В «Мальорке» Солер доигрывал – на поле бирмингемского «Вилла Парк» он выходил в 34-летнем возрасте. Именно он раскатил голевую атаку «Мальорки», именно он до поры надежно работал с Павелом Недведом. Однако чех вывернулся и забил решающий гол, уйдя из зоны Солера в центр. В 2003 году он завершил карьеру и какое-то время играл за пляжную сборную Испании, а сейчас работает с «Мальоркой В» в качестве главного тренера.

Лаурен

Камерунскому полузащитнику Лаурену Бисану-Этаме Майеру, перекрывшему кислород будущему тренеру «Ман Сити» Роберто Манчини, повезло – он оказался одним из тех немногих, кто ушел из «Мальорки» на повышение. Правда, случилось это еще через сезон после памятного финала. Лондонский «Арсенал» отвалил за Лаурена около 10 миллионов фунтов, и в Англии камерунцу пришлось посмотреть на себя с другой стороны – он сбрил игривые косички, подкачал мышцы, стал гораздо более «силовым» игроком. Несмотря на то, что в Англии он часто получал травмы, ему удалось на какое-то время стать игроком основы и даже почитаться за одного из «Непобедимых» в сезоне 2003/04. После «Арсенала» Лаурен играл в «Портсмуте» и «Кордобе», в 2010 завершил карьеру. Большой звезды из него все-таки не получилось.

Висенте Энгонга

35-летний Энгонга прекрасно справился с задачей Купера. Испано-гвинейский ветеран сковал «Лацио» в центре поля, и если бы не он, римляне могли бы наплести гораздо больше опасных комбинаций. Доминирование Энгонги в опорной зоне привело к тому, что Свену-Йорану Эрикссону пришлось в самом начале второго тайма менять съеденного Деяна Станковича на Сержиу Консейсау. Как ни парадоксально, с выходом португальца ситуация существенно изменилась – пот лил с Энгонги ручьем, но заменить его было некем. После ухода из «Мальорки» в 2002 году Висенте потратил еще сезон на «Овьедо» и «Ковентри Сити», после чего отправился на пенсию. Впоследствии тренировал дубль «Мальорки» и сборную Экваториальной Гвинеи.

Ариэль Ибагаса

Десятка испанцев. Аргентинец стал основной силой «Мальорки», ее мозгом, который уверенно разбирался с итальянскими хавбеками. «Мальорка» играла во что-то, отдаленно напоминавшее сегодняшнюю «Барселону» – во главе всего стоял контроль мяча, и Ибагаса вместе с Йованом Станковичем и Висенте Энгонгой легко выходили из-под прессинга при помощи обыкновенного «треугольника». Ибагаса играл на Балеарах до 2003, после чего попробовал закрепиться в «Атлетико» (не вышло) и «Вильярреале» (тоже не вышло). «Седой» (кличка Ибагасы) до сих пор изредка играет в футбол, его можно увидеть в футболке греческого «Олимпиакоса».

Йован Станкович

В отличие от однофамильца из «Лацио», балеарский Станкович провел великолепный матч – эффективно мудрил в центре поля на пару с Энгонгой, поддерживал идущего в атаку Лаурена, смещался на левый фланг и доводил до исступления видавшего виды Джузеппе Фавалли. Именно Йован Станкович отдал голевую передачу на Дани, который сравнял счет уже на 11 минуте финального матча. Крутейший перфоманс обеспечил ему место и в составе сербской сборной на Евро-2000.

После «Мальорки» Станкович, как и положено сербу, вдоволь покочевал: «Марсель», «Атлетико», снова «Мальорка». Его последним клубом стала «Ллейда».

Дани

Дани забил гол в ворота Луки Маркеджани – самое лучшее из того, что можно было сделать, он сделал. Изящное движение ногой, единственное легкое касание – и Эрикссон сидит в луже. Голом Дани восхищались итальянские комментаторы, а «Барселона» впечатлилась настолько, что перевела на счет «Мальорки» 13 миллионов фунтов. К сожалению, переход в «блауграну» сгубил Дани – он никак не мог осознать себя игроком основы, но делал все возможное, забивая прямо с лавки (в первом сезоне за «Барсу» Дани забил 11 мячей, выходя на замену). В итоге посыпались травмы и бесконечные переходы – в «Сарагосу», «Эспаньол», «Олимпиакос», «Денизлиспор». Дани закончил в «Райо Махадаонда» – клубе третьего дивизиона. Он, безусловно, мог стать крупной мировой звездой, но все закончилось забытьем.

Лео Бьяджини

Еще один аргентинец Купера, Бьяджини отыграл матч против «Лацио» довольно слабо и оказался единственным замененным футболистом – вместо него тренер выпустил Вейко Пауновича (который, кстати, через 8 лет ненадолго всплывет в казанском «Рубине»). Бьяджини всегда был середняком, и, кажется, не испытывал к футболу особенного интереса – в 30 лет он вернулся в Аргентину и тихо закончил карьеру в «Арсенале» Саранди.

***

Удивительно, но в составе той «Мальорки» не нашлось ни одного крупнокалиберного таланта (с огромными натяжками – Дани и Лаурен). Оказалось, что Купер сделал невероятное – дошел до финала с командой, составленной из сплошных работяг и середняков, мотивация которых состояла явно не в перспективе смены работы на более высокооплачиваемую.

Когда ушел Купер, «Мальорку» возглавил тренер с максимально футбольным именем – Роберто Карлос Марио Гомес. И вот этому Гомесу руководство «Мальорки» сделало царский подарок – привело в команду 18-летнего Самуэля Это’О из «Реала», 32-летнего Мигеля Анхеля Надаля из «Барселоны», 18-летнего Даниэля Гуису из «Хереса», 30-летнего Хермана Бургоса из «Ривера», вызвало из дубля молодых Хосепа Луиса Марти, Диего Тристана, Лео Франко.

Но Марио Гомес не смог предложить этой компании ничего толкового. А ведь, как показывает история, на руках у него было гораздо больше козырей, чем у Эктора Рауля Купера.