12 мин.

Победа для Тито. Как «Барселона» прошла «Милан»

В истории «Барселоны» были и более впечатляющие еврокубковые камбэки – трижды каталонская команда выходила в следующий этап после поражения 0:3 в гостях. В двухматчевых противостояниях с «Ипсвичем», «Андерлехтом» и «Гетерборгом» сине-гранатовые выигрывали на «Камп Ноу» ровно с тем же счетом 3:0, а потом побеждали в серии пенальти. Но то было в других турнирах – Кубке УЕФА, Кубке Кубков и Кубке европейских чемпионов, а вот в Лиге чемпионов до вчерашнего дня никому не удавалось пройти в следующий раунд плей-офф после поражения 0:2 в первом матче. Отсутствие прецедентов даже удивляет – все-таки двадцать лет турниру.

Формально выход в четвертьфинал – не ахти какое достижение для «Барсы», которая в каждом из пяти последних розыгрышей главного еврокубка доходила как минимум до полуфинала (серия, которой опять же нет аналогов в истории Лиги чемпионов, началась еще при Франке Райкарде). Да и вообще, не так уж и удивительно, что «Барселона» громит команду, которая в четвертом по силе национальном чемпионате Европы отстает от лидера на 11 очков.

Но сейчас, когда «Барселона» вышла в четвертьфинал, отыграв поражение 0:2 от «Милана» в первом матче, столица Каталонии сошла с ума от счастья. После финального свистка болельщики выходили с «Камп Ноу» куда более счастливыми и восхищенными, чем после любого домашнего матча «Барсы» за последние пару лет. Фраза Remontada es posible («Отыгрыш возможен»), которую словно мантру повторяли в последние две недели на обложках каталонских газет, в телепрограммах и в хэштэгах твиттера, обернулась реальностью, ставшей похожей на сказку.

Надо признать, что бесхребетная и никчемная игра «Барсы» на «Сан-Сиро» и в двух последовавших класико здорово подорвала веру в возможность отыгрыша с «Миланом». Некоторые даже заговорили о конце эпохи «Барселоны», хотя для внимательно следящих за каталонским клубом зрителей не было секретом, что февральский функциональный спад для «Барсы» Гвардиолы/Вилановы – это абсолютная норма. Но в этом сезоне физический спад футболистов «Барсы» помножился на отсутствие тренера, без которого «Барселона» оказалась оркестром без дирижера, как метко выразился на предматчевой пресс-конференции Жерар Пике. Тито Виланова пообещал футболистам «Барсы», что он вернется в команду к четвертьфиналу Лиги чемпионов, но дорога туда лежала через миланский труп. Через аж три (три!) гола в ворота итальянцев, умеющих сушить игру лучше всех в мире. И вдобавок нужно было не пропускать, что у «Барселоны» не получалось в течение 13 матчей подряд – вплоть до игры последнего тура Ла Лиги против занимающего там 20-е место «Депортиво».

Февральский функциональный спад для «Барсы» Гвардиолы/Вилановы – это норма

Не было сомнений, что отыграть 0:2 против «Милана» «Барселоне» в принципе по силам, вопрос был в том, может ли сделать это «Барса» прямо сейчас, после серии своих худших матчей сезона. Логика подсказывала, что команда не будет находиться в функциональной яме больше двух недель, и спираль физической формы игроков «Барсы» пойдет вверх, но насколько сильно она поднимется, чтобы громить «Милан» – об этом судить было сложно.

«Барселона», по слухам, готовила тактический сюрприз. Обе каталонские спортивные газеты, Sport и Mundo Deportivo, делились инсайдами, что «Барселона» наигрывает на тренировках схему 3-4-3. В ориентировочных составах на матч обе газеты не включали в число защитников Дани Алвеса, ставя при этом Месси на место распасовщика – под тремя (аж тремя!) другими форвардами. Ведущая испанская газета  El Pais и вовсе нарисовала предполагаемый стартовый состав «Барселоны» по схеме 3-3-4. Дани Алвес, которого и в лучшие годы было сложно назвать оплотом надежности в обороне, этот сезон проводит откровенно неудачно, и оставлять его в обороне в матче, в котором пропускать никак нельзя, было большим риском. И в ориентировочных составах у наиболее информированных испанских газет Алвес значился правым форвардом. Но после того, как информация о тактическом сюрпризе «Барселоны» просочилась в прессу, сюрприз перестал быть сюрпризом, и в «Милане» к такой расстановке «Барселоны» точно приготовились. Нельзя исключать и вероятность, что «Барселона» намеренно вбросила в СМИ дезинформацию для запутывания соперника.

На самом же деле Виланова, де-факто руководивший командой из Нью-Йорка, сыграл по привычной схеме 4-3-3. Стартовый состав «Барселоны» был абсолютно таким же, как в лондонском финале Лиги чемпионов 2011 года, за исключением одного вынужденного изменения – вместо страдальца и героя Абидаля на левом фланге оказался Жорди Альба. Неожиданностью стало лишь то, что Жорди Альба играл против «Милана» как раз так, словно он Абидаль, а не Жорди Альба. Экс-защитник «Валенсии» намного реже обычно подключался к атакам, оставаясь третьим оборонцем в то время, как вперед несся по противоположенному флангу Дани Алвес. Фактически «Барселона» в этот вечер поменяла главного атакующего латераля – обычно им был в этом сезоне как раз Альба (чье появление в «Барселоне» во многом и повлияло на регресс Дани Алвеса – как в принципе, так и по части активности на чужой половине поля). С «Миланом» же Алвес несся вперед, как в старые добрые времена, а Жорди Альба был в куда большей степени защитником, а для поддержания активности на левом фланге туда часто смещался из центра Иньеста.  

Мне было удобно наблюдать за тактическими нюансами из-за необычного ракурса просмотра игры – я взял билет на трибуну за воротами, прямо над фан-сектором «Барселоны», который на один вечер прекратил свою забастовку. На предыдущей игре с «Депором» фан-сектор «Барселоны» был демонстративно пуст – вместо себя фанаты оставили баннер с текстом «Сине-гранатовое кладбище. Спасибо всем». Восемь ведущих фан-группировок «Барселоны» решили объявить забастовку на все оставшиеся домашние игры «Барселоны» в Ла Лиге из-за «чрезмерного давления полиции» после истории с файером, брошенным во время класико. Это так по-испански: чуть что, сразу забастовка. Теоретически это здорово: граждане умеют бороться за свои права, а вот практически… Когда вы летите «Иберией», а ваш рейс отменяют из-за забастовки то диспетчеров, то стюардесс, то сотрудников аэропорта, то всего персонала сразу, радости за их борьбу как-то маловато, а между тем такие вещи случаются уж слишком часто.

Фан-сектор «Барселоны» на один вечер прекратил свою забастовку

К забастовке фанатов «Барселоны» можно относиться с немалой иронией, конечно. Во-первых, потому что давление полиции, на которое они жалуются, не идет вообще ни в какое сравнение с теми проблемами, которые создает фанатам российская полиция, например. Попробовали бы разок каталонцы столкнуться с российской полицией, и отечественные проблемы очень быстро показались бы им раем. Ну а во-вторых, не так уж и активен фан-сектор «Барселоны», чтобы его отсутствие было сильно заметно. В матче с «Депортиво» «Камп Ноу» все равно скандировал «Не-за-ви-си-мость», пел гимн «Барселоны» посередине матча и затягивал (не слишком громко, но это же «Камп Ноу») песни, хоть три нижних сектора прямо за воротами и были абсолютно пусты, что резко контрастировало со всеми остальными секторами, заполненными минимум процентов на 80.

На матч с «Миланом» забастовка не распространялась – и на нижних секторах снова размахивали огромными сине-гранатовыми и красно-желтыми каталонскими флагами, били в барабан и начинали скандировать по сигналам двух заряжающих, которые стояли спиной к полю. Но, сидя одним ярусом выше уже на обыкновенной трибуне, я тоже чувствовал себя вполне как в фан-секторе. Все люди вокруг отдавались болению с той же самоотдачей, что футболисты «Барсы» – борьбе на поле: с четким восприятием, что этот матч – как последний, на нем надо выложиться полностью и немного больше. «Мы одна команда» – надпись на гигантской мозаике из поднятых 95 тысячами зрителей бумажек была идеальной иллюстрацией к происходящему. Истошными воплями и какими-то скорее стихийными скандированиями (которые не подхватывала трибуна полностью и которые в интершуме со стадиона были скорее абстрактным гулом, чем песнями с конкретными словами) «Камп Ноу» гнал «Барсу» вперед и еще больше заряжал энергией.

Моим соседом справа оказалась кудрявая каталанка, кричавшая 90 минут игры почти нон-стоп, а слева была девушка, наблюдавшая за игрой спокойнее остальных, но явно с колоссальным внутренним напряжением – при опасности у ворот «Барсы» она трогательно ругалась на французском. Вообще женщин среди болельщиков было не меньше трети, а еще бросалось в глаза обилие пенсионеров – даже на заворотной трибуне. Многие зрители тепло здоровались друг с другом – они явно держатели абонементов и видятся на каждой домашней игре «Барселоны». У владельцев абонементов, действительных только на матчи Ла Лиги, было право выкупа своих мест на игру с «Миланом», а невыкупленные ими билеты уходили в продажу на сайт «Барселоны». Первые дни билеты продавались только для сосьос «Барсы», а затем – уже для всех желающих. Купить билет в день матча у стадиона с рук не было проблемой, причем прямо перед стартовым свистком цены у спекулянтов, говорят, оказывались даже ниже номинала, составлявшего от 79 до 250 евро.

Купить билет в день матча у стадиона с рук не было проблемой

Те силы, что накопили футболисты «Барселоны» благодаря окончанию функционального спада и пропуску последней игры с «Депором» лидерами команды, каталонцы воплотили в мощнейший стартовый спурт. Первые полчаса «Барселона» демонстрировала лучшие образцы своей игры, добавив при этом к филигранным и комбинациям в одно касание в высочайшем темпе кое-что новое – дальние удары. Победой в первом матче «Милан» вынудил «Барселону» выкладываться по полной, и теперь физическое состояние каталонцев уже было достаточным для демонстрации фирменной игры, а потому зрелище получалось первоклассным. Одна из многих быстрых перепасовок, стеночка Месси с Хави, и Лео с 15 метров пальнул с левой. Из-за ворот казалось, что мяч летит словно в замедленной съемке, а в следующую минуту на голову уже падал поп-корн, уроненный кем-то при праздновании гола. Быстрый гол – именно то, что нужно было «блаугране» больше всего, и каталонцы на радостях продолжали атаковать в ураганном темпе первые полчаса, исправно создавая голевые моменты. Уже на 12-й минуте счет мог становиться 2:0, когда в миланской штрафной завалили Педро – арбитр имел все основания назначать пенальти, и тогда победу «Барсы» списали бы на якобы помощь судей.

Можно долго рассуждать о логичности и справедливости в футболе, но один случайный рикошет, один миллиметр коррекции полета мяча – и все пойдет по-другому. Кто знает, забей «Барса» быстро и второй гол, вдруг «Милан» смог бы отыграться. Кто знает, попади Ньянг при выходе один на один чуть правее штанги – и может «Барса» успела бы ответить тремя голами. Наконец, если бы Пуйоль не повредил колено на утренней тренировке, то он точно играл бы с первых минут, и вся игра пошла бы совсем по-другому, и не было бы той комбинации, что привела к первому голу «Барсы». В итоге же место капитана «Барселоны» занял Маскерано, который после игры принес болельщикам публичные извинения (!) за то, что упустил Ньянга в том моменте, который мог перевернуть игру. При этом, если оставить за скобками единственную ошибку, Маскерано сыграл превосходно. Энергия аргентинца стала одним из тех факторов, благодаря которым «Барса» играла так мощно. А в следующей же атаке после миланского голевого момента Иньеста выложил мяч на Месси, и аргентинец, не входя в штрафную, выполнил задачу минимум для «Барсы». С трибуны это выглядело примерно так:

Забавно читать реплики в стиле «После промаха Ньянга стало понятно, что «Барса» выйдет в четвертьфинал» – таких было много в твиттере. Ничего не было понятно даже после второго гола Месси – каталонцам предстояло проделать еще колоссальную работу, чтобы забить еще и при этом не пропускать. Один нелепый рикошет, и все усилия любой из команд могли пойти насмарку. Обыденные совершенно мысли, конечно, но именно в больших матчах понимаешь, насколько ничтожна грань, отделяющая успех от провала. При в целом совсем слабой игре «Милан» вполне мог оказаться в четвертьфинале – не накрой Жорди Альба мяч перед потенциально убойным ударом Робиньо, не прерви Пике в полушпагате острый пас, и таких моментов была уйма, несмотря на подавляющее преимущество «Барселоны».

Особенно нервно стало на трибунах после третьего мяча, как ни странно. Давид Вилья забил его, реализовав свой в общем-то единственный в этот вечер голевой момент, но в целом за игру Давид заслужил высочайшей оценки. Вилья проделывал поистине колоссальнейший объем работы, особенно без мяча, терроризируя защитников «Милана», создавая свободные зоны для партнеров, отвлекая на себя соперников. Смотреть за лучшим бомбардиром в истории сборной Испании было в этот вечер настоящим удовольствием, Давид был настоящим бойцом и он сделал для победы максимум. Стадион провожал уходившего на замену Вилью как всегда мощной овацией (Давида в Барселоне так неистово любят, что сильно аплодируют и после неудачных матчей) – это видно не видео, в начале которого Месси исполняет штрафной, и трибуны от фотовспышек загораются, словно новогодняя гирлянда.

 

Поведя 3:0 к 55-й минуте, дальше «Барселона» уже не так мощно атаковала. Ощущение тревожности постепенно нарастало – забей «Милан», и времени отыграться было бы все меньше. Особенно нервным выдался отрезок с 80-й по 85-ю минуту, когда «Милан» выполнил несколько подходов к воротам «Барсы» под сильнейший свист с трибун. В Шотландии в решающие моменты матча бы пели, но на «Камп Ноу» зрители в концовке так волновались, что вели себя даже тихо.

Атмосфере на трибунах в этом матче было далеко безумства на игре с «Арсеналом» трехлетней давности в четвертьфинале Лиги чемпионов, когда «Барса» пропустила первой, а потом Месси сделал покер. Тогда комфортный для «Барсы» счет 3:1 установился еще до перерыва, и весь второй тайм болельщики сходили ума от счастья, распевая фамилию Месси, который затем своим четвертым мячом довел градус безумства до совсем зашкаливающего. Вчера уровень децибел был меньше, надо признать – пусть это и был матч с впечатляющим камбэком, который запомнится навсегда. Даже когда «Барса» атаковала там, на дальней половине поля за пять минут до финального свистка, напряжение было колоссальным. Ведь вот они, ворота «Барселоны», совсем рядом, и они кажется такими огромнейшими, а Вальдес стоит за пределами штрафной, и одна контратака, один рикошет и мяч окажется в этих огромнейших воротах, и тогда сезон для «Барсы» вдруг окажется законченным, и все усилия пойдут насмарку, и времени исправить ситуацию уже не останется, и для Тито уже и причин-то не будет возвращаться из Америки, и эти парни в белых футболках будут праздновать гол и ждать соперника в четвертьфинале… Это были чудовищно нервные минуты. Минуты, которым не было конца. Минуты, в каждую из которых смотришь на часа раз так шестьдесят.

Для полного совершенства истории камбэка «Барсы» не хватало только восклицательной точки. И после долгой нервотрепки она последовала. Это была голевая комбинация с участием Боян Кркича. Кркич отдал пас Месси, тот бросил в прорыв свежего Алексиса, и чилиец отпасовал на фланг на быстрее всех прибежавшего к чужим воротам защитника Жорди Альбу – и 4:0 на 93-й минуте. Ремонтада была возможна и она стала реальностью. Надо было только верить и бороться. Футбол всегда как отражение жизни: если есть хоть какие-то шансы, надо верить и бороться, и 0:2, которые раньше никто никогда в Лиге чемпионов не отыгрывал, превращаются в 4:2 – победу, такую уверенную де-юре и такую тонкую по сути.

 

Команда без тренера выиграла решающую битву ради него – Тренера. Больше никаких валидольных трансляций Лиги чемпионов из Нью-Йорка, Тито. Оркестр и дирижер воссоединяются, впереди у них тяжелая дорога до финала, успешная либо нет, но главное – что дальше они идут вместе. Было бы чудовищной несправедливостью по отношению к Виланове, чтобы его команда проиграла главную битву сезона, пока тот боролся с раком. Теперь главная битва сезона снова впереди. И у «Барселоны», и у всех остальных претендентов на победу в главном турнире Европы.