Изменил всё, но не изменил себе
98 год. Июль. Мой первый матч чемпионата мира. И сразу - финал. На стене висит постер со сборной Бразилии, на старом столе тут и там – наклейки с Роналдо, Ромарио, Дунгой. Зубастик среди них - любимый. Это потом я узнал, что называют его так только у нас и что в сущности прозвище-то обидное. Но тогда в этом было что-то удивительно близкое и даже ласковое - Зубастик. Мой отец его так до сих пор и называет. А еще - «наш Роналдо», то есть не тот, португальский.
Трудно ли представить, какие эмоции я испытывал, видев его выходящим на поле «Стад де Франс»? Конечно, я еще не знал, что вышел на матч он на уколах. Конечно, не подозревал о каких-то темных историях, связанных с ним и его бразильской подружкой. В детстве вообще все проще воспринимается, без лишних подробностей.
Уверен ли я был в победе сияющего Роналдо из солнечной Бразилии над непонятными французами? Да я нисколько в этом не сомневался. Но вот проходит 27 минут, Роналдо не видно, а какой-то Зидан открывает счет. Наконец кумир прорывается к Бартезу, и тот сбивает его с ног: с мясом, но и с мячом. Самый яркий футбольный кадр детства. Пенальти, к моему возмущению, не дают, игра продолжена, а вскоре снова Зидан, а затем Пети добивают любимую Бразилию.
Так, сам того не подозревая, я впервые соприкоснулся с игрой великого Зинедина. Может быть, он не осознавал этого тогда, но именно в тот самый момент Зизу изменил, круто повернул футбольную историю своей страны. Всем стало ясно: Франция - лучшая в мире.
В том же году ему вручают «Золотой мяч» и признают лучшим игроком во Франции и во всей Вселенной, а еще спустя два года он приводит свою сборную к рекордному успеху - победе на Евро сразу после чемпионата мира. Зидан меняет не только историю, он впервые со времен Платини меняет отношение к футбольной Франции, но на этот раз уже навсегда: отныне «Трехцветных» будут считать фаворитами на всех без исключения крупных турнирах. Даже много после того, как сам Зидан завершит карьеру.
А через год после чемпионата в Бельгии и Голландии Зидан переходит в «Реал». Здесь у него будут большие победы, еще два звания лучшего игрока от ФИФА, великий гол «Байеру» в финале Лиги чемпионов. Но я не буду перечислять все его достижения: оценить их значимость все равно невозможно. Да и, как оказалось, вся соль карьеры и даже жизни Зизу была в другом.
Снова финал. Восемь лет прошло. Его поколение уже давно сошло на нет. Остались только те, кто тогда, в великом 1998-м, были еще совсем зелеными. А Зидан… он просто сменил амплуа. Поневоле стал играющим тренером. И в этой роли снова показал свое величие. Кто, после провалов на ЧМ-2002 и Евро-2004, верил во Францию, в то, что она сможет дойти до финала? Пожалуй, только один человек. «Трехцветным» очень повезло, что этот человек был ее лидером. Тем, кто способен изменить всё, повернуть время вспять, заставить партнеров тянуться за собой.
И этот Человек, этот величайший игрок смог совершить почти невозможное: всего с одной победой в группе он вывел Францию в плей-офф, а затем поочередно обыграл Испанию, Бразилию, Португалию. В финале ждала Италия – россыпь столь же блестящих игроков, играющих в потрясающее катеначчо под руководством великого Липпи.
Финал получился совсем не таким, как шесть лет назад. На этот раз его Франция столкнулась с философией, противоположной бразильской, и достаточно сделать один шаг – чтобы французский футбол навек был закреплен как один из величайших в истории. Как игра, позволившая двум разным поколениям одной команды сначала разогнать сумасшедший бразильский карнавал, а затем – взять непробиваемую итальянскую крепость.
И Зизу, кажется, планомерно исполняет свой план. Он уже успел показать Италии, что может забить, и забить подчеркнуто легко, что даже старина Буффон ему не помеха. Пусть после этого французы почти сразу пропустили, игра отнюдь не складывается в пользу итальянцев… И тут происходит ЭТО.
Наверное, в жизни каждого великого спортсмена, несмотря на все его достижения, можно выделить один-единственный, но самый важный, определяющий момент. У кого-то он происходит в самом начале, на восхождении к вершине, у кого-то – на пике, а у кого-то… Возможно, то, что у Зидана этот момент получился относящимся к футболу лишь на половину, – возможно, это и правильно. С точки зрения логики. Зизу всегда был подчеркнутым джентльменом на поле, уважительно относился к соперникам, был чужд информационных войн и не был замечен в околофутбольных скандалах.
Разве что однажды, еще выступая за «Бордо», молодой полузащитник получил красную за грубость уже на 36-й минуте матча – по его признанию, не смог сдержаться от чувства несправедливости, овладевшего им после многочисленных ударов по ногам. Об этом он честно признался – и со временем преодолел, стал выше этого.
Однако чувство справедливости – штука заразительная. К нему привыкаешь, как к хорошему виски или любимому коктейлю. Пьешь не каждый день, может быть, только по праздникам, но если пьешь – то только его. В любой ситуации.
Понимал ли Зидан перед матчем, что Матерацци – и не только он – будет его провоцировать со вполне ясной целью? Думаю, понимал. Как понимал и то, что не сможет не ответить. «Я выходец из неблагополучного района в Марселе. Здесь обычно не смакуют драки, но если кто-то провоцирует тебя, ты обычно не даешь ему уйти от возмездия», – говорил он еще после того случая во Франции. С того момента он стал мудрее, опытнее и спокойнее, он изменил целый мир, потянув его за своей звездой – но изменить себе он не мог, не имел права.
Критики и льстецы разделились после этого его поступка на два лагеря: одни обвиняли в непрофессионализме и том, что таким образом он подвел команду, которую сам же в финал и втащил. На своем горбу. Другие – хвалили за проявленную мужественность и чувство морали, за пресловутые «яйца».
Понятно, что истина была посредине, но главное тут другое: Зинедин Зидан в глазах многих людей, а что важнее, в собственных глазах, остался просто человеком. Да, великим человеком. Да, человеком, изменившим футбольную историю целой страны, а может, и всего мира. Но все-таки прежде всего – именно выдающейся личностью, пусть и с обостренным чувством справедливости.
но все равно плюс, текст хороший
Кроме этих двух парней есть действительно Великие, которые при этом так и не получили Золотой Мяч.