7 мин.

Моя большая греческая полузащита. История Панайотиса Тахцидиса

Александр Скворцов рассматривает под лупой греческого полузащитника, неожиданно ставшего одной из ключевых фигур в «Роме» Зденека Земана.

Говорит Твиттер:

«Тахцидис – антифутболист!»

«Тахцидис играет, Пьянич сидит на лавке. Это за гранью моего понимания»

 «Сколько еще мы будем гадать, почему Тахцидис играет в основе? Тайная любовь с Земаном?.. Шантаж?..»

«Господи, заставьте Земана убрать грека! По сравнению с Де Росси он ничто!»

 «Земан сказал, что Тахцидис был лучшим. Что он курит и почему не смотрит на Тотти?!»

«Тахцидис получил красную! Спасибо, боже, в среду он не сыграет!»

«А можно попросить для Тахцидиса матчей пять дисквалификации?..»

***

Греческий юноша с густыми бровями, мужественной щетиной и чувственными губами затесался в итальянский футбол два года назад – его постепенно расцветающие футбольные таланты помогли Энрико Прециози относительно легко расстаться с двумя сотнями тысяч евро. В АЕКе Тахцидис дебютировал в 16 лет, в 17 забил первый гол и стал постоянным членом основной обоймы. Обычно в таком возрасте полное доверие и перевод во взрослую команду получают только сверхталантливые игроки. Те, кто готов драться на поле со здоровенными 30-летними мужиками, быстро работать с мячом и держать в узде собственный юношеский максимализм.

Уже в 17 лет габариты позволяли Тахцидису смотреться внушительно даже на фоне более опытных. Природа присовокупила к его роскошной антропометрии (191 см, 86 кг) хорошую технику и видение поля. Если бы она расщедрилась еще и на подвижность и умение вести борьбу на втором этаже, Тахцидис был бы готовым топ-футболистом еще до собственного совершеннолетия.

Он уезжал из Греции вторым лучшим молодым футболистом чемпионата (первое место взял Василис Куцианикулис, до сих пор томящийся в «Эрготелисе»), но в Италии сказки быстро закончились – за «Дженоа» он не сыграл ни разу и, как многие другие, стал перебиваться арендами. Это вообще очень типично не только для «Дженоа», но и для любого другого итальянского клуба – в страну привозится любой мало-мальски перспективный футболист, а что с ним будет дальше, зависит только от него самого. Требования для всех одни, и сколько бы ты не становился лучшим в Греции, лучшим в Италии ты станешь через десяток лет. Если повезет.

Тахцидису, можно сказать, уже начало везти. Бинго пришлось на третью арендную ходку – в озорной «Вероне» у Андреа Мандорлини он раскрылся и весь год отыграл в основе. Веронцы до последнего сражались с «Пескарой», «Торино» и «Сампдорией» за продвижение в серию А, но не дотянули самую малость. Тахцидис играл центрального полузащитника, располагающегося чуть выше обороны и отвечающего за разрушение, но и в атаке не терялся и даже забил три мяча.

«Верона» до серии А не дотянула, но дотянул Тахцидис – великан попал на глаз к Зденеку Земану, тренеру занявшей первое место «Пескары». И если бы чех не перебрался в Рим, наверняка сейчас Тахцидис играл бы на стадио «Адриатико».

Вернувшись в «Рому» спустя 13 лет, Земан оказался в знакомой среде. Не откладывая дело в долгий ящик, он по новой взялся за возведение (или реконструкцию) Земанляндии – сказочного образования, такого неожиданного, дерзкого и парадоксального. Цели футбола по Земану – атака и обилие голов, а средство для достижения этих целей – молодые и агрессивные футболисты. Те, кто подходит под его модель, а не те, кто в тренде, футбольном менеджере и списке главных мировых талантов.

Именно поэтому на встрече с директором «Ромы» Сабатини Земан, кряхтя, уселся в кресло и сходу поставил жесткое условие: «Приведите мне Тахцидиса. Я сделаю из него чемпиона». Грек отлично контролирует мяч, имеет прекрасную левую ногу и способен отдать острую передачу. «По позиции на поле я бы сравнил его с Фернандо Редондо. Хотя такое сравнение – это, конечно, святотатство», – сделал смелое заявление и тут же осекся Сабатини на конференции, посвященной покупкам «Ромы». Тахцидис медлителен и не слишком мобилен, но Земан уверил, что научит его играть на самых высоких скоростях. Конкуренция в средней линии «Ромы» возросла, однако всерьез никто не думал, что вместо Брэдли и Пьянича Земан собирается на постоянной основе использовать Флоренци и Тахцидиса. Немыслимо отдавать неопытному юноше одну из ключевых позиций – место центрального полузащитника.

Но то, чего никто не ждал, случилось – Земан раздвинул Де Росси и Флоренци и вставил между ними грека. Переиграв во втором туре «Интер», чешский тренер понял, что именно это сочетание игроков способно на многое, и не важно, что вслед за этим случилось разгромное поражение от «Ювентуса» в Турине. Так никому не известный Тахцидис стал основным игроком «Ромы». Что, разумеется, вызвало недоумение, а затем и гнев фанатов и специалистов. И это в какой-то степени справедливо, ведь повышение далось Панайотису слишком легко.

Его переезд в Рим похож на использование «пасхалки» в восьмибитном Марио: вместо того, чтобы проходить все этапы подряд, хитрый водопроводчик всегда мог нырнуть в одну из зеленых труб и перескочить через добрый пяток уровней. Главное – найти такую трубу. Для Тахцидиса ей стал Земан, и грек сам ошалел от свалившегося на него карьерного роста: «Предложение «Ромы» меня действительно удивило. Я не готов играть в основе, но счастлив работать и развиваться под началом Земана, который известен прекрасной работой именно с такими молодыми игроками, как я. Что бы он ни попросил, я сделаю все».

За этими словами стоит бесконечная благодарность и преклонение перед Земаном. Вполне отчетливо можно представить, как на тренировке Тахцидис робеет перед седым матерым чешским лисом и губкой впитывает каждое его слово. А Зденеку именно это и нужно – беспрекословное выполнение инструкций и возможность влиять на становление игрока, лепить из него причудливую фигуру, которая найдет подходящее место в его механизме игры. Земан малюет сюрреалистичную картину, и Тахцидис – лишь пара его мазков на римском холсте. Грек идеально вписывается в бандитскую шайку Земана. Даже свой внешний вид он привел в соответствие с образом современного футболиста, сбрив виски и оставив хулиганистый аграрный блок на макушке.

Несмотря на то, что сам полузащитник не ожидал места в основном составе, Земан его туда поставил и сделал центровой (в самом прямом смысле) деталью. Но пока Панайотиса нещадно критикуют, как критикуют и самого Земана. «В серии Б было больше пространства и играть было проще, но постепенно я понял, что от меня требуется и на уровне серии А», – заявил Тахцидис после феерической победы над «Дженоа». Но тут же проваленный матч против «Удинезе» вновь спустил с цепи критиков: «слишком мягкотелый», «глупое удаление – суть и справедливый итог его выступления», «теперь Земан не отмажется – придется пробовать другого плеймейкера», «большинство поражений «Ромы» ассоциируется именно с Тахцидисом». Журналист Sky Маурицио Компаньони называет Панайотиса не иначе, как «греческая проблема Рима».

Такая нелюбовь продиктована непониманием того, как можно игнорировать Брэдли и Пьянича, замещая их каким-то непонятным футболистом, которому место в серии Б. Кажется, что в него верят не больше, чем в целебные свойства мочи. Тахцидис и правда не идеален. Его передачи гораздо менее точны, чем передачи Флоренци и Де Росси, он стремится бить по воротам, хотя получается плохо. Он остается игроком, которого довольно нетрудно переиграть один в один – неповоротливость все еще сказывается. Но и ожидать, что Тахцидис с первой игры начнет рвать соперников на тряпки, было бы глупо. Пример Флоренци в этом смысле уникален – он будто всю жизнь играл за «Рому» в серии А.

Сейчас фигура Тахцидиса вызывает у людей негативные эмоции, хотя он не сделал почти ничего совсем уж криминального (за исключением недавнего дурацкого удаления и пары ошибок, которые другому уже давно бы простили). Неприязнь к нему – это в чистом виде неприязнь к Земану и его работе. И, пожалуй, до тех пор, пока чех будет тренировать «Рому», Тахцидиса будут костерить. Он никак не вяжется с занимаемой им же позицией в самом сердце «джаллоросси», но Земану на это наплевать. Он пообещал сделать из Тахцидиса суперзвезду – и время на выполнение обещания у него еще есть.

Говорят, к старости людей тянет к земле – пенсионеры закупают рассаду и садовый инвентарь и все чаще гнут спину в попытке разглядеть рост первых побегов. Зденеку Земану 65 – кто знает, возможно, через какое-то время именно Панайотис Тахцидис станет последним красивым цветком, выращенным в его Земанляндии.