Теневые принципы. Часть 1. «Пражское «С»
Минувший уик-энд подарил нам изобилие наипринципиальнейших противостояний от «Русской классики» и «Le Classique» до «Derby della Madonnina» и «El Clásico». Пережив эти донельзя пропитанные страстями и принципами выходные, «Юниорский взгляд» решил не выныривать из атмосферы великих дерби и запустить цикл, посвященный не менее принципиальным матчам, проходящим за пределами европейской «топ-5» и России. Практически собратья «Спартака» и ЦСКА – «Славия» и «Спарта» – вместе со своим извечным «Пражским «С» дают старт серии горячих рассказов о дерби, остающихся в европейской тени.
Справедливости ради стоит отметить, что в Чехии, помимо «красно-белых» и просто «красных», в Праге базируются ещё несколько команд. В нынешнем сезоне столицу также представляет «Дукла», в дивизионе рангом ниже, например, «Богемианс». Однако в Чехии, как, в принципе, и в России, да и в других «больших» странах, дерби, по сути, свойствам и признакам, только одно, и играют в нём именно «Славия» со «Спартой» и никто иной.
Оба чешских гранда уже давно преодолели столетнюю отметку в возрасте, ибо основаны они были ещё в конце восьмисотых годов – «Славия» появилась на тогдашних ещё австро-венгерских просторах в 1892, «Спарта» – годом позже, в 1893. Однако, что интересно, на зеленые газоны представители общества «Спарта» впервые вышли только в 1896, именно тогда в «Спарте» появилась футбольная секция.
После Первой Мировой войны на карте, как известно, появилось много нового, в том числе и отделившаяся от распавшейся Австро-Венгрии Чехословакия, первый чемпионат которой стартовал в 1925 году. Соревнование проходило в один круг, а чемпионами стали «красно-белые». Следующий чемпионат был уже более масштабен и более привычен с точки зрения схемы проведения. Победу праздновала уже «Спарта», тем самым ознаменовав начало великого пражского противостояния: для представления тогдашней ситуации не стоит иметь несколько высших образований со всяческими красными дипломами – за первые 24 сезона чехословацкого первенства только однажды чемпионат одновременно проиграли и «красные» и «красно-белые». Стоит отметить, что этот период времени был одним из самых успешных в истории обоих пражских команд, что, в свою очередь, не могло сказаться на популярности среди болельщиков, количество которых стремительно росло как в Праге, так и за ее пределами. Причем даже перерыв в соревнованиях, связанный со всем известными событиями, не сумел прервать «S-ую» гегемонию. По крайней мере, по началу…
Зная, что, а вернее сказать, какой режим представляла собой Чехословакия во второй половине ХХ столетия, в абсолютную неколебимость мощи пражских грандов, да и не только их, верится, наверное, с трудом. И правильно, что с трудом: в тот не самый приятный и многообещающий период между болельщиками произошло расслоение – за «спартанцев» болели в основном представители пролетариата, за «Славию» – интеллигенция. Оба клуба переживали самые настоящие лихорадочные годы: их переименовывали, соревнования не могли быть свободными, без политических вмешательств, да и, в конце концов, сила команд постепенно скатывалась вниз.
Тяжелее тогда пришлось «красно-белым», которые находились в тяжелом нокдауне вплоть до середины 90-х. Всем известно, в каком месте была интеллигенция в суровых режимных реалиях, – «Славию» всячески давили и пытались выдавить из футбольного мира – даже традиционных красно-белых цветов лишали. И только большая армия поклонников вкупе с мощной историей спасли команду от полного уничтожения, которое было очень близко и в итоге давало о себе знать на протяжении многих десятилетий – «Славия» рассыпалась, причем сильно. Она стабильно болталась в конце турнирной таблицы, пока не окунулась в низшую лигу, став, как недавно было модно говорить в Краснодаре, «командой-лифтом». Стоит также отметить, что на фоне всех политических разборок и разногласий, усиливалось разногласие и у болельщиков обоих пражских команд.
«Спарту», в сравнении со своими давними знакомыми, кризис коснулся не так сильно – впервые вылетели «красные», например, только в 75-м году, а среди мрачных сезонов иногда просачивались и золотые вкрапления. Правда, чемпионами «спартанцы» становились не под своим историческим названием. Как уже говорилось, названия команд в те годы местные политики меняли с завидной постоянностью.
Вместе со всеми проблемами «двух «С» угасало и некогда великое столичное противостояние. Нет, принципы никуда не девались, однако класс команд был либо неравным, либо чересчур низким – и это без учета того, что команды прыгали из элитного класса в более низкий, расставаясь друг с другом как минимум на сезон (а практика обычно показывала, что и больше).
Закрывая тему переворотов, нельзя не отметить один забавный факт – обе команды за несколько лет носили названия «Сокол». Сначала это была «Славия», а год спустя – «Спарта».
В середине 80-х «Спарта» постепенно возвращала былое могущество, становясь чемпионом, на фоне былых лет, регулярно, в то время как «красно-белые» изредка довольствовались максимум серебряными наградами и несколькими победами в дерби.
После развала страны в 1993 году, в новоиспеченном чемпионате Чехии появился новый импульс великого противостояния – былое доминирование стало возрождаться – «Спарта» не потеряла постепенно приобретенной силы, а «Славия» вместе с большинством интеллигенции почувствовала свободу в движениях и, наконец, подтянулась. Апогеем возвращения второго князя стало долгожданное же чемпионство, которое «Славия» отпраздновала в 1996 году, прервав тем самым 49-летний простой.
Возвращаться в прошлое, а особенно такое, вряд ли хочется, но один момент проигнорировать никаким образом нельзя. В дерби двух «С» было много красивых и памятных матчах, однако один матч стоит особняком. Это случилось 29 июня 1968 года, надеюсь, историю более-менее все знают и рассказывать, что тогда было в Чехословакии, не надо. Это был тот случай, когда ради общего дела даже заклятые соперники действуют дружно. В разгар самого тяжелого периода страны был сыгран матч, посвященный 75-летию «двух «С». Если вы вспомните начало рассказа, то заметите, что такого юбилея даже теоритически быть не может. Однако ради праздника, который должен был слегка скрасить тяжелое время жителей Чехословакии, несколькими годами решили пренебречь. Сам матч, как это и должно было быть, завершился миром – 1:1.
Сквозь горячие пражские принципы также прошло множество игроков, однако самый яркий из них – Павел Недвед, отыгравший за «Спарту» четыре сезона и отметившийся в дерби двумя голами (это при его амплуа!), причем оба были победными.
Хорошо известные российским болельщикам Марек Сухи и Томаш Нецид также неоднократно оказывались в гуще пражских событий. Примечательно, что в Чехии и Марек, и Томаш были по одну сторону баррикад.
Плавно переходя в завершающую стадию рассказа, пожалуй, стоит окунуться в наши дни. Вот, например, основным вратарём «Славии» ныне является не кто иной, как Камил Чонтофальски. А в последнем очном поединке «двух «С» ему противостояли Иржи Ярошик и Марек Чех – знакомые всё лица.
Кстати, последнее пражское дерби было проведено совсем недавно, 29 сентября. В том матче победили «красно-белые» – 1:0. К этому матчу команды подошли не в самом лучшем и сильном состоянии: их гегемония взяла небольшую паузу. Взяла, чтобы вернуться. А как может быть иначе? «Славия» и «Спарта», будучи заклятыми противниками, за свою историю вместе пережили очень много, они прошли и огонь, и воду, и медные трубы; и куда бы их ни бросала судьбина, они всё равно живы по сей день и будут живы ещё долгое время вместе со своими горячими пражскими разборками, горячим и великим дерби «двух «С».
Не забываем подписываться на блог, комментировать и оценивать статью плюсами! :)