Испания, или как стать легендой, не меняясь в лице
Текст написан специально для электронного журнала Football Tribune.
Крылатая фраза Гари Линекера «в футбол играют 22 человека, а побеждают всегда немцы» вновь актуальна. Время поменяло лишь название победителя. Теперь балом правит Испания, ставшая владычицей футбола на стыке двух первых десятилетий нового века. Вот уже 4 года испанцы гордо восседают на пике футбольного Олимпа. Наиболее продвинутые соперники карабкаются наверх, чтобы дать бой Красной Фурии, однако падают обратно к подножию от мастерского щелчка по лбу.
Последний Евро здорово вписывается в концепцию проведения целого турнира ради одного-единственного матча. Перед ним можно было сколько угодно изображать большелобую профессуру, опережать оппонентов на сотую долю секунды или ровно на одну пролитую каплю пота. Осознавая своё превосходство над соперниками, испанцы ласково проходили их, будто угощая коктейлем из вишнёвого компота со снотворным.
Нынешнюю сборную Испании всё сложнее называть Фурией. Это уже не сборная времён Йерро и Рауля, которая беспощадно разрывала на куски противников, попутно обжигаясь на Кипре. Сейчас это настоящая машина, в жерновах которой гибнут команды любого веса и диаметра. Сборная Испании вывела химическую формулу победы, сведя непостоянство фортуны до уровня математической погрешности.
Первый матч турнира испанцы провели достаточно вальяжно, как позволяют играть себе в иных товарищеских играх. Первая встреча с Италией могла привести ко всем трём возможным исходам. Для Испании она была важна с точки зрения отладки игровых взаимосвязей, несколько подзабытых за полгода без официальных матчей. Итальянцы получили больше свободы, а потому игра вышла развесёлой с взаимными подколками и счастливым концом. Ирландцы и вовсе были благотворительной организацией в этой группе. Они помогли всем, кто нуждался. Даже невезучий Фернандо Торрес пополнил за их счёт свой голевой баланс. Ну, а Хорватия напоминала жертву из фильма «Пила». Их поместили в тесную коморку, до поры до времени не трогали, а вместо хэппи энда, не поведя бровью, закололи.
Всерьёз обсуждать выступление испанцев на групповой стадии не приходится. Вернее – для праздного интереса этим могут заняться дотошные любители статистики. Все остальные, кто внимательно следил за Испанией, готовились смотреть футбол, начиная со стадии одной 1/4. Предшествовавшее этому больше походило на разогрев, не претендующий на то, чтобы называться игрой с соревновательным смыслом.
Сборная Франции, услужливо подвернувшаяся испанцам в ¼, оказалась грозной только по старой памяти и громкой вывеске. На деле трёхцветные ничем не смогли озадачить чемпионов мира, не показав толком ничего. При приблизительно равном классе исполнителей, испанцам оказалось достаточно лучшей сыгранности, чтобы создать визуальное ощущение удушающего преимущества над соперником. И никакие умения Рибери и Бензема не могли помочь французам, они просто утонули в необъятном океане испанского преимущества.
Тем загадочней выглядит полуфинал Португалия – Испания, где географические соседи устроили душещипательный триллер для своих болельщиков. На отдельных отрезках матча португальцы откровенно переигрывали соперников за счёт фланговой игры, где у них подобрались исполнители мирового уровня. Временами казалось, что испанский колосс вот-вот рухнет под гнётом Криштиану Роналду и Нани. Всё, наверное, так бы и случилось, не перейди матч в серию пенальти, вновь зарекомендовавшей себя как лотерея. Удар Бруну Алвеша - звон перекладины, разочарование одних - ликование других.
Думаю, матч с Португалией можно воспринимать как некий симптом пресыщенности. Конечно, всё закончилось благополучно, однако в следующий раз недонастрой может привести к куда более тяжким последствиям. Испанцы вовремя это поняли, и на беду итальянцев подошли к финалу предельно мобилизованными.
Да и не финал получился, а самая настоящая мечта. Кинетическая энергия, которую накапливала команда Дель Боске на протяжении всего турнира, вышла наружу именно в том матче, где и было запланировано. И, кто знает, не будь этой нервотрёпки с Португалией, не задумали ли бы испанцы сыграть слезоточивый романс на нервах своих болельщиков в финале?
Судьба распланировала всё так, чтоб у Италии не возникло ни единого шанса. Это по-своему жестоко. Сборная Пранделли на стадии плей-офф показала блестящий футбол, да и в финале была не настолько плоха, как нас пытается обмануть итоговый счёт. Просто Испания своевременно вспомнила всё, чем так славилась La Furia Roja, и стёрла соперника в порошок. Испанцы не были сильнее именно на четыре мяча; Балотелли и Ко вполне могли украсить финал и парой своих шедевров, вот только расположение звёзд в ночном киевском небе не позволило им этого сделать.
Итак, сборная Испании навсегда вошла в историю футбола как первая команда, выигравшая подряд три титула планетарного масштаба. На мой взгляд, у этого есть три причины, без которых ничего подобного не случилось бы. Самая первая и самая главная – это тактическая составляющая, которой испанцы не изменят, даже если будут уступать условному Сингапуру на 89-й минуте матча со счетом 0:3. Испанская система, которая родилась в научных лабораториях Барселоны, проходит проверку не только в относительно редких матчах Красной Фурии, но и еженедельно используется игроками каталонского гранда, которые занимают стержневые позиции в национальной команде. Чаще всего тактика мелкого паса себя оправдывает. Она обезличивает соперника. Приверженцам «тики-таки», кажется, уже не так важен класс соперника, ибо без мяча абсолютно все оппоненты равны и беспомощны. К тому же внятной и, главное, более-менее безотказной системы в противовес ещё не придумано.
Разумеется, то, что в Испании подобралась целая группа исполнителей под эту модель, - обстоятельство не менее важное. В большинстве своём футболисты довольно молоды, да и процесс обновления команды от 2008-го до наших дней проходит образцово гладко. Есть все основания считать, что чемпионские позиции мастера из Испании не утратят и в будущем. По крайней мере до той поры, пока в их квартирах уже некуда будет вешать медали, пока они не пресытятся.
А ещё я постоянно ловлю себя на мысли, что общий уровень футбола национальных сборных, начиная с 2006-го года, стал падать. До того международные турниры выглядели весьма представительно. Более того, футбол в исполнении тех сборных выглядел куда содержательнее и мощнее. В них было гораздо больше ярких личностей, способных одним лишь своим присутствием приковать внимание к игре. Лидеры современных национальных команд подходят к чемпионатам мира и Европы в крайне измождённом состоянии, измотанные длинным и насыщенным клубным сезоном. К примеру, турнир в ЮАР отлично продемонстрировал физическую и эмоциональную выхолощенность звёзд. Конечно, и раньше на лидеров мирового футбола выпадала повышенная нагрузка, однако они и вида не подавали, что по горло сыты футболом.
Хотя последнее рассуждение вполне может быть ошибочным, потому как визуальное ощущение всеобщего упадка, вероятно, есть следствие гигантомании, зародившейся в испанской Примере. Два суперклуба, практически в каждом матче деклассирующие соперников, и два супербомбардира, забивающие по 40-50 голов за чемпионат, уж точно не потворствуют тому, чтобы футбол казался игрой равных или хотя бы первых среди равных. Каплей в море может показаться даже голевой тридцатник Ван Перси и добытое в упорной борьбе чемпионство «Манчестер Сити». И вроде бы Премьер-Лига не стала смотреться хуже, но куда ей там, когда в той же Испании мыслимые и немыслимые рекорды устанавливаются настолько часто и буднично, будто за хлебом сходил в булочную за углом.
Так или иначе, нравится это кому-то или нет, а испанцы заставили каждого из нас стать свидетелями исторической эпохи имени себя самих. Совершенно неясно, когда подобное случится ещё раз. Возможно, в футболе такие времена настают не чаще, чем случается солнечное затмение. Сейчас относиться к засилью испанского футбола можно по-разному: и лишь время, которое по привычке убежит вперёд, будет напоминать нам всем, что мы были свидетелями игры абсолютно сильнейшей национальной сборной в истории мирового футбола.
Только «кАморку» в конце четвёртого абзаца:)