Евро-2012: Мы при... все-таки доехали, чтобы победить! (1/12)
8 июня 2012. Вроцлав. Группа А. Россия 4 Чехия 1
Мы бежали по мосту через Нейссе. Перед нами уходила вверх улица маршала Пилсудского. До станции "Згожелец Място" оставалось почти два километра, до поезда - 15 минут. Польский берег реки не подавал никаких признаков жизни. Полчаса назад стартовал чемпионат Европы и все население приклеилось к телевизорам. Обливаясь потом, мы в отчаянии пытались глазами найти такси, но увы...
Во всем, конечно же, были виноваты немцы. Нет, скорее, "Райанэйр", после жеребьевки в декабре взвинтивший цены на прямые перелеты в западную Польшу раз в пять. Пришлось искать другой маршрут.
Изначальной целью нашей поездки была Познань, где 10-го июня должны были сыграть сборные Ирландии и Хорватии. Там же у моего товарища Роджера проживает старый знакомый, который немедленно предложил нас расквартировать. Проковырявшись несколько дней после жеребьевки на сайте www.uefa.com я смог взять 4 билета на матч (2-ой категории), а лететь мы решили через Берлин (за 120 евро), откуда до Познани прямой поезд. При этом, вылетев с утра в пятницу 8-го, при большом желании, сделав "крюк" на юго-восток, можно было успеть на матч Россия-Чехия во Вроцлаве.
К маю нашлись и билеты на матч с чехами (3-ей категории), ночлег и три поезда, которые должны были доставить нас во Вроцлав за час до игры. Затем в середине мая пришел имейл от "Люфтганзы". Немцы не успели сдать в эксплуатацию новый берлинский аэропорт "Бранденбург", заваливший проверку систем противопожарной безопасности, и наш самолет перевели в "Тегель". Заново проверив www.bahn.de, я успокоился. Во Вроцлав мы все равно успевали тремя поездами, только теперь отправлялись с центрального вокзала Берлина (маршрут выделен зеленым ниже).
Вывалившись из дома полседьмого утра 8-го июня,
менее чем через час я уже был в "Хитроу", где меня поджидал Роджер. Здесь же столкнулись с первой проблемой. Самолет "БМИ" (партнера "Люфтганзы") опаздывал на час, а у нас в Берлине между запланированной посадкой и поездом на Коттбус час сорок.
На шикарный вокзал,
выстроенный несколько лет назад недалеко от Рейхстага
на месте сильно поврежденного во время войны и снесенного в конце 50-ых Лертского, мы опоздали на 10 минут. До следующего "регионального" 50 минут. Не проблема - между поездами в Гёрлице и Згожелеце у нас было полтора часа. Успеем.
Вооружившись распечатками и вспомнив немецкий, объяснил даме в кассе какие билеты нам нужны до Гёрлица. Приятно удивившаяся представительница "Дойче Бана" напечатала нам Brandenburg-Berlin-Ticket и второй от какой-то бранденбургской деревни до границы. Получилось по 24 евро на нос. Нормально.
Перекусив, отпавились на платформу, где ирландцы ждали задержавшийся экспресс до Познани. Нашего "регионального" видно не было.
На табло горели 10 минут опоздания, потом 15, затем 20. Мда-с... Понадеявшись на легендарную пунктуальность немецких железный дорог мы "попали", так как на пересадку в Коттбусе была всего 6 минут.
Так, когда там следующий из Згожелеца? 18:55? Когда прибываем во Вроцлав? Как раз к началу матча. А стадион где-то у "кольцевой". Плохо, но ничего не поделаешь.
За окном проплывали леса и селения бывшей Германской Демократической Республики,
а мы все более безнадежно отставали от графика - 30 минут, 40 минут, 50 минут... Но на следующий из Коттбуса мы все-таки успели. Роджер даже успел сбегать за пивом.
Оставалось смотреть в окно
и надеяться на чудо.
В Гёрлиц, конечно же, опоздали. До польского поезда осталось полчаса. На выходе стояли такси,
но... они могли довезти нас только до моста (за 7 евро). Зачем тогда они нам? Тут до Нейссе 5 минут. Вперед! По вымершим улицам прототипа саксонского уездного города N мы вприпрыжку ринулись под гору к реке.
Был слышен только наш мат и цокание моего чемоданчика по булыжной мостовой. Пять минут, десять... время безнадежножно убегало от нас, но вот и мост…
...пока Роджер снимал деньги, я вышел на перекресток и наконец-то увидел заветный "Мерседес", в гордом одиночестве стоявший у закрытого кафе. Ввалившись в машину мы выпалили: "Згожелец място! Быстро! Сколько?" Флегматичный поляк за рулем оказался мужиком порядочным, спокойно кивнув "десять" (мы бы заплатили и все сто), и опять стал вслушиваться в радио, не забыв при этом тронуться с места.
- Ну, что там?
- 1-0- Левандовский?
- Ага. У греков удаление.
Через несколько минут мы подрулили к какому-то пустырю с киоском и, на вид, складом. "Здесь станция?" "Вон туда, вниз."
Действительно в низине были пути, платформа, пассажиры. Успели!
Какое же было мое удивление когда вместо ожидаемового желтенького "дольношленского" поезда из-за угла выполз состав с буквами "ДБ". Взглянув на расписание, я смог только устало вздохнуть. Если предыдущий поезд был действительно польский, то этот шел из Дрездена... через Гёрлиц, что означало что наш забег был скорее идиотским, чем героическим.
Плюхнувшись на места, заплатив кондуктору по 27 злотых и открыв по банке "Бекс", мы смогли перевести дух. Местное население с любопытством разглядовало двух потных иностранцев, а мы тем временем планировали последний этап со Славой (Turkmen99), поджидавшего нас во Вроцлаве.
Станцию "Лешница" на окраине Вроцлава разобрали и, похоже, забыли собрать. Среди этого бардака нас поджидала бордовая "Хонда". До начала матча оставалось десять минут. Проехав некоторое расстояние в сторону центра, машину с вещами бросили в поле и взлетели в причаливший трамвай. Несколько остановок до стадиона и последние 400 метров бегом. Вниз, под мостом, мимо людей размахивающих билетами, через пустые турникеты, легкий шмон и прямо на трибуну (с местонахождением сектора повезло). Согнав бухого мужика в майке "Крыльев Советов" с моего кресла, после 13 1/2 часов в пути я наконец-то занял свое место на стадионе. Шла 10-ая минута матча Россия-Чехия.
Выстроенный за 730 миллионов злотых стадион на 42.800 зрителей выглядел в этот вечер, что надо.
Трибуны достаточно крутые. Таким образом мы все-таки присутствовали на арене, а не в театре а ля, скажем, "Эмираты". Стоит заметить, что после переезда средняя посещаемость домашних матчей "Шленска" выросла в чемпионском сезоне 2011/12 до семнадцати тысяч, то есть более, чем в два раза по сравнению с предыдущим.
Места в этот вечер были заполнены процентов на 95-97. Пустовали только дорогие по центру.
Впрочем, насколько я понял, кто хотел, на матч попал. Было шумно, настоящий праздник - и для местных и для приезжих. Мы оказались рядом с чешским сектором,
а вокруг нас миролюбиво перемешались русские, чехи и поляки,
которые постепенно приходили в себя после катастрофического второго тайма матча с греками. Время от времени кто-то из местных затягивал "Польска, бело-червоны!" и тысячи подхватывали.
Вспомнился мой предыдущий матч на Евро в далеком 1996-ом году, когда в Манчестере в полуфинали играли чехи с французами. В перерыве врубили "Трех Львов", стадион покрылся флагами с красными крестами и англичане тоже запели про себя. Тот матч, если честно, не удался. "Олд Траффорд" был заполнен только на две трети. Игра был скучной и вполне логично докатилась до серии пенальти после двух безголевых часов. После промаха Педроса точный удар защитника "Кайзерслаутерна" Мирослава Кадлеца (отца Михала) вывел чехов в финал. Для меня главным моментом дня стал автограф Патрика Бергера в перерыве. Пока он подписывал страничку в блокнотике я по-немецки (он тогда играл в Дортмунде) поинтересовался не хочет ли он перейти в "Ливерпуль". Бергер только ухмыльнулся и через два месяца... переехал на "Энфилд", на несколько лет став моим кумиром. Без чешского флага после этого на Копе я не появлялся. Так что с тех пор чехи мне почти как родные.
Игру все видели. Сборная России выглядела здорово,
изящно разгромив соперника, и не зря российский сектор под занавес матча скандировал "Молодцы!"
Я не ура-патриот, в России уже давно не живу и клубные дела у меня на первом месте, но я был просто в восторге от увиденного.
Чешских болельщиков было немного жаль -
они-то точно внесли свой вклад в замечательную атмосферу на стадионе.
Был один интересный негативный момент, про который почему-то нигде не писали. На 63-ей минуте, когда кто-то готовился отдать мяч Аршавину, он поднял руку - "не надо" - и следующие 20 минут просто отдыхал. Почему его не заменили? Он даже не пошевельнулся, когда минут за 15 до конца матча Томаш Росицкий рванул вперед и все могло бы закончится плачевно, но выручил Малафеев. Да, капитанище!
После матча к нам присоединилась Славина жена (она смотрела игру на другом секторе). Пора было отсюда выбираться. Мы столкнулись со стандартной проблемой новых стадионов - расположен на окраине,
до центра километров семь, дороги запружены, трамваи битком. Здесь на руку сыграл тот факт, что к машине надо было ехать в другую сторону. Пока ее забрали шоссе в центр разгрузилось и даже получилась небольшая ночная автомобильная экскурсия по достопримечательностям Вроцлава.
Нас выгрузили у университета, и собрав в центре местную русскоязычную диаспору со всех концов бывшего Союза, мы прогулялись до бара "У Августа", расположенного под сводами под железнодорожным полотном.
Пиво в этом заведение было чешское, по 6-7 злотых. Польские пивоварни скупаются международными компаниями, качество страдает, а до Богемии с Моравией от Вроцлава рукой подать. Таким образом народ переходит на соседское.
Слово за слово... домой добирались в непонятно каком часу. Впереди еще был почти весь чемпионат, но более успешное начало я и не мог вообразить, когда вечером ступил на польский берег Нейссе.
Спасибо за репортаж!